Кольцова И.В., Долганина В.В. (г. Ставрополь)

Кольцова И.В., Долганина В.В. (г. Ставрополь)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье описываются результаты экспериментального исследования по изучению социально-психологической безопасности детей дошкольного возраста при использовании электронных гаджетов. Проанализировано влияние данной зависимости на развитие ребенка. Предложено проводить профилактическую работу с родителями детей и воспитателями дошкольного образовательного учреждения, которые смогут правильно организовать информационный диалог дошкольника с гаджетами.

Ключевые слова: электронные гаджеты, дети дошкольного возраста, социально-психологическая безопасность, гаджетозависимость.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

В быстро развивающемся современном мире каждый день появляются новые программы, устройства, которые способны облегчить жизнь человека – называют гаджеты (от англ. gadget, переводиться, как «приспособление», «устройство», что обозначает «техническая новинка»). Для того чтобы облегчить человеческую жизнь, люди часто используют гаджеты, которые способны помочь. Технические новинки есть повсеместно, даже при рождении ребёнка родители приобретают гаджеты, способные развивать или контролировать его, например, радио-няня. На протяжении жизни гаджеты сменяют друг друга в зависимости от потребностей человека. Новейшие гаджеты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что они уже воспринимаются как должное.

Двадцать первый век – это век информационных технологий. Сегодня любой современный человек хоть раз в день пользуется этими новшествами. Безусловно, все они приносят большую пользу человечеству, но у всего этого есть негативное последствие, и это – зависимости от этих новшеств, ухудшение физического состояния организма человека.

В современных условиях интенсивного развития информационных технологий изучение проблемы гаджетной зависимости у детей дошкольного возраста в России приобретает особое значение.

Сегодня практически невозможно представить современного ребенка без электронной игрушки, планшета, смартфона. Принято считать, что дети информационного века уже рождаются с «мышкой» в руке. Знакомство с электронными устройствами начинается для ребенка довольно рано. Во-первых, это различные удобные и функциональные инструменты, позволяющие матери наблюдать за ребенком на расстоянии (радионяни, видеокамеры и т. д.). Чуть позже появляются различные игрушки, которые помогают маме общаться и занимать ребенка. И тогда ребенок очень быстро осваивает мамин смартфон и папин планшет и органично входит в электронную жизнь семьи.

Дети в возрасте 2-х лет умеют пользоваться гаджетами, включать интернет, включать браузер и находить любимые мультики. К 4-5 годам современный ребёнок уже уверенно разбирается с множеством устройств: от телефона до компьютера, комфортно чувствует себя в этой электронной среде, зачастую даже увереннее своих старших родственников. 

В связи с развитием инновационных технологий нынешнее поколение просто невозможно представить без современных технических устройств. Проблема в том, что дети любят проводить больше времени за компьютерами, телефонами и планшетами, чем за другими видами деятельности. Если взрослые в семье проводят много времени с электронными устройствами, то зависимость ребенка неизбежна. Поведение родителей считается особенно важным в воспитании ребенка. Если 5 лет назад подростки и старшеклассники страдали гаджетной зависимостью, то сегодня это характерно и для дошкольников. Эта тема представляет большой интерес для родителей и педагогов.

Проблемой изучения гаджетозависимости занимались такие исследователи, как Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, К. Голдберг, Я.И. Гилинский, С.А. Шапкин, К. Янг. В своих трудах Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский утверждают, что у детей, которые имеют зависимость от гаджетов, возникает сужение интересов за счет того, что их внимание направлено только к техническим новинкам. Дошкольники должны уметь играть с другими детьми, уметь общаться, развивать социальные навыки. Дети, которые большую часть свободного времени проводят за гаджетами, не умеют общаться, задавать вопросы. В свою очередь С.А. Шапкин в своих работах считает, что отрицательное влияние гаджетов очень завышено, если имеется негативный момент, то он выражен в малой форме [3].

По мнению Е.Н. Куриленко, игра становится частью жизни, то есть нормой для подрастающего поколения, и заменяет им реальную жизнь. Речь идет о гаджетозависимости. Хоть наше время сложно себе представить без гаджетов, стоит понимать, где использование гаджетов – это необходимость, а где уже начинается аддикция. Гаджетозависимость – это слабо изученный феномен, который в идет рядом с интернет, компьютерной и игровой зависимостями. Если интернет, компьютерная и игровая зависимости стали изучать ещё в 90-х годах прошлого века, исследования представлены в работах М.А. Андреева, А.В. Березина Д. Гринфилд, Д. Джейнтал, А.С. Шапкин, К. Янг и др., то гаджетозависимость ещё более молодая область исследования и слабо изученная [3].

Несмотря на различные подходы к изучению гаджетозависимости дошкольников, профилактика гаджетозависимости у детей дошкольного возраста как психологическая и педагогическая проблема ещё недостаточно изучена. В связи с этим возникает ряд противоречий между чрезмерным пристрастием к «гаджетам» детей дошкольного возраста, которое разрушающе действуют на ребенка и вызывает отрицательное воздействие на его психику, и отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена «гаджет-зависимости», который до настоящего времени в российских исследованиях практически не рассматривался.

Цель исследованияизучить уровень иособенности зависимости детей дошкольного возраста от электронных гаджетов.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов исследования).

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ детский сад №36 г. Ставрополя. В исследовании приняли участие 25 дошкольников и 25 родителей (мамы).

Оценка уровня зависимости от гаджетов производилась с помощью теста «Гаджетозависимость детей дошкольного возраста», составленного на основе теста «Определение компьютерной зависимости младших школьников» (О.Л. Кутуевой).

Подтвердили наличие интернета дома 100% опрошенных дошкольников. При этом 88% (22 чел.) из них ответили, что они могут воспользоваться интернетом только в присутствии родителей, и лишь 12% (3 чел.) детей разрешено дома использовать интернет самостоятельно («мама включает и я могу поиграть», «по выходным играю один»).

Ежедневно 20% (5 чел.) проводят за гаджетами более 3 часов и выключают планшет, телефон и другие виды гаджетов, когда поступает запрет со стороны родителей, 80% (20 чел.) берут в руки гаджеты, когда им скучно и нечем заняться, из которых 64% (16 чел.) тратят 1-2 часа в день на гаджеты, и лишь незначительная доля 16% (4 чел.) испытуемых тратят не более 1 часа на просмотр мультфильмов или игры в гаджетах.

Более половины испытуемых (64%, 16 чел.) прекращают работу с гаджетом, если решили заняться более интересным занятием, либо родители требуют выключить телефон, планшет и т.п. Лишь 16% (4 чел.) дошкольников самостоятельно выключают гаджет, если закончили просмотр мультфильма или закончилась игра.

Если у ребенка появляется свободное время, то 20% (5 чел.) опрошенных обязательно проводят его за гаджетами, эта же группа детей готовы отказаться от прогулки и других мероприятий, предпочитая деятельность за гаджетами; 64% (16 чел.) дошкольников, когда в плохом настроении или при свободном доступе к электронным технологиям предпочитают занятия за гаджетами (просмотр мультфильма, игры и т.п.), иногда отказываясь от совместного времяпрепровождения с друзьями и членами семьи, и лишь незначительная доля испытуемых – 16% (4 чел.) предпочитают другие виды деятельности, отличные от гаджетов.

16% (4 чел.) испытуемых отмечают, что могут найти себе занятия и без гаджетов, т.к. они много проводят времени с родителями и членами семьи (бабушки и дедушки, братья и сестры). 20% (5 чел.) детей, когда приходят домой после ДОО, обязательно берут в руки гаджеты (например, даже во время приема пищи). 64% (16 чел.) ребят отмечают, что у них много разных настольных игр и игрушек, но с гаджетами им тоже очень интересно проводить время.

Старшие дошкольники, которые играют в интернете, на уточняющий вопрос о том, в какие игры они играют, отвечали следующее:

-                   хожу через препятствия,

-                   играю в карты,

-                   стреляю шары, наряжаю куколку,

-                   строю дома и семью,

-                   прыгаю, бегаю, убиваю плохих героев.

Анализ полученных ответов позволил сделать вывод о том, что некоторые родители ответственно подходят к использованию интернета дошкольником, к выбору игр, отдавая предпочтение развивающим и познавательным играм. Другая часть родителей предпочитает не интересоваться тем, что их ребенок делает за гаджетами, считая, что дома с ним ничего плохого случиться не может. Однако психологические проблемы, которые могут возникнуть из-за неправильного использования гаджетов и интернет-среды могут привести к серьезным проблемам в развитии ребенка [2].

Таким образом, у большинства испытуемых (16 чел., 64%) зависимость не выявлена, однако существует увлеченность и предрасположенность к гаджетозависимости, у 16% (4 чел.) дошкольников гаджетозависимость не выявлена, у 20% (5 чел.) детей выраженная степень гаджетозависимости.

С целью выявления предрасположенности дошкольников к гаджетозависимости использовался тест для родителей «Склонны ли ваши дети к зависимости от гаджетов?», разработанный на основе теста «Определение компьютерной зависимости у младших школьников для родителей» (В.Г. Писарев).

16% (4 чел.) родителей отмечают, что их дети каждый день проводят достаточно много времени (2-3 часа) за гаджетами, а также их дети не могут самостоятельно завершить действия с гаджетом, им необходимо настойчиво напоминать об этом несколько раз; 56% (14 чел.) признались, что их ребенок 1-2 часа в день уделяет время гаджетам; 28% (7 чел.) родителей указывают, что проводят время за гаджетами не более 1 часа в день только тогда, когда им нечем заняться, например, на улице идет дождь и ребенок сидит дома. Становится очевидно, что никто из детей не проводит за гаджетами рекомендуемые санитарными нормами 7–10 минут, это время значительно больше.

16% (4 чел.) родителей отметили, что дети даже во время прогулки не расстаются с гаджетами, постоянно что-то смотрят в сети Интернет. 56% (14 чел.) мам испытуемых указали, что во время прогулки дети могут попросить гаджет, но если им предложить альтернативные игры и игрушки с друзьями, достаточно легко отказываются от гаджета.

28% (7 чел.) взрослых указали, что свободное время ребенок проводит на улице с друзьями или играет дома с игрушками, а также в настольные игры с членами семьи. По мнению этих родителей, если ребенок будет проводить много времени с гаджетом, то это нанесет вред его зрению или приведет к посещению запретных для его возраста сайтам. Итак, эта группа родителей негативно относится к использованию ребенком электронных гаджетов.

16% (4 чел.) родители указали, что дети отказывались от прогулки и посещения поликлиники, если с собой не брали гаджеты. 56% (14 чел.) родителей испытуемых отметили, что иногда дети отказываются от посещения родственников (бабушка и дедушка), если не завершили действия с гаджетом. Четвертая часть родителей от доли всех опрошенных (28%, 7 чел.), что их сын/дочь не испытывают потребности в гаджетах и не сталкивались с проблемами отказа от посещения различного рода социальных учреждений по причини игры ребенка с гаджетами.

Таким образом, у 56% (14 чел.) детей, по мнению родителей, имеется предрасположенность к гаджетозависимости, 16% (4 чел.) испытуемых имеют высокую степень гаджетозависимости. Не имеют зависимости, то есть спокойны к использованию своих гаджетов, только 28% (7 чел.) дошкольников.

Методика «Дом», «Человек-Интернет» (О.Т. Мельникова, Е.А. Фетисова) позволила изучить привлекательность Интернета для детей дошкольного возраста, что их в нем привлекает, их отношение к нему.

Мы обратили внимание 84% (21 чел.) на рисунков детей, которые представляют содержательный интерес для нашего исследования и проанализировали их. Данные рисунки явно демонстрируют положительные эмоции автора к гаджетам и Интернету. Дети нарисовали дома яркими цветами (розовые, салатовые, красные) и большими по размеру. Дома очень интересной формы и конструкции. Рисунки богаты изобилием деталей, прослеживается заинтересованность в изображаемом объекте. Некоторые дома изображены элементами природы, деревьями, цветами, солнышком, что тоже подчеркивает их привлекательность. У домов большие окна, двери. Окна имеют необычный вид, изображены в виде компьютеров и мобильных телефонов. Следовательно, более 80% испытуемых очень хорошо осведомлены, что такое Интернет и с какой целью он пользуются.

Таким образом, 64% (16 чел.) зависимость не выявлена, однако дети знакомы с функциями и работой гаджетов, предрасположены к гаджетозависимости; у 16% (4 чел.) испытуемых-дошкольников гаджетозависимость не выявлена, у 20% (5 чел.) детей выраженная степень гаджетозависимости.

Сбор, анализ и обобщение представлений родителей о содержании использования ребенком электронных гаджетов был провозвещен на основе использования авторской методики незаконченных предложений «Нормирование использования ребенком электронных гаджетов» (Кольцова И.В.).

Большинство родителей завершили предложение «Время пользования ребенком электронного гаджета возможно увеличить для того, чтобы...» следующим образом: «завершить занятие»; «позаниматься развивающими занятиями; «нельзя разрешать».

Таким образом, часть родителей дошкольников (28%, 7 чел.) строго контролирует время использования гаджетов. Около половины родителей (56%, 14 чел.) позволяют ребенку завершить занятие с гаджетом, в том числе, если это развивающее занятие. 16% (4 чел.) родителей разрешают пользоваться детям гаджетами, чтобы они не мешали им заниматься домашними и личными делами.

«Необходимо уменьшать время использования ребенком электронного гаджета для того, чтобы...» родители дали следующие завершения: «для прогулок и других дел»; «для воспитания»; «нельзя уменьшать».

Почти половина родителей (48%, 12 чел.) считают, что время занятий с гаджетом может быть равно времени для прогулок и других детских занятий.

Большинство родителей дошкольников (72%, 18 чел.) разрешают пользоваться электронными гаджетами для занятий ребенка развлечениями, соответствующих возрастным нормам. Данная группа родителей предпочитает занять свободное время ребенка интересными играми или мультфильмами вместо совместного времяпрепровождения с детьми. Почти половина опрошенных родителей (44%, 11 чел.) стремятся освоить вместе с ребенком развивающие занятия в попытке подготовить их к будущему школьному обучению.

Таким образом, основными занятиями дошкольников при помощи гаджетов являются различные развлекающие занятия (56%, 14 чел.), на втором месте – развивающие занятия (44%, 11 чел.).

Анализ мнений родителей «Использование электронного гаджета полезны ребенку для того, чтобы...» показал: «для подготовки к школе» – 20% (5 чел.); «для общего развития» – 40% (10 чел.); «нет пользы» – 16% (4 чел.), «получать удовольствие» – 24% (6 чел.)

Таким образом, большинство опрошенных родителей отмечают, что гаджет может быть полезен для общего развития ребенка, часть родителей убеждены, что занятия с гаджетом приносят пользу в подготовке ребенка к школе («освоение основ компьютерной грамотности», «расширение кругозора», «развитие логического мышления» и др.). Незначительная доля родителей, принявшие участие в эксперименте, не видят пользы для ребенка в гаджете и относятся к гаджету как к очередной игрушке для ребенка.

Анализ показал, что для предложения «Использование электронного гаджета может приносить вред ребенку тогда, когда…», родители написали следующие завершения: «проводит много времени, которое сложно контролировать» – 20% (5 чел.); «наносит вред зрению» – 40% (10 чел.); «может заниматься без контроля родителей, в том числе посещать ненужные сайты» – 40% (10 чел.).

Таким образом, на основе проведенного исследования мы выявили, что отношение родителей к использованию детьми электронных гаджетов базируется на трех уровнях: «уровень без ограничений», «нормальный уровень», «уровень запрета».

Родители с «уровнем запрета» не разрешают детям использовать какой-либо гаджет. Родители, которые имеют «нормальный уровень», разрешают детям использовать один вид гаджета (компьютер, смартфон или телефон, планшет). Родители с «уровнем без ограничений» разрешают детям использовать любой вид гаджета в любое время.

Применение дошкольниками гаджетов в своей деятельности имеет значительное влияние на разнообразные стороны их психического развития. Применение гаджетов имеет положительные стороны, такие как способность, использовать технические средства, обучение и отрицательные, недостаток социального взаимодействия, снижение творческой активности [4]. Возникновение гаджетозависимости у детей результат попустительских отношений со стороны родителей. Взрослые, которые не уделяют достаточного внимания ребёнку, а лишь заменяют его современными техническими средствами в последствии увеличивают шансы на то, что их ребёнок будет больше времени проводить в виртуальном мире, а не с ними. Именно поэтому возникновение гаджетозависимости у детей напрямую зависит от того какие детско-родительские отношения складываются в их семье [1].

В результате исследования выявлено, что 20% испытуемых имеют высокий уровень зависимости от электронных гаджетов; 60% – средний уровень; низкий уровень – 10%.

Таким образом, наш эксперимент позволил сделать вывод, что проблема гаджетозависимости возникает уже в дошкольном детстве, в связи с этим возникает необходимость задуматься о социально-психологической безопасности дошкольников при использовании электронных гаджетов. Для того, чтобы оградить ребенка от потенциальных угроз и опасностей, подстерегающих его в виртуальном пространстве, необходимо проводить лекционно-воспитательную работу, профилактические беседы и консультации с родителями дошкольников и воспитателями дошкольного образовательного учреждения, которые смогут правильно организовать информационный диалог дошкольника с гаджетами [2].

Литература

  1. Деньщикова С.Л. Влияние детско-родительских отношений на возникновение гаджетозависимости у дошкольников. // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение», (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 305-308.
  2. Кириллов И.Л., Соловьева Д.А. Психологическая безопасность детей дошкольного возраста при работе с компьютером и интернет-средой. // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Том 17. – №1. – С. 80-84
  3. Кисличко Т.Р., Пекуш А.Е.  Особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста. // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. – 2019. – № 6(17). – С. 41-46. 
  4. Сырман И.В. Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста. //Форум молодых ученых. – 2018. – № 5-3 (21). – С. 377-381. 

Об авторе

 

Кольцова Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы ГБОУ ВО «Ставропольского государственного педагогического института».

e-mail: kycher-1979@mail.ru

Долганина Вера Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы ГБОУ ВО «Ставропольского государственного педагогического института».

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

 

Ссылка для цитирования

 

Кольцова И.В., Долганина В.В. Социально-психологическая безопасность детей дошкольного возраста при использовании электронных гаджетов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен