Савинков С. Н. (г. Москва)

Савинков С. Н. (г. Москва)

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВКЛАД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

 

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматривается детский психоанализ, как метод психологической коррекции. Представлено описание подходов, разработанных классиками детского психоанализа: А. Фрейд, М. Кляйн, Ф. Дольто, Д. Винникотом. Систематизированы и представлены основные положения, дано описание конкретных приемов и методик, используемых в коррекционной работе с ребенком.

Ключевые слова: детский психоанализ, психология, метод, психокоррекция, ребенок.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение

Приводя описание методов и принципов работы психолога в рамках детского психоанализа, невозможно не коснуться работ австрийского врача-невролога Зигмунда Фрейда. Совместно со своим коллегой и учителем Йозефом Брейером, в период с 1895 по 1905 гг. он разработал метод психологического подхода к лечению невротических расстройств – психоанализ, который, первоначально, в силу малой изученности психологии ребенка, применялся исключительно к взрослым пациентам.

Не сложно представить себе работу врача-невролога трудящегося в середине XIX века, когда фармакология находилась в зачаточном состоянии. Еще не был открыт пенициллин, отсутствуют антибиотики и эффективные обезболивающие средства (не вызывающие привыкания), широко распространен морфий. При этом к врачу поступают больные с воспалениями нервной системы, расстройствами поведения и нарушениями в эмоциональной сфере.

В начале своей врачебной карьеры Зигмунд Фрейд с энтузиазмом применял электролечение при работе с больничными пациентами, которые наблюдались по нервным заболеваниям. Постепенно, признав отсутствие лечебного эффекта, Фрейд стал отходить от чрезмерного увлечения физическими приемами, используя вслед за своим учителем Йозефом Брейрером – катарсический метод.

Метод «лечения словом», стал для практикующих врачей того времени, настоящей сенсацией. Он позволял не применять гипноз и электролечение, а также ускорять процесс выздоровления, при этом для работы аналитику не требовалось медицинское образование, то есть психоанализ являлся уникальной специальностью, на стыке философии, психологии, физиологии и антропологии.

Первым в истории, случаем применения психоанализа к ребенку, является случай, описанный Фрейдом в статье «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и опубликованный в 1909 г. Зигмунд Фрейд проводит аналитический разбор фобий и страхов ребенка. При этом с самим ребенком Фрейд не встречался, а лишь руководил лечением, которое проводил отец мальчика.

Зигмунд Фрейд считал, что в будущем сеансы детского психоанализа будут развиваться и приобретут большее значение, однако, относился снисходительно к первым попыткам применения психоанализа к детям [5].

Современный детский психоанализ это четко очерченный и структурированный метод психологической работы с детьми, от 2 до 18 лет.

К детскому психоаналитику часто обращаются в случаях, когда ребенок или подросток испытывает трудности с адаптацией к той социальной среде и отношениям, в которых он вынужден находиться (детский сад, школа, институт). Ребенок и подросток не всегда могут осознавать свои чувства, от этого они страдают вполне реально, часто болеют, бывают эмоционально подавлены, тревожны, испытывают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Основной формой реализации психоаналитического подхода в работе с детьми считается игровая коррекция. Психолог, в данном подходе, не дает четких указаний или наставлений, активность исходит от самого ребенка. Однако, есть правила разграничивающие личное пространство взрослого и самого ребенка.

Игра в детском психоанализе является аналогом метода свободных ассоциаций. Игровые действия, которые совершает ребенок в течение занятия, вызваны какой-то бессознательной фантазией, которую аналитик должен проинтерпретировать и раскрыть.

Таким образом, задача психолога – озвучивать свои действия и действия ребенка, помогая вывести их подсознательный контекст «наружу», чтобы ситуация стала понятнее ему самому, а затем ребенку. Психолог также может задавать вопросы ребенку, чтобы получив от него ответ, направить игру в необходимую сторону, ту, которая приведет к определенному коррекционному эффекту [2].

Совсем не обязательно, что ребенок будет только играть, например, он может начать рисовать что-то на бумаге или рассказывать то, что приходит ему в голову, может сидеть молча или лежать на полу. При этом ребенок должен иметь возможность проявлять себя достаточно свободно, реализуя свои желания (в допустимой и адекватной форме). В психоанализе нет специальных инструкций о том, как именно ребенок должен играть. Он может использовать все находящиеся в его распоряжении предметы, так как он это задумал в ходе своей игры. Таким образом, игра позволяет «проиграть» ребенку внутренние конфликты, выразить «зажатые» эмоции, найти адекватные способы для реализации агрессивной энергии.

Игры с разрезанием и разрыванием бумаги, лепка из пластилина, создание объектов олицетворяющих собой некоторых людей или отношения с ними – все эти приемы помогают ребенку выражать себя. Таким образом, в кабинете детского аналитика должны быть в наличие различные материалы и инструменты, вместе с тем безопасные: клей, ножницы, липкая лента, разноцветная и простая бумага, кисточки, пластилин, карандаши и фломастеры.

В процессе коррекционных игр, также могут быть отыграны отношения (со сверстниками, родителями и другими взрослыми). Для ребенка очень важно иметь возможность проиграть ситуацию соперничества, противостояния, конкуренции, выбора и т.д. В этом помогут куклы, изображающие разных членов семьи или окружения ребенка. А также пригодятся домики, кубики, фигурки животных, предметы домашнего обихода (мебель, посуда и т.д.) [3].

В ситуации принятия правил, помогают фигурки полицейских, сказочных персонажей. По мнению Филипповой Е.Г. [6], есть серьезные основания рассматривать действие в каждом ребенке деструктивных импульсов и связанной с ними агрессивности, малышу нужны игровые средства для символизации подобных влечений. Идентификация ребенка со «злой» игрушкой, куклой, с которой он играет, допустима, но она, во-первых, не является единственно возможным способом отношений с ней, а во-вторых, необходимо понимать, что это не просто зеркальное бездумное копирование качеств персонажа (а ребенок при этом – чистый белый лист).

Форма диалога также считается приемлемой формой работы в детском психоанализе. Однако и здесь, наличие игрушек и материалов для творчества будет способствовать созданию доверительной атмосферы и установлению контакта ребенка с психологом. Работа с подростком обычно имеет разговорный характер и проходит в форме приближенной к работе со взрослыми клиентами.

В техниках детского психоанализа, с каждым годом уделяется все больше внимания невербальным методам работы, которые являются выражением бессознательного ребенка. Это объясняется тем, что в детском возрасте имеется недостаточно способов для выражения всех мыслей и потребностей, при этом ребенок может активно выражать себя другими способами. Филиппова Е.Г, к так называемым «телесным» методам относит следующие коммуникации:

- телесная «замороженность» (ребенок кажется сильно зажатым, скованным, как будто находящимся в скорлупе);

- диспластичность, раскоординированность движений тела, телесная «неустойчивость» (ребенку трудно удерживать равновесие);

- прижимание к полу (часто всем телом, лежа), вжимание в стул, табуретку;

- обнимающий жест или положение рук и кистей, как будто держащих что-то;

- почесывания, щипания, пальцы теребят одежду. Мимические проявления бывают следующими:

- многочисленные оральные действия (сосание пальца, облизывание или посасывание губ и языка, трогание губ пальцами и т.п.);

- взгляды на дверь (отсутствующие, ожидающие, с интересом);

- «отсутствующий взгляд» или взгляд «внутрь себя» и т.д. [6].

Расширение способов взаимодействия с ребенком, позволяет усилить положительный эффект психокоррекции.

Подход Анны Фрейд

Необходимо напомнить, что значимый вклад Анны Фрейд был внесен в теорию и практику психоанализа. В своей работе «Эго и защитные механизмы» она описала десять защитных механизмов психики: отрицание, проекция, сублимация, обращение против себя, рационализация, регрессия, реактивная формация, замещение, интеллектуализация, фантазии.

Фрейд А. выражает мнение о наличии связей между определенной фазой развития ребенка и защитным механизмом. При этом она отмечает, что регрессия и обращение против себя имеют инстинктивную природу и возникают у каждого человека с самого рождения.

Анной Фрейд были разработаны методы и приемы коррекционной работы с детьми. В своей книге «Введение в технику детского анализа» она, прежде всего, обсуждает возможности изменения аналитической техники при работе с детьми. По ее мнению, необходимо разграничение между анализом ребенка и взрослого, поскольку взрослый анализ проводится с гораздо более зрелым и независимым существом, тогда как ребенок пока еще является незрелым и несамостоятельным.

Ребенок постоянно находится под давлением запретов, которые формируют его личность. Невротическая подавленность и нарушения поведения, по мнению А. Фрейд, являются крайностями демонстрирующими, с одной стороны, неблагоприятные последствия чрезмерного вмешательства взрослого, с другой – вред, нанесенный отсутствием запретов. По мнению А. Фрейд, «задача воспитания, основанного на аналитическом понимании, состоит в том, чтобы найти золотую середину между этими двумя крайностями, иначе говоря, найти для каждой стадии развития ребенка правильное соотношение между ограничением инстинктов и их удовлетворением» [7].

Анна Фрейд приводит следующие различия в психоанализе ребенка и взрослого:

1)         Ребенок никогда не принимает решение начать анализ, это решение принимают родители либо фигуры, их замещающие (родственники, опекуны, государственные органы опеки и социальной защиты).

2)         Ребенок никогда не решает, когда закончить работу с психологом. К сожалению, некоторые родители, увидев улучшения в поведении ребенка, забирают его, завершая коррекционный процесс.

3)         Для ребенка крайне необходим период подготовки к работе с психологом. Ребенок должен привыкнуть к психологу, почувствовать себя в безопасности, заинтересоваться процессом работы.

4)         В детском психоанализе сложно отличить фантазии ребенка от реальности и желания выглядеть лучше, поэтому психологу приходится обращаться за уточняющей информацией к взрослым.

5)         В работе с детскими сновидениями, нет никаких различий от работы со взрослым пациентом. Более того, дети гораздо охотнее рассказывают о своих снах и мечтах.

6)         В работе с ребенком аналитик часто использует техники с детскими рисунками и другими видами творчества, которые помогают установить доверительные отношения и заинтересованность ребенка.

7)         Заинтересованность – это положительный перенос ребенка, без которого невозможна вся коррекционная работа.

8)         Детский аналитик должен быть интересен ребенку, он должен ему нравиться, так как активная позиция взрослого импонирует ребенку.

9)         Детский аналитик исходит из того, что ребенок, в отличие от взрослого, более зависим от своих отношений с окружающим миром. Это оказывает значительное влияние на протекание неврозов у детей.

Основные положения учения А. Фрейд:

1. На развитие бессознательного (Оно) оказывают влияние две взаимосвязанные составляющие: сексуальная энергия либидо и агрессивность.

2. Сексуальный инстинкт определяется последовательной сменой фаз психосексуального развития.

3. Агрессивный инстинкт взаимосвязан и подчиняется развитию либидо.

4. Развитию сексуальности и агрессивности человека способствуют также:

- развитие потребления пищи,

- развитие опрятности,

- изменение отношения к иным объектам общества,

- развитие работоспособности.

5. Психоаналитик ставит перед собой задачу вывести из бессознательного клиента все то, что не подвластно его сознанию, с целью получить понимание о своем «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

6. В процессе работы происходит обращение защитных процессов, таким образом подавленные инстинкты и желания клиента, возвращаются в сознание, налаживается продуктивное взаимодействие между структурами психики («Я», «Сверх-Я», «Оно»).

7.         Разрешение внутриличностных конфликтов происходит, когда тревога сменяется на адекватные способы преодоления.

8.         В детском возрасте, объективная тревога преодолевается путем изменения защитных механизмов психики. Также психоанализ проводится с взрослыми воспитывающих ребенка, с целью снижения их тревоги и требований к ребенку.

9. Механизмы защиты, основанные на страхе собственных инстинктов, поддаются психоанализу с трудом. В подобных ситуациях в сознание клиента допускаются импульсы «Оно», в этом случае они представляются менее опасными и более контролируемыми.

Приемы детского психоанализа, разработанные А. Фрейд

1. Составление анамнеза жизни и развития ребенка. Перед началом работы с ребенком, аналитик проводит беседу с взрослыми (родителями, опекунами, лицами, замещающими родителей, родственниками), в которой проводит опрос о жизни и развитии ребенка, с момента его рождения, а также собирает данные о его здоровье, особенностях поведения, привычках и предпочтениях.

2. Толкование сновидений и фантазий. Аналитик проводит разбор снов и грез ребенка и сравнивает их с возрастной спецификой, той стадией психосексуального развития на которой находится ребенок.

3. Интерпретация свободных ассоциаций и реакций переноса. Аналитик может помочь ребенку, выразить свободные ассоциации, попросив его об этом. А также, он должен быть внимателен к тем ассоциациям, которые возникают спонтанно (не произвольно) в процессе работы. По мнению А. Фрейд, ребенок еще не способен, подобно взрослому, в полной мере анализировать свободные ассоциации и интерпретировать свои действия. Так, например, агрессия ребенка (направленная на себя, родителей или учителей) проявляется в упрямстве, негативизме, непослушании. При этом сам ребенок может обсуждать с аналитиком свои поступки и их последствия. Именно поэтому аналитику отводится роль внимательного слушателя.

Главная задача аналитика объяснить ребенку приемлемое и не приемлемое поведение (например, негативно относятся к человеку, которого ненавидят, а к родителям нужно относиться уважительно). В процессе этой работы, постепенно, происходит усиление Сверх-Я ребенка, которое в детском возрасте еще не сформировано.

Подход Мелани Кляйн

Свой метод Кляйн называла игровой техникой. Благодаря её подходу, аналитик имеет возможность работать с детьми раннего возраста, когда ребенок, в силу возраста, еще не умеет говорить, осознавать и анализировать свои поступки и т.д. Таким образом, игровая терапия, считается аналогом метода свободных ассоциаций, в работе со взрослыми.

Мелани Кляйн было введено понятие сеттинг – определенное время для занятий. Занятия проходят 5 раз в неделю, по 50 минут. Этого времени достаточно, для создания терапевтических отношений с ребенком.

Организация игрового пространства, также, одно из нововведений М. Кляйн. Игровая комната способствовала развитию интереса у ребенка, создавала комфортные условия для игры, а также содержала множество игрушек, среди которых ребенок мог свободно передвигаться.

Важным условием проведения психоаналитической процедуры Кляйн считала возможность заниматься с ребенком в специально организованной консультативной комнате, а не в привычной для него домашней обстановке. Поскольку, только если ребенок будет воспринимать игровую комнату как нечто отдельное от его обычной среды, он сможет преодолеть сопротивление и разделять новые усвоенные навыки и опыт от того, чему его учили раньше.

Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Ее теория во многом возникла из наблюдений за ее собственными детьми и из анализа других детей, многие из которых были, по ее мнению, психотиками [1]. Врожденный конфликт между инстинктами жизни и смерти, в интерпретации Кляйн, приводит к формированию у ребенка постоянной тревожности и недоверия к Миру. Таким образом, доступные ребенку защитные механизмы, помогающие ему избежать усиления травмы, это фантазирование, функции Эго (лень, страхи, агрессия), тревожность. По мнению М. Кляйн, ребенок активно ими пользуется, это единственные доступные ему защитные реакции.

По мнению Мелани Кляйн, отношения ребенка с его матерью являются главными, так как именно они способствуют развитию личности ребенка, формируют условия, как для выживания, так и для дальнейшего обучения и личностного развития. М. Кляйн считает, что нарушение отношений с матерью приводит к нарушению развития ребенка.

В теории Мелани Кляйн фрейдовские стадии психосексуального развития называются позициями.

Первая позиция – параноидно-шизоидная. Ребенок испытывает неоднозначные эмоции по отношению к груди своей матери, она пугает его, и в то же время успокаивает. Защитными реакциями этой позиции является расщепление себя и других объектов. Фиксация на этой позиции приводит ребенка к тяжелым нарушениям психики, психозам, расстройствам личности.

Вторая позиция – депрессивная. Эта позиция, хотя и расстраивает ребенка, но при этом позволяет воспринимать себя и других людей реальными, обладающими как положительными, так и отрицательными качествами. В депрессивной позиции ребенок способен разумно оценивать свои поступки, принимать ошибки, испытывать за них чувство вины, которое стимулирует его к исправлению.

Основные положения учения М. Кляйн:

1. Основной конфликт, начинающийся с момента рождения ребенка, происходит между его влечениями, а не между разными психическими структурами, которые никак не связанны с эго-функционированием. Таким образом, интерпретация агрессивных и сексуальных импульсов является центральной в работе с детьми.

2. Конфликт между двумя влечениями, не зависит от условий последующего развития. Таким образом, внешняя среда и опыт ребенка не играют существенной роли в процессе его личностного становления.

3. Ребенок, с самого рождения способен к освоению функций своего Эго, к бессознательным фантазиям, он способен формировать объектные отношения, переживать тревожность и применять защитные механизмы.

4. Тревожность – постоянна для ребенка, что вынуждает ребенка постоянно от нее защищаться, овладевая защитными механизмами. Задача аналитика помочь ребенку овладеть эффективными способами защиты и преодоления тревоги.

Приемы детского психоанализа разработанные М. Кляйн

Техника анализа Мелани Кляйн направлена на выявление и распознавание неосознаваемых фантазий в речи и игре ребенка в процессе занятия, и особенно в переносе. Перенос возникает из внутреннего мира ребенка, т.е. по своей сути, это экстернализация в его отношениях с психологом. Однако интерпретация дается в терминах детских чувств и переживаний. Важным моментом является, то что работа с ребенком ведется в контексте «здесь-и-сейчас».

Кляйн писала: «Сейчас я обращаю большое внимание на то, как меня воспринимает ребенок, а не только на то, что он чувствует; на то, каким объектом я являюсь для него, какой его внутренний объект на меня проецируется, что определяет в свою очередь то, кем становится тогда он» [1].

По сути, главным приемом, оказывающим терапевтическое воздействие на ребенка и его здоровье, является сам психолог. Имея специальную подготовку в области детского психоанализа, психолог организует особые терапевтические отношения с ребенком и его родителями. Эта особая среда положительно влияет на здоровье маленького пациента, поскольку ребенок, в этих отношениях, приобретает новый опыт, который он может использовать в жизни.

Подход Франсуазы Дольто

Франсуаза Дольто (1908-1988) – французский психоаналитик и педиатр. Родилась в многодетной семье, ее отец был военным инженером, а мать домохозяйкой. В возрасте 18 лет, её старшая сестра Жаклин умирает от рака. Эта потеря накладывает сильный эмоциональный отпечаток на всю семью. Еще в детстве, Франсуаза решила стать детским врачом или воспитателем, чтобы помогать детям, страдающим от «непонимания взрослых». Вскоре в ее жизни произошли два важных события, навсегда изменивших ее жизнь – прохождение курса психоанализа у Рене Лафорга и встреча с будущим мужем Борисом Ивановичем Дольто – выходцем из России, ставшим известным французским врачом-ортопедом, основателем медицинского направления кинезитерапии. Дольто получила медицинское образование, сначала в школе медсестер, а затем на медицинском факультете, получив специальность педиатра и психоаналитика.

В психоанализе Франсуаза увидела возможность быть полезной детям, говорить с ними «на одном языке», строить доверительные отношения, учиться друг у друга. В этот период, она работала с Софией Моргенштерн, которую считала своим учителем. Моргенштерн стала первым психоаналитиком разработавшим технику лечения, основанную на интерпретации детских рисунков.

Дольто Ф. разработала теорию «бессознательного образа тела» у ребенка. В силу возраста и отсутствия опыта и знаний, ребенок не имеет никаких представлений о себе и своем теле. Так, например, глядя в зеркало, он не понимает, что там его собственное отражение. И только в процессе взаимодействия со взрослым, у ребенка формируется представление о себе, через другого. Ребенок, начинает осознавать, что отражение в зеркале – это он сам, и начинает активно собой интересоваться. В этот момент происходит символическая кастрация – лишение прежних представлений ребенка о себе и окружающем мире.

Находящиеся рядом взрослые должны разъяснить ребенку, что в отражении он видит себя, и что он именно таков. Если развитие проходит при поддержке и пояснениях взрослого, то ребенок делает адекватные выводы и способен принять себя и свое тело. Если же ребенок проходит этот этап самостоятельно, то он может получить негативный эмоциональный опыт, «потеряться», не разобравшись в том, какой он на самом деле, приобрести драматичный опыт, который приведет к колебаниям чувства своей идентичности. Нормальное развитие нарушается. Все это приводит к появлению у ребенка негативных эмоций и переживаний.

Задача психоаналитика заключается в том, чтобы все поступки, реакции и эмоции ребенка расшифровать и перевести в осмысленные слова, то есть в речь. На основе этих интерпретаций составляются рекомендации для воспитателей и родителей ребенка.

По мнению Дольто, ребенок обладает естественными желаниями: жить, расти, развиваться, удовлетворять потребности. Она считала, что взрослые должны уважительно относиться к желаниям ребенка, позволяя им быть, однако, не все потребности необходимо удовлетворять, главное – научить ребенка относиться ответственно к себе и окружающим. Взрослые разъясняют ребенку устройство окружающего мира, знакомят его с тем, как этот мир устроен, по каким законам и правилам следует жить.

В общении взрослых с ребенком, не должно быть лжи (даже лжи во спасение), фальши и подмены понятия «любовь» и «уважение». Детство быстротечно, но за это время, ребенок должен успеть приобрести много умений и знаний, на которые он будет опираться в своей дальнейшей жизни.

Взрослые должны быть правдивы, поскольку ложь приводит к возникновению неадекватных представлений, и в конечно итоге, к неврозу. Ребенок на эмоциональном уровне всегда чувствует возникающие противоречия, однако, в силу отсутствия знаний и опыта, доступным ему остается только внутреннее переживание, которое по своей сути, невротично, поскольку не приводит к эмоциональной разрядке.

Уважительные отношения с ребенком, правдивость в общении и искренность в процессе воспитания, помогают родителям адекватно использовать ограничения и запреты. В рамках психоаналитического учения, Дольто Ф. выдвинула тезис о смыслообразующих кастрациях, под которыми она понимает ограничения и запреты, с которыми сталкивается ребенок на всех этапах своего взросления. По мнению Дольто, запреты это вынужденная мера, однако, при адекватном воспитании, взрослые помогают ребенку понять, что ограничиваются не желания ребенка, а способы их реализации. Наиболее адекватным способом реализации своих желаний, психоанализ считает сублимацию.

Основные положения разработанные Ф. Дольто:

1)  Развитие заключается во взаимодействии с ребенком;

2)  Задача родителей, не просто любить ребенка, а воспитывать его, разъяснять устройство Мира, обучать его законам и правилам.

3)  Уважение взрослых должно быть направлено не только к чувствам и желаниям ребенка, но и к его личности;

4)  Ограничения и запреты необходимы для того, чтобы обучать ребенка уважать пространство и личность другого человека.

5)  Эффективным способом выражения тревожности является сублимация.

На основе своих наблюдений, многолетней теоретической и практической работы, Франсуаза Дольто разработала концепцию «Зеленого дома» – общественного устройства, в котором у детей и их родителей налажена адекватная коммуникация, способствующая развитию.

По мнению Дольто, в эффективной коммуникации не должно быть навязывания своего мнения другим. Также необходимо учиться слушать друг друга, размышлять, понимать «телесные» реакции и переводить их в слова. Зеленый дом – это место где происходит воспитание свободной личности.

Франсуазе Дольто, удалось разработать и популяризировать (при помощи книг о воспитании) новый подход, к воспитанию ребенка основанный на психоанализе.

Подход Дональда Винникота

Дональд Вудс Винникот (1896-1971) – английский педиатр и психоаналитик. Работая с детьми и их родителями, пришел к мысли о том, что лучшей техникой для налаживания взаимоотношений с ребенком является игра. Винникот разработал игровую арт-терапевтическую технику «Игра в каракули», которую применял в своей работе с разными категориями пациентов.

По мнению Роберта Тайсона «Винникот не внес систематического вклада в построение теории, однако сделал ряд комментариев с клинической стороны, оказавшихся исключительно полезными для понимания факторов раннего развития» [4].

Свое внимание Д. Винникот обращает на не инстинктивные стремления человека (на которых основана теория Фрейда), а на проблему взаимоотношений, считая, что именно они играют важную роль в развитии личности. Заложенные в детстве отношения, формированием которых занималась мать, определяют интересы, привычки, потребности, а также познавательную активность и способности человека.

Потребность ребенка в уходе и отношениях с матерью, рождается вместе с ним. Более того, Винникот утверждал, что не существует самостоятельных потребностей ребенка, есть только система «мать-младенец» и она взаимозависима. Сам по себе младенец нежизнеспособен, он существует, пока существует его связь с матерью.

Во время Второй мировой войны, Винникот был занят в работе по медицинскому и психологическому обеспечению детей оставшихся без попечения родителей, организованной правительством. Именно этот опыт работы с покинутыми сиротами, утвердил мнение Д. Винникота в важности отношений между матерью и ребенком. Также Д. Винникотом была разработана концепция первого года жизни ребенка, поскольку именно в первый год жизни закладывается основа всего дальнейшего развития личности.

Задачу матери, по мнению Д. Винникота, составляет не стремление к совершенству (которое способно «задавить» процесс развития), а следование своей природной «материнской» интуиции и адекватное реагирование на потребности ребенка, которые в итоге, позволят ему найти себя.

Основные положения разработанные Д. Винникотом:

1.  Детская игра предназначена для личностного развития;

2.  Переход от внутреннего психического функционирования к внешнему происходит при помощи «переходных» объектов (предметов окружающих ребенка);

3.  Ребенок в процессе игры, обретает важную способность «быть в одиночестве в присутствии другого (взрослого)»;

4.  В детской игре не так важно ее содержание, как взаимодействие внешней (предметной) и внутренней (фантазии) реальности ребенка;

5.  Мать имеет право испытывать разные интенсивные чувства (в том числе негативные) по отношению к своему ребенку;

6.  «Контейнирование» негативных чувств помогает снять напряжение в отношениях между матерью и ребенком, делая их продуктивными.

Прием Д. Винникота «Игра в каракули»

Метод, разработанный Д. Винникотом, был назван «Игра в каракули». Этот метод, направленный на снятие психологических барьеров, способствует установлению контакта взрослого с ребенком, нейтрализует защитные механизмы психики.

В своей книге «Игра и реальность» Винникот высказал мнение, что игра в детском возрасте, не только способствует групповому взаимодействию, но и, являясь признаком здоровья, способствует взрослению.

В игре участвуют двое – психолог и ребенок. Каждый из них по очереди рисует различные закорючки. Начинает психолог, ребенок продолжает, дорисовывая начатую закорючку, которая постепенно превращается в какой-либо образ (животное, человек, предмет).

По итогам игры проводится анализ нарисованного – задаются уточняющие вопросы (о рисунке, о желаниях, об ассоциациях ребенка и т.д.). Таким образом, данный метод сочетает в себе свободную игру, ассоциативный тест и проективные методы исследования.

В последующем, были разработаны варианты методики «Игра в каракули» (М. Бретенски, Р. Френкель, Л. Лоуи, А. Копытин).

Так, например, в работах А. Копытина описана техника «Каракули и метаморфозы». Техника состоит из двух этапов. На первом этапе, ребенок свободно водит карандашом по листу бумаги, закладывая «клубок» в котором он сможет разглядеть какой-либо сюжет или образ.

На втором этапе, предлагаются творческие задания:

- сочинить рассказ или историю, по нарисованным образам;

- выразить свои чувства и ассоциации, которые возникли в процессе создания каракулей.

Заключение

Значение детского психоанализа для современной психологии переоценить трудно. Благодаря неутомимым исследованиям Анны Фрейд, в психоанализе были разработаны методы оказания психологической помощи ребенку, учитывающие особенности возраста. Замечательный психолог и внимательный к проблемам ребенка аналитик Мелани Кляйн разработала техники игровой терапии с ребенком, благодаря которой, стала не только возможной, но и продуктивной, коррекционная работа с маленькими детьми.

Франсуаза Дольто, обратила внимание на роль воспитания, выделила много значимых аспектов, оказывающих влияние на развитие ребенка в условиях семьи, сделала акцент на возможностях коррекции стиля семейного развития и отношения родителей к ребенку. А замечательный доктор Винникот, утвердил мнение о значимости влияния матери на развитие младенца, при этом показав, что негативное влияние может оказывать не только полное отсутствие материнской заботы, но и её чрезмерное обилие.

Необходимо продолжать изучение наследия аналитиков-практиков, проницательных наблюдателей и ученых, работы которых, позволяют систематизировать накопленные знания, и, в дальнейшем, эффективно использовать их в коррекционной работе психолога с детьми.

Литература

  1. Кляйн М. Детский психоанализ / Перевод О. Бессоновой. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010.
  2. Психокоррекция детей и подростков: курс лекций. – М.: МГЭУ, 2020. – 144 с.
  3. Савинков С.Н. Правила семейного воспитания: рекомендации детского психолога. – М.: АРКТИ, 2019.
  4. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – М.: Когито-центр, 2017.
  5. Феррис П. Зигмунд Фрейд. – Минск: Попури, 2001.
  6. Филиппова Е.Г. Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2016.
  7. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М.: Апрель-пресс, 1999.

 

Об авторе

 

Савинков Станислав Николаевич – преподаватель кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического университета.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Ссылка для цитирования

Савинков С.Н.  Детский психоанализ и его вклад в коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен