Мишина М.М. (г. Москва)

Мишина М.М. (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БИЛИНГВИАЛЬНЫХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье представлены результаты психологической диагностики готовности к школьному обучению билингвиальных старших дошкольников с помощью применения проективных методов, что позволяет проводить ориентировочную оценку их общего умственного развития, не нарушая естественности поведения. Проективные методы имеют творческий, игровой характер и снижают нервно-психическое напряжение старшего дошкольника. В случае с билингвиальными дошкольниками в процессе психологической диагностики существует вероятность временного расстройства речевой деятельности, проявления языковой путаницы и непонимания диагностического материала.

Ключевые слова:  билингвиальный старший дошкольник, проективные методы, психологическая готовность к школе.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Психологическая готовность к школе билингвиальных старших дошкольников имеет определенные особенности. Исходя из того, что графическая деятельность у билингвиального старшего дошкольника вызывает у него положительные эмоции и является более естественной, не требующей сильных волевых усилий, правомерно использовать проективные рисуночные тесты в психологической диагностике, что является более информативными. Рисунки отражают не сознательные установки старшего дошкольника, а его бессознательные переживания [4].

Объект исследования – билингвиальные старшие дошкольники, а предмет – готовность билингвиальных старших дошкольников к обучению в школе.

Цель работы: исследовать уровень готовности к школьному обучению билингвиальных старших дошкольников с помощью проективных рисуночных тестов.

Методологической основой исследования являются культурно-историческая теория Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева.

В процессе исследования психологической готовности к школе были изучены продукты деятельности 22 билингвиальных старших дошкольников и 10 монолингвиальных старших дошкольников в возрасте от 6,1 до 7,2 лет.

В исследовании психологической готовности к школе применялись следующие методики: Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; Методика «Домик» (Н.И. Гуткина) [2]; Рисунок человека (К. Маховер) [3].

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы билингвиального старшего дошкольника порождает возникновение у него внутренних психологических качеств. Изменение структуры поведения билингвиального старшего дошкольника дифференциацирует внешние и внутренние поведенческие проявления. Постепенно, в процессе возрастного развития, у дошкольника формируется смысловая ориентировочная основа поступка как связь между разворачивающимися действиями и желанием что-то предпринять. Со временем старший дошкольник, может логично оценить будущее действие с точки зрения его результатов. Тем не менее, его оценка, скорее носит эмоциональный характер, хотя и включает личностный смысл поступка. В данном случае можно понять его позицию в системе отношений. У билингвиального старшего дошкольника возникает внутренняя позиция, которая приобретает черты ориентировки в оценке собственных действиях.

В процессе возрастного развития у билингвиального старшего дошкольника заметно проявляется переживание. Могут возникать неудачи и успехи, которые формируют устойчивый аффективный комплекс, связанный с чувством неполноценности или исключительности. При получении нового опыта аффективные образования могут изменяться или исчезать. Однако, в случае подкрепления соответствующими событиями, могут фиксироваться в структуре личности старшего дошкольника и влиять на развитие его самооценки, формируя определенный уровень притязаний. В семилетнем возрасте вследствие обобщения переживаний формируется логика чувств. Между переживаниями устанавливаются связи и возникает борьба переживаний [1].

К особенностям поведения билингвиальных старших дошкольников относятся следующие сюжеты:

- говорят на красивом новом языке страны пребывания и включают в речь развернутые фразы на разные темы. Постепенно, словарный запас родного языка уменьшается и общение затрудняется. Билингвиальный старший дошкольник перестает говорить на родном языке, так как понимает, что речь у него становится хуже;

- стесняются того, что он и его родители говорят на другом языке, не хочет выделяться, боится, что родной язык станет предметом для насмешек.

Для успешного обучения в школе чтению и письму билингвиальному старшему дошкольнику следует уметь четко произносить звуки родного языка; выделять звук в начале, середине и конце слова; использовать предлоги, приставки, строить предложения; самостоятельно пересказать прочтенный рассказ.

Психологическая готовность к школьному обучению является сложным, многокомпонентным образованием с определенной структурой. С целью исследования психологической готовности билингвиальных старших дошкольников необходимо использовать проективные техники, которые направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу [4].

Старшим дошкольникам предоставляется возможность интерпретировать содержание сюжетных картинок и завершать незаконченные предложения. Ответы на задания имеют широкий диапазон. Суть проекции заключается в бессознательных переживаниях, порождаемых неосознаваемыми впечатлениями при доступности объективной диагностики [4].

Различают следующие группы проективных методик: структурирование (осмысление стимула); конструирование (формирование из деталей целого); интерпретация (объяснение ситуации); дополнение (завершение истории); катарсис (реализация игровой деятельности); экспрессия (рисование на свободную или заданную тему); импрессия (предпочтение стимула).

Большинство старших дошкольников любят собирать мозаику, конструировать, раскрашивать рисунки, разыгрывать сюжеты сказок. Детские рисунки, поделки из пластилина и игры несут в себе отражение внутреннего мира старшего дошкольника [5]. С помощью рисунка можно выявить различные психологические особенности билингвиального старшего дошкольника: уровень общего умственного развития, его эмоциональные особенности (тревожность, страхи, особенности социальных отношений). Кроме того, рисунки имеют коррекционный характер, так как прорисовывая, билингвиальный старший дошкольник «выговаривает» то, что вызывает у него волнение.

В процессе исследования психологической готовности билингвиальных старших дошкольников к школе были отобраны только те дошкольники, которые проявили интерес.

Исследование психологической готовности к школе билингвиальных старших дошкольников по тесту школьной зрелости Керна-Йирасека показало следующие результаты: 14 (n=22) респондентов имеют высокий уровень показателей функциональной готовности интеллектуального развития; 8 (n=22) респондентов соответствует интеллектуальной норме. Исследование психологической готовности к школе монолингвиальных старших дошкольников по тесту школьной зрелости Керна-Йирасека показало следующие результаты: 6 (n=10) респондентов имеют показатель интеллектуального развития выше среднего уровня, 4 (n=10) респондента соответствует норме. В ходе выполнения заданий по тесту Керна-Йирасека, старшие дошкольники имеют достаточный для обучения в школе уровень развития мелкой моторики рук, координации и движений руки. У респондентов выражено умение подражать образцу, что необходимо для успешного обучения в школе. Выполнение заданий ориентировочного теста школьной зрелости Керна-Йирасека вызвало положительный отклик.

Исследование психологической готовности к школе билингвиальных старших дошкольников по Методика «Домик» (Н.И. Гуткина), показало следующие результаты: 16 (n=22) респондентов имеют средний уровень развития произвольного внимания и 6 (n=22) респондентов показали низкий уровень. В основном не справились с заданием дошкольники, которым меньше 7 лет. При выполнении задания респонденты не пропускали элементы, их ошибки не считались грубыми. Ошибки связаны с нарушением пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Исследование психологической готовности к школе монолингвиальных старших дошкольников по Методике «Домик» (Н.И. Гуткина), показало следующие результаты: 5 (n=10) респондентов имеют средний уровень развития произвольного внимания, 5 (n=10) респондентов – низкий уровень развития (дошкольники неудовлетворительно справились с работой по образцу). Ошибки в выполнении задания связаны с нарушением пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Тем не менее, ни один элемент копируемого рисунка не был пропущен.

В процессе исследования психологической готовности к школе билингвиальных старших дошкольников было выявлено, что использование проективных рисуночных тестов является более информативным, так как раскрывает не только уровень интеллектуального развития, но определяет эмоциональное отношение дошкольника к окружающей среде. Результаты исследования по трем отобранным методикам дают возможность сравнить показатели выполнения методик и сделать вывод, что наибольшую трудность в выполнении вызвала методика «Домик» (Н.И. Гуткина). Причиной затруднения в выполнении заданий по методике «Домик» является то, что в ней необходимо использовать навык точного копирования образца (рисовать так, как хочется дошкольнику, было нельзя). Можно сказать, что эмоционально она не вызвала интереса у старших дошкольников, так как не предполагалось проявление собственного творчества.

Исследование психологической готовности к школе билингвиальных старших дошкольников по методике «Рисунок человека» (К. Маховер), показало следующие результаты: 22 (n=22) респондента имеют показали, соответствующие возрастному развитию, что характеризует готовность к школьному обучению. Интересно, что мальчики чаще рисовали первой женщину, что может быть связано с тем, что дошкольник растет в неполной семье или в семье, где доминирует мать. Так же причиной может служить сильная эмоциональная привязанность мальчиков к матери, особые взаимоотношения между ними, любовь к ней. Исследование психологической готовности к школе монолингвиальных старших дошкольников по методике «Рисунок человека» (К. Маховер), показало следующие результаты: 8 (n=10) респондентов показали результаты, соответствующие возрастному развитию, что характеризует готовность к школьному обучению. Девочки чаще рисовали человека противоположного пола.

По результатам исследования психологической готовности к школе были предложены варианты коррекции познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер личности билингвиальных старших дошкольников по следующим направлениям: развитие познавательных способностей (восприятие, память, мышление, воображение), тренировка в написании графических диктантов для развития мелкой моторики рук, рисование предмета с натуры, конструирование; реализация индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию; повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах организации наиболее благоприятных условий подготовки старших дошкольников к школе [5]. У билингвиального старшего дошкольника наряду с ощущениями, связанными с воспоминаниями на родном языке (книги, мультфильмы, большие праздники), должны возникать новые позитивные ощущения, связанные с событиями, происходящими в новой культуре. Необходимо научиться «переключать» языки (в школе говорить на «новом» языке, дома – на родном), постоянно расширять тезаурус старшего дошкольника, используя элементы родного и нового для него языка.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что неравномерность психического развития билингвиальных старших дошкольников в пределах возрастной нормы обусловливает необходимость внедрения комплексной и всесторонней диагностики психологической готовности детей к школе. Решение о сроках и формах обучения билингвиального старшего дошкольника должно приниматься родителями, педагогами и администрацией образовательных учреждений с учетом уровня психологической готовности к школе. Своевременная коррекция, основанная на прицельной диагностике психического развития билингвиального старшего дошкольника, является эффективной мерой предупреждения явлений школьной дезадаптации.

Литература

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2007. – С. 208.
  3. Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. – 5-е изд., стереотипное. – М.: Смысл, 2009. – С. 158.
  4. Мишина М.М. Внедрение психологических мнемотехник с целью развития памяти дошкольников / Социально-психологические проблемы современной семьи: материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией И.В. Ткаченко. – 2018. – С. 74-79.
  5. Мишина М.М., Траллманн А.М.В. Взаимосвязь образно-логического мышления и памяти у старших дошкольников // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2018. – № 12. – С. 64-70.

Об авторе 

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования института им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

 

Мишина М.М. Психологическая готовность к школе билингвиальных старших дошкольников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен