Соловьева О.В., Ерина А.С. (г. Ставрополь)

Соловьева О.В., Ерина А.С. (г. Ставрополь)

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье раскрывается проблема трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста. Подчеркивается высокая актуальность и значимость своевременного выявления трудностей в обучении и организации коррекционного процесса с детьми. Описана специфика психолого-педагогической коррекционной работы по исправлению трудностей в обучении младших школьников, названы принципы, направления и методы данной работы.

Ключевые слова: трудности в обучении, младший школьный возраст, психолого-педагогическая коррекция.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, влияющих на всю дальнейшую его жизнедеятельность. На этом возрастном этапе меняется социальный статус ребенка, что приводит к перестройке всей системы его социальных связей.

Полноценное проживание ребенком данного возрастного этапа может быть эффективно в случае ведущей и активной роли взрослых (родителей, педагогов, психологов). Их ключевой задачей выступает создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей учащихся младших классов при учете индивидуальных особенностей каждой личности.

В данный временной период обучения у младших школьников закладывается основа в целостной системе знаний, которая лишь дополняется в последующие годы. В этот период также формируются практические и умственные операции, навыки и действия, без них невозможны последующие практическая деятельность и учение. Отсутствие данного фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями может привести к серьезным сложностям в овладении школьной программой.

В этой связи актуальной становится решение проблемы своевременного выявления и коррекции трудностей в обучении младших школьников.

Данная проблема изучена в работах А.Ф. Ануфриева, М.М. Безруких, Ю.К. Бабанского, Ю.З. Гильбух, С.Н. Костроминой, Н.П. Локаловой, А.Р. Лурия, Н.Г. Лусканова, Н.Я. Семаго, Л.С.Славиной, Н.П. Слободяник и др.

Анализ исследований данных авторов показывает, что трудности в обучении соотносятся с такими категориями, как «школьные трудности», «трудности учения», «школьная неуспеваемость».

Изучением специфики психокоррекционной работы с младшими школьниками занимались Г.С. Абрамова, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина, О.И. Ефремова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Т.Д. Молодцова, Р.С. Немов, Р.С. Овчарова, А.А. Осипова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и многие др.

Анализ степени разработанности и практической реализации задачи коррекции трудностей в обучении позволил выявить следующие противоречия:

- между значимостью психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении и недостаточностью организационно-методического обеспечения данного процесса в современной образовательной организации;

- между необходимостью преодоления трудностей в обучении младшими школьниками и не разработанностью содержательной специфики психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста.

Исходя из данных противоречий, выявлена проблема исследования: какова специфика психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста?

Решая данную проблему, на первом этапе исследования, был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы с целью представления теоретических основы психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста.

В ходе анализа выявлена психологическая характеристика обучающихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении. Так, данная группа школьников имеет следующие основные особенности: незрелую эмоционально-волевую сферу личности; трудности фонетико-фонематического анализа; сниженную способность к приему и переработке информации по параметрам объема, скорости и точности; бедность словаря с наличием негрубых аграмматизмов; недоразвитие моторики на разных уровнях организации движений; бедность и недифференцированность образов представлений; нарушения пространственного восприятия; нарушения произвольности внимания; несформированность саморегуляции интеллектуальной деятельности; недоразвитие мнестической деятельности; недоразвитие словесно-логического и наглядно-образного мышления; низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; нарушения формирования всех компонентов речевой системы (лексической, фонетической, грамматической), низкий уровень развития умения планировать, темп усвоения и выполнения заданий у них бывает более медленный, чем у остальных учеников, отсутствие требуемого уровня познавательной активности, отставание в интеллектуальной работе усиливается нарастающими эмоциональными отрицательными переживаниями.

Далее нами были проанализированы подходы к изучению и классификация трудностей в обучении детей младшего школьного возраста. Исходя из анализа можно констатировать, что выделяют следующие группы трудностей в обучении младших школьников: трудности с письмом (дисграфия) и счетом (дискалькулия), овладения чтением (дислексия), трудности, связанные с функциями контроля и программирования действий, с функциями переработки слуховой информации, с холистической стратегией переработки информации, которые вызваны особенностями темперамента обучающихся (излишняя медлительность или торопливость).

Изучение специфики психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников показало следующее. Психолого-педагогическая коррекция является формой совместной профессиональной деятельности педагога, психолога, а также родителей, которая основанная на системе психологических воздействий для исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание социокультурной, возрастной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа по своей сути имеет направленность на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье. В формулировке коррекционных целей психолог должен руководствуется знаниями закономерностей психического развития ребенка как активного процесса, который реализуется в сотрудничестве со взрослым, пониманием структуры и динамики возраста, деятельностной теории в формировании возрастных новообразований, психологической информацией о социокультурной ситуации развития каждого ребенка [8].

Повышение интеллектуального потенциала, познавательных возможностей детей формирует у них психологическую основу обучения, которая способна помочь им успешно решать проблемы, возникающие в обучении.

И.В. Дубровиной были сформулированы основные принципы психологической коррекции личности [6]. Среди них назовем принципы единства коррекции и развития; единства индивидуального и возрастного в развитии; единства диагностики и коррекции развития.

М.М. Безруких в своих исследованиях рассматривала основные принципы помощи детям, которые имеют трудности в обучении [1].

1. Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, имеет право получить полноценное начальное образование при условии соответствующей и своевременно организованной системе коррекционной помощи.

2. Коррекция комплексных трудностей является многоаспектной задачей, поэтому для ее успешного решения важно учитывать как внутренние, так и внешние факторы.

3. Помощь детям со школьными проблемами при которой подвергаются коррекции не трудности обучения письму и чтению, а те причины, которые их вызывают.

4. Системная помощь детям с трудностями в обучении, которая включает меры неспецифической (ликвидацию конфликтных ситуаций в семье и школе оптимизацию учебного процесса, нормализацию режима, и т.п.) и специфической несформированности либо нарушений развития познавательных функций ребенка.

5. Комплексная организация помощи школьникам с трудностями в обучении, предусматривающую системную работу и системное взаимодействие логопеда, педагога, психолога, а также родителей.

Исходя из понимания данных принципов, строится система комплексной помощи, которая предусматривает:

− анализ и наблюдение проблем, а также выявление причин школьных трудностей;

− консультации специалистов;

− конкретное понимание целей и задач помощи;

− составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей работоспособности);

− разработка индивидуального плана обучения (для детей, имеющих школьные трудности);

− опора при обучении на сформированные функции и одновременное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);

− постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;

− после полного освоения предыдущего переход к новому этапу обучения (индивидуальный темп обучения);

− постоянное повторение пройденного материала;

− независимая оценка результатов работы и не реже двух раз в год функциональное состояние ребенка [2].

Решение задач по устранению причин трудностей в обучении необходимо проводить по следующим направлениям: формирование учебной деятельности с коррекцией ее недостатков (развитие личностных компонентов познавательной деятельности, формирование учебной мотивации, формирование общеучебных интеллектуальных умений) до требуемого уровня; развитие психических функций, обеспечивающих учебную деятельность (восприятие зрительная и пространственная ориентировка, внимание, память, мышление и др.); формирование базовых умений и представлений, необходимых для усвоения программного материала.

Ослабление или исправление в процессе коррекционных занятий недостатков в развитии дает возможность сформировать у детей, имеющих трудности в обучении обобщенные умения в различной области развития, отсутствие или недостаточная сформированность которых (например, умение определять последовательность звуков в слове) выступает в качестве причины его учебных трудностей (например, письма под диктовку).

При трудностях в обучении в педагогической коррекции используются такие приемы как выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей; метод личностной перспективы, рационализация воспитательно-образовательного процесса, анализ конфликтных ситуаций, в которые зачастую попадает ребенок; личный пример самого педагога; формирование мотивации учения посредствам использования позитивного стимулирования, подчеркивание личных достижений детей; использование в обучении наглядных опор, комментируемое управление, опора на жизненный опыт детей, поэтапное формирование умственных действий, а также умеренная учебная нагрузка.

С целью коррекции каждого варианта трудностей обучения необходимо применять различные методы и методики. К самым распространенным методам психокоррекционной работы с младшими школьниками, которые испытывают трудности в обучении можно отнести разнообразные психотехнические упражнения и игры, которые направлены на целостное развитие личности ребенка при решении психологических проблем, на развитие и коррекцию конкретных познавательных процессов или особенностей личности.

В рамках психокоррекционной работы для младших школьников широко применяется такие методы как игротерапия, предусматривающая воздействие на детей с помощью игры; арттерапия − метод психотерапии и психокоррекции, в основе которого лежит искусство и творчество; куклотерапия предполагает использованием кукол в психокоррекции [3].

Также применяются методы сказкотерапии и музыкотерапии. Так, посредствам сказочных образов дети могут получать возможность осознавать свои трудности, их причины, а также искать пути их преодоления. Ситуации, в которых оказываются сказочные герои, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок может посмотреть на них со стороны, в также идентифицировать проблемы героя с собственными.

В основе музыкотерапии в психокоррекционной работе с младшими школьниками лежит использование определенных музыкальных произведений, оказывающих существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка: снижают напряжение и тревогу, изменяют настроение, агрессивность и раздражительность, депрессию, повышают психический тонус личности и т. д.

Музыкальное воздействие зачастую сочетается с цветотерапией. Поскольку цвет обладает сильным воздействием на ребенка, он стал применяться в качестве вспомогательных приемов психотерапевтической и психокоррекционной работы. Имеются специальные разработки в цветомузыкальных установках, в них идет сочетание музыкального фона программы с приемами цвето-световых воздействий.

В целях психокоррекции применяется также библиотерапия, относящаяся к методу «лечебного чтения», реализуемого в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (стихи, прозы). В процессе и после чтения литературных произведений значительно изменяется самочувствие и настроение человека. Книга может отвлечь ребенка от тревожащих мыслей, избавить от скуки, способна пробудить интерес к познанию.

На психокоррекционных занятиях можно использовать аромофитотерапия, предусматривающую использование в профилактических, терапевтических и коррекционных целях ароматов растений, разделяемые на следующие три группы:

− тонизирующие и стимулирующие нервную систему человека;

− действующие успокаивающе нервную систему;

− ароматические адаптогены, которые способны нормализовать функциональное состояние при повышенной и при сниженной активности нервной системы.

В психокоррекционной деятельности с детьми младшего школьного возраста могут применяться элементы аутотренинга и нервно-мышечной релаксации. Аутогенная тренировка относится к методу, который при помощи специальных формул самовнушения повышает возможности саморегуляции личности. Нервно-мышечная релаксация – это метод, который предпологает выработку способности к произвольному расслаблению поперечно-полосатых мышц. С помощью нервно-мышечной релаксации вызывая расслабление, создаются необходимые предпосылки для освоения других, наиболее сложных приемов саморегуляции личности. Овладение на мире внутренних ощущений целенаправленной концентрацией внимания помогает формированию внутренних средств контроля и управления протеканием психических функций.

Психокоррекционные занятия с младшими школьниками дают возможность использовать сенсорную репродукцию, предполагающую создание чувственных образов, концентрацию внимания на воображаемых предметах. Идеомоторная тренировка относится к процессу интенсивного представления движения, воспринимаемого как собственное движение, способствующее выработке, стабилизации и исправлению навыков, позволяя ускорить их развитие в практической тренировке; разнообразные виды специальных дыхательных и двигательных упражнений, которые оказывают положительное влияние на умственную и физическую работоспособность личности, помогают снять ощущения напряжения, усталости, тревоги.

В процессе психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста применяются разнообразные психологические тренинги. Под психологическим тренингом понимается совокупность активных методов обучения навыкам поведения, саморазвития и самопознания посредством осмысливания и приобретения жизненного опыта, который моделируется в групповом взаимодействии. Проработка содержания психологического тренинга осуществляется с помощью групповой дискуссии, разнообразных видов игровых методов, психогимнастики, психодрамы, а также методов развития социальной перцепции и др. Психокоррекционная деятельность с каждым познавательным процессом имеет свою специфическую базу. Так, коррекция наглядно-образного мышления в школьном возрасте предусматривает выявление и отражение в виде наглядно-пространственных моделей объективных связей и отношений действительности. В этом случае в качестве основной задачи коррекции выступает формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства в решении познавательных задач. Исходя из этого, ориентировка младших школьников должна быть направлена не только на получение конкретного результата, а на общие способы действий [5].

Коррекция логических форм мышления имеет прочную и неразрывную связь с развитием символической и обобщающей функций речи. Коррекционные занятия должны предусматривать формирование предпосылок овладения учащимся научными категориями, определяя цель – развитие у ребенка логических операций сравнения, анализа, развитие действий, классификации обобщения.

Целями коррекционного воздействия в речевом развитии обозначается формированием основных новообразований данного возрастного периода: становлением регулирующей и планирующей функций речи, а также необходимых им форм − формированием как контекстной, так и совершенствованием диалогической ситуативной речи ребенка. К коррекционным задачам можно отнести: формирование связной контекстной речи, формирование, регулирующей и планирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в контексте подготовки к обучению школьников грамоте.

Коррекция памяти ребенка может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка − выделение специфических задач запоминания и воспроизведения предшествующего опыта, а также формирование внешнего опосредствования личности ребенка [4].

В коррекции внимания можно выделить задачи становления умений ребенка контролировать собственную деятельность. Так, в работах Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной можно найти подробное описание развития программирования и контроля у учеников 2-го и 3-го классов [7].

Эффективность психолого-педагогической коррекции может быть только в случае, если будут учтены механизмы трудностей младшего школьника. Исходя из данного понимания, важно, чтобы учитель смог при помощи психолога различать варианты трудностей обучения у своего ученика и своевременно организовать коррекционный процесс с детьми, сопровождающийся работой педагогов, психологов и родителей.

Таким образом, спецификой психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников является следующее. Формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков (формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности, общеучебных интеллектуальных умений); развитие уровня психических функций, обеспечивающие учебную деятельность (пространственную ориентировку, зрительное восприятие, фонематическое восприятие и др.); формировании базовых умений и представлений (об окружающем, количественных, графических и др.), которые необходимы в усвоении программного материала, использовании интерактивных методов (арттерапия, психогимнастика, сказкотеропия, музыкотерапия,) организации определенной работы педагогов, психологов и родителей по диагностике имеющихся проблем в обучении.

В психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста по устранению трудностей в обучении широко применяется игротерапия, арттерапия, куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапии и цветотерапия, аромофитотерапия, элементы аутотренинга и нервно-мышечной релаксации, а также психологические тренинги.

В целом психолого-педагогическая коррекция трудностей в обучении младших школьников направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье. Эффективность такой работы будет обеспечена командным подходом специалистов – учителей и педагогов-психологов при активном участии в данном процессе родителей школьников.

Литература

  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. − М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
  2. Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. − 2019. − № 63-2. − С. 199-202.
  3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 118 с.
  4. Канторова Е.В. Влияние возрастных особенностей памяти на трудности обучения младших школьников. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. − 2018. − № 2. − С. 61-62.
  5. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский Центр «Академия», 2001. − 320 с.
  6. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с
  7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет. – М.: Изд-во В. Секачев, 2020. – 25 с.
  8. Соловьева О.В., Климова Ю.А. Психологические факторы, обусловливающие социализацию младших школьников с нарушением речи. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2015. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru

Об авторе

 

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ерина Анастасия Сергеевна – магистрант психолого-педагогического образования «Практическая психология в социальной сфере и образовании»; учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа №24» г. Михайловска.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

 

Соловьева О.В., Ерина А.С. Специфика психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен