Тылец В.Г., Лупета А.А. (г. Москва)

Тылец В.Г., Лупета А.А. (г. Москва)

ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УСПЕШНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. Статья посвящена результатам изучения взаимосвязи психотипа обучающихся с успешностью овладения ими иностранным языком в игровой деятельности. Выявлена взаимосвязь психотипов с особенностями овладения иностранным языком. Установлено, что овладение иностранным языком лучше происходит у студентов со средним значением экстраверсии – интроверсии, а также экстравертов. Чаще всего у таких студентов преобладает высокий уровень нейротизма, высокая степень ситуативной и личностной тревожности. Обладатели более ярко выраженной интроверсии склоны хуже проявлять себя и свои способности на занятии, так как имеют более замкнутый, закрытый характер. Показатели подобных учащихся можно улучшить и предоставить возможность раскрыть свой потенциал, если принять во внимание их индивидуальные особенности, специфику психотипа, а также подобрать мотивирующие и приободряющие игровые методики. В виду того, что психотипологические характеристики студентов оказывают влияние на овладение иностранным языком, учет данных особенностей в образовательном процессе может положительно сказаться на результатах обучения. Индивидуальный подход в работе с обучающимися, а также варьирование и разнообразие методических средств обучения, включающие в себя игровые методики, способны улучшить протекание учебного процесса и, более того, иметь положительное влияние на аффективный фильтр обучаемого.

Ключевые слова: игра, психологические особенности, психотип, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, тревожность.

. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Изучениеиностранногоязыкапредставляетсобойсложныйимногоступенчатыйпроцесс, при котором должны учитываться психолого-педагогические, личностные и социально-информационные особенности обучаемых. Исследователи все чаще обращают внимание на то, что эффективность обучения группы или отдельного учащегося зависит не только от возрастных, но и от индивидуальных психотипологических особенностей личности. В то же время важную роль в обучении иностранного языка играет выбор того или иного методического приема на занятиях. Одним из наиболее эффективных методов на современном этапе обучения является игровая деятельность. Подобная форма работы позволяет активизировать образовательный процесс, повысить мотивацию учащихся и развить интерес к самому предмету.

Актуальность статьи связываем с тем, что вопросы учета психологических особенностей студентов на занятиях по иностранному языку с применением игровой деятельности в вузе являются недостаточно раскрытыми, однако она может стать эффективным инструментом для оптимизации образовательного процесса.

При построении исследования мы предполагали, что обучение иностранному языку в вузе будет проходить эффективно, если при использовании игровых техник будут учитываться особенности психотипов студентов. Целью исследования, в этой связи, выступило изучение эффективности обучения студентов с разными психотипами иностранному языку с использованием игры.

Анализ теоретической базы показал, что перспективной теорией педагогической психологии по поднятой проблематике является теория, согласно которой эффективность овладения иностранным языком зависит от психологических типов обучаемых. Во многих психологических работах указывается, что учащиеся усваивают аналогичный материал с разной скоростью и качеством. Основная причина заключается именно в выделении разных психотипов учащихся [4, 8, 11].

Еще в работах К.Г. Юнга отмечалось, что психика человека имеет собственные коренные отличия, которые возникают в результате информационного метаболизма и влияния окружающей действительности. Данные отличия появляются из-за различий в психических функциях, которое заключается в том, что происходит обособление разных функций или некоторых частей данных функций. Основная цель педагога в данном случае – определить, какие психологические особенности доминируют в психике обучаемого и оптимизировать образовательный процесс таким образом, чтобы происходило лучшее усвоение учебного материала [5, 6, 7].

В современной лингводидактике среди наиболее перспективных технологий обучения иностранному языку следует выделить технологию коммуникативного обучения, которое предполагает учитывать личностные качества обучаемых. Это связано с тем, что именно личностный уровень позволяет усилить коммуникативную мотивацию и обеспечить целенаправленность устной речи. Кроме того, эффективным является также личностно-ориентированное обучение, которое отвечает за развитие и саморазвитие личностных качеств обучаемых в зависимости от его индивидуальных особенностей [1, 9]. Основной особенностью такого обучения является психологическая база, подразумевающая создание комфортных с психологической точки зрения и безопасных условий для учащегося [10].

Одна из стратегий учета личностных качеств учащихся предполагает обращение к их психотипам. Под термином «психотип» следует понимать совокупность черт характера, реакций поведения и действий индивида в конкретных условиях и в определенном окружении, что непосредственно влияет на формирование мировоззрения личности [2]. Наиболее популярной является классификация психотипов, представленная в работе И.Б. Майерса и К. Бриггс [12]. Данный способ известен как Майерс-Бриггс. Индикатор Типов и включает шестнадцать психотипов, основанных на классификации психологических типов К.Г. Юнга. Данные типы выделяются в зависимости от следующих характерных черт, которые присущи любой личности:

  1. Интроверсия – экстраверсия. Под интроверсией понимается направленность на внутренний мир. Подобным людям очень тяжело находиться в большом кругу людей, происходит физическое истощение, и поэтому они стремятся ограничить свой круг общения. Что касается экстравертов, они, напротив, характеризуются направленностью на внешний мир и поэтому чувствуют себя хорошо, если общаются с большим количеством людей. Если они одиноки, то их энергия рассеивается. Экстраверты больше реагируют на внешние стимулы, интроверты – на внутреннюю жизнь. На занятиях экстраверты любят коммуницировать, интроверты же – работать в одиночку.
  2. Сенсорность – интуитивность. Сенсорный тип людей акцентируют внимание на различных деталях, фактах реальной действительности и наглядных возможностях. Чтобы убедить таких людей, следует опираться на конкретные факты или цифровые доказательства. Что касается интуитивных людей, они ведомы своей интуицией, т.е. своим «шестым» чувством. Для таких людей характерны абстрактные идеи и неосознаваемое понимание. Чтобы убедить такого человека, следует вдохновить его. Как правило, такие люди очень подозрительны и могут толковать информацию по-своему.
  3. Мышление – чувство. Для мыслителей на первом месте находятся принципы, именно поэтому для них очень важно быть честными. Подобные люди хотят, чтобы их оценивали по достоинству. Чувствительные люди, напротив, ставят на первое место людей. Для них не важны справедливость и честность, а важны милосердие и чувствительность. Учитывая данные две характеристики, также можно правильно строить образовательный процесс. Мыслителей следует вознаграждать хорошей отметкой только в конце проделанной работы, т.е. в качестве награды за их труд. Чувствительных людей следует подбодрить и похвалить в начале работы, чтобы они приложили больше усилий к ее выполнению.
  4. Оценивающий и восприимчивый типы. Для первого типа характерно четкая организация и планирование действий. Для них важно спланировать, во сколько будет закончена работа. Как правило, такие люди моноактивны, т.е. занимаются одним делом и не берутся за другое, пока не завершат первое. Оценивающие типы очень аккуратны. Что касается восприимчивых типов, они более терпимые и лучше могут приспособиться к определенной деятельности. Однако для них важна свобода и гибкий график. Они, как правило, полиактивны, т.е. могут заниматься разными делами одновременно.

Т.М. Генина подчеркивает, что при организации игр на занятиях по иностранному языку в вузе важно учитывать психотипы студентов. Именно это позволит достичь единой концепции проводимого занятия. Так, например, экстраверты активно принимают участие в ролевых играх, не боятся сделать речевую ошибку и легко делятся собственным мнением. Именно поэтому зачастую их высказывания очень длинные. Интроверты же, напротив, тяжелее формируют свои мысли, их речь менее свободна. В связи с этим для педагога важно принимать в учет индивидуальные характеристики студентов [3].

Тип мышления у обучаемых имеет личностный, эмоциональный характер. Чтобы студены лучше вступали в коммуникацию и вовлекались в образовательный процесс, следует учитывать наличие собственной точки зрения на обсуждаемый вопрос и потребность высказать его. Это, как правило, характерно для экстравертов. Студенты со свободой действий и готовностью к самовыражению более раскрепощены и, следовательно, лучше преодолевают языковой барьер. Наличие разнообразных подходов к интерактивному взаимодействию учащихся позволяет не просто мотивировать их на изучение языка, но также позволяет сохранять заинтересованность в предмете и создает комфортную психологическую атмосферу [там же].

Проанализировав особенности влияния психотипа обучающихся на успешность овладения иностранным языком в игровой деятельности, мы констатировали важность его в образовательном процессе как средства, позволяющего мотивировать обучаемых на изучение языка, повышения заинтересованности в предмете, формирования комфортной атмосферы на занятиях.

Экспериментальное исследование проходило на базе Московского государственного лингвистического университета. Для проведения исследования было отобрано 29 испытуемых среди учащихся второго курса факультета французского языка. Исследование включало подготовительный этап и основной этап в виде психолого-педагогического эксперимента.

На подготовительном этапе для психодиагностики были отобраны личностный опросник Г. Айзенка, исследующий уровень экстраверсии – интроверсии и нейротизма, и опросник Ч. Д. Спилберга на определение уровней личностной и ситуативной тревожности. Исходя из возрастных особенностей студентов для формирующего эксперимента были выбраны три игровые методики: «Trouvez quelqu’un qui…», «Мафия» и «Cherchez le coupable». Каждая из представленных игр направлена на развитие устной речи, аудирования и активизации грамматических навыков.

Констатирующий срез по методике Г. Айзенка показал наличие по выборке четырех психотипов. Больше всего по ней оказалось студентов со средним значением экстраверсии-интроверсии. Всего было выявлено 11 учащихся (38 % испытуемых). На втором месте по количеству располагаются экстраверты (8 студентов – 27 %). Чуть меньше среди опрошенных нами студентов интроверты (6 студентов – 21 %). Также было выявлено 4 учащихся с яркой экстраверсией (14 %). Студентов с яркой интроверсией среди испытуемых не обнаружено. Было выявлено, что среди испытуемых преобладает количество студентов с высоким уровнем нейротизма (11 учащихся – 38 %) и со средним значением (10 студентов – 35 %). Также среди опрошенных имеется 5 студентов с очень высоким уровнем нейротизма, что составляет 17 % всех испытуемых. Меньше всего в опытной группе учащихся с низким уровнем нейротизма (3 студента – 10 %).

Тестирование по методике тревожности Ч.Д. Спилберга показало преобладание студентов высоким уровнем ситуативной тревожности. Всего было выявлено 16 таких учащихся, что составляет 55 % испытуемых. Остальные 13 студентов имеют умеренную тревожность (45 %). Студентов с низким уровнем ситуативной тревожности среди испытуемых нет. Установлено, что среди испытуемых преобладает количество студентов с высоким уровнем личностной тревожности (20 учащихся – 69 %). Остальные 9 студентов имеют умеренную тревожность (31 %). Испытуемых с низкой личностной тревожностью выявлено не было.

Таким образом, по выборке выявлено преобладание студентов с высоким уровнем и личностной, и ситуативной тревожности. Это говорит о том, что испытуемые имеют слабое чувство уверенности и успеха. В связи с этим им следует обращать внимание на то, чтобы снизить планку категоричности и требовательности к себе.

На формирующем этапе в опытной группе были апробированы игровые методики обучения французскому языку.

В целом, нами было замечено, что данные формы обучения позволили активизировать процесс, положительно влияли на разговорную практику студентов. При том, что не все показатели психотипа в одинаковой степени оказывают влияние на успеваемость учащихся, однако определённые критерии имеются.

По итогам игрового обучения большей части студентов (17 человек, т.е. 58,6 %) была выставлена оценка «отлично». Установлено, что среди испытуемых, получивших оценку «отлично» преобладают студенты со средним значением экстраверсии – интроверсии (7 студентов – 41 %). Количество интровертов и экстравертов одинаково (по 4 студента – 24 %). Также имеется два ярких экстраверта (11 %). Что касается нейротизма, среди студентов с такой характеристикой преобладает его высокий уровень (8 студентов – 47 %). Примерно одинаковое количество учащихся со средним значением и очень высоким уровнем нейротизма (5 и 4 соответственно – 29 % и 24 %).

Показания ситуативной тревожности среди испытуемых с оценкой «отлично» показали, что, как правило, у них преобладает высокая тревожность (10 студентов – 59 %). У 7 студентов была выявлена умеренная тревожность (41 %).

Показания личностной тревожности среди испытуемых с оценкой «отлично» также показали преобладание высокой тревожности над умеренной (14 студентов против 3 – 82 % и 18 %).

Среди учащихся с оценкой «хорошо» незначительно преобладают экстраверты (3 студента – 38 %). На втором месте располагаются учащиеся интроверты и со средним показателем (по 2 студента – 25 %). Один студент является ярким экстравертом (12 %). Что касается нейротизма, практически одинаковое количество студентов имеют высокий уровень, средний показатель и низкий уровень (3, 3 и 2 студента соответственно – 37 %, 37 % и 26%).

Уровень ситуативной тревожности показал высокий показатель у большинства студентов с оценкой «хорошо» (5 студентов – 62 %). У 3 студентов тревожность умеренна (38 %). Показатели личностной тревожности являются аналогичными.

Среди студентов, получивших оценку «удовлетворительно», двое имеют среднее значение экстраверсии – интроверсии, один является экстравертом и еще один является ярким экстравертом. Показатели нейротизма также разнятся: у двух испытуемых среднее значение, еще одного – низкий уровень, последнего – очень высокий уровень. Среди студентов с оценкой «удовлетворительно» одинаковое количество испытуемых с высокой и умеренной ситуативной тревожностью. Количество учащихся с высокой степенью личностной тревожности преобладает над умеренной (3 против 1).

Полученные результаты позволяют говорить о том, что психотип может в некоторой степени оказывать влияние на овладение студентом иностранным языком.

Было выявлено, что овладение иностранным языком лучше происходит у студентов со средним значением экстраверсии – интроверсии, а также экстравертов. Чаще всего у таких студентов преобладает высокий уровень нейротизма, высокая степень ситуативной и личностной тревожности.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные, позволяют сделать вывод, что психотипологические характеристики студентов оказывают влияние на овладение иностранным языком. В связи с этим учет данных особенностей в образовательном процессе может положительно сказаться на результатах обучения.

Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением влияния психотипов при обучении и овладении иностранным языком в игровой деятельности. Практическая значимость исследования предполагает, что его результаты могут быть использованы на теоретических и практических занятиях по психологии, лингвистике, педагогике, занятиях по иностранному языку в языковом вузе. В виду того, что психотипологические характеристики студентов оказывают влияние на овладение иностранным языком, учет данных особенностей в образовательном процессе может положительно сказаться на результатах обучения. Индивидуальный подход в работе с обучающимися, а также варьирование и разнообразие методических средств обучения, включающие в себя игровые методики, способны улучшить протекание учебного процесса и, более того, иметь положительное влияние на аффективный фильтр обучаемого.

 

Литература

 

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-14.
  2. Брагина Е.В. Учет психотипа современного поколения при обучении говорению // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка. // Сб. мат. науч.-практич. конференции. – М., 2018. – С. 68-69.
  3. Генина Т.М. Игра как средство коммуникативных навыков у студентов на занятиях по практике речи (психологический аспект). // Актуальные вопросы современной лингвистики. // Материалы V регион. научно-практической конференции «Иностранные языки в межкультурном пространстве: методы исследования и технологии обучения». – М., 2018. – С. 166-170.
  4. Калинина Л.В. Определение соционического типа студента с целью повышения эффективности преподавания иностранного языка. // Молодой ученый. – 2010. – №12. – Т.2. – С. 119-121.
  5. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дисс. … канд. пед. наук. М., 2000. – 191 с.
  6. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2002. – №30. – С. 30.
  7. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 1998. – 176 с.
  8. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: монография. – Таганрог, 2005. – 304 с.
  9. Тылец В.Г. Психология освоения иноязычного лингвистического опыта: теоретические и прикладные аспекты. – Ессентуки, 2002. – 110 с.
  10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру Материалы международного форума. – Ставрополь, 2016. – С. 277-279.
  11. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 3. – С. 186-189.
  12. Myers I.B., Briggs K. The Myers-Briggs type indicator. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1976.

  

Об авторе

 

Тылец Валерий Геннадьевич – доктор психологических наук, профессор, кафедры психологии и педагогической антропологии Московского государственного лингвистического университета.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лупета Алексей Александрович – студент 4 курса направления подготовки 45.03.02 Лингвистика, направленность (профиль) «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Московского государственного лингвистического университета.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Ссылка для цитирования

Тылец В.Г., Лупета А.А. Влияние психотипа обучающихся на успешность овладения иностранным языком в игровой деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен