Крючкова И.Ю., Барабаш П.Ю. (г. Ставрополь)

Крючкова И.Ю., Барабаш П.Ю. (г. Ставрополь)

НОРМАТИВНО-ВОЗРАСТНОЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье представлен нормативно-возрастной анализ особенностей личности в подростковом возрасте: описана биологическая основа пубертатного периода, физиология организма подростка, а также отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками. Особое внимание уделено характеристике таких важнейших новообразований подросткового периода, как самооценка и самостоятельность, а также гипертрофированным ориентациям подростков на свою внешность.

Ключевые слова: подростковый возраст, пубертатный период, отрочество, индивидуальность, морфо-функциональные изменения, идентификация, рефлексия.

. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания – органическое, половое и социальное. Он подходили к подростковому периоду как к историческому образованию, особенности протекания и продолжительность которого заметно варьирует в зависимости от уровня развития общества.

В возрастной периодизации подростковый период определяется границами 10-15 лет, хотя в работах Д.И. Фельдштейна указывались варианты сдвига данного периода у современных детей на 1-1,5 года раньше, то есть, характерные особенности подросткового кризиса могут наблюдаться с 9,5 лет [2; 4].

По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Он впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска», а его содержание описывает как «кризис» самосознания преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [2].

Поиск биологического смысла пубертатного периода представлена в работах Ш. Бюлера. Подростковый возраст определяется на основе понятия пубертатности. Пубертатный период- это период созревания, та стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюллер называет детством человека, заключительную часть пубертатного периода – юность [4].

Переход ребенка к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращается в организм взрослого человека. Биологическими признаками наступления пубертатного периода являются заметное увеличение скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление таких вторичных половых признаков, как волосы на теле, увеличение и созревание половых органов. Подростки склонны к романтике, у него пробуждается интерес к сексуальным знаниям и опыту. Этими морфо-функциональными изменениями управляют гормоны – биохимические вещества, которые в очень небольших количествах вырабатывают эндокринные железы. Два отдела головного мозга – гипоталамус и гипофиз – поддерживают тонкое и сложное равновесие между гормонами, вырабатываемыми эндокринными железами. Гипоталамус, инициирует процесса роста и репродукции в подростковом воздухе. Гипофиз, вырабатывает несколько разновидностей гормонов, в том числе гормон роста, а также несколько вспомогательных трофических гормонов. Эти трофические гормоны стимулируют и регулируют функционирование ряда желез, включая половые железы. Гормоны, вырабатываемые гипофизом и половыми железами, производят изменение не только в организме подростков, но и в их эмоциональной сфере.

Отрочество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Во время перехода от детства к ранней взрослости подростки часто демонстрируют странное сочетание серьезности и ребячества. Такое смешение неуклюже, подчас даже комично, но оно выполняет важную функцию, связанную с развитием. То, как подростки справляются со стрессами, вызванными метаморфозами тела и новыми социальными ролями, определяется развитием их личности в предшествующие годы [3].

Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Бурно развиваются чувства, они вполне способны к самостоятельной организации своей деятельности. Для них характерно развитие чувства долга, ответственности за поступки. Важнейший момент в характеристике подростка, его новый социальной позиции – осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Поэтому, в значительной степени на развитие подростков влияет общество, в котором они растут.

Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Учеба занимает большое место в жизни подростка. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. В этом возрасте появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируется критерии оценок личности и деятельности взрослых. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимчиков. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем [3].

Еще одной важной характеристикой данного периода является то, что у ребят возрастает потребность быть и считаться взрослым. Прежде всего, это проявляется в стремлении подростков приобщаться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь понимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения. Такая взрослость достигается путем подражания. Подросток стремиться ограничить права взрослых по отношению к своей личности, он стремиться делать сам свой выбор, в плане проведения свободного времени, каникул и т.д.

Психическое развитие подростка тесно связано с такими важнейшими новообразованиями, как самооценка и самостоятельность. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка, наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств как требовательность, самокритичность, уверенность в себе, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность и излишняя самоуверенность, некритичность и т.д. При завышенной самооценке возникают конфликты с окружающими.

В подростковом возрасте начинает ярко проявляться самостоятельность. Подростки стремятся многое делать самостоятельно и расширяют сферу интересующей их деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.

Важнейшей особенностью личности в подростковом возрасте является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя – куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я» [1].

Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в подростковом возрасте – застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях, в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке ввергает подростка в мучительный обвал переживаний. Переживания по поводу возможных переживаний (эмоциональные рефлексии) вовсе останавливают отроческие порывы в столь открытом доверительном общении.

Особое значение в подростковом возрасте имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения – все это имеет чрезвычайное значение [9].

В зависимости от времени, в котором живут разные поколения подростков, они проделывали разнообразные метаморфозы со своей внешностью: то отпускали волосы и расклешивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду, то выстригали фасонно волосы, сочетая голые места с зачесанными пучками длинных волос, и надевали на себя немыслимые одежды. При этом, независимо от пола, они украшали себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. Многие более агрессивные действия по отношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте (татуировки, иссечения с символическим подтекстом и др.).

Одной из причин возрастной застенчивости является именно высокая значимость внешности для большинства подростков: в подростковом возрасте нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры (чаще – у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). Идентификация с прежним образом нарушается, и подросток испытывает неуверенность в себе. Даже самые обаятельные и гармоничные подростки не уверены в себе по-настоящему – ведь они в соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются.

При этом взрослые не только не вытесняют гипертрофированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии.

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст – период начать свой поход прежде запрещенных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Также подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику [2].

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка. Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям) [10].

Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я» [2; 3].

Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Сама дружба и служение ей становится одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск ради другого. Круг друзей обеспечивает поддержку, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества.

Эта тяга к общению со сверстниками, приводит к некоторой социально-психологической изолированности от взрослых. Замкнутые возрастные группировки образуются потому, что подростков волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, т.е. у сверстников. В общении с друзьями подросток выражает идентичность, он должен чувствовать, что другие его принимают и любят [2; 6].

Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для подростка отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные конфликты и кризисные ситуации, с которыми они сталкиваются. Подростки перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом. Между 12-15 годами у подростка развивается способность устанавливать более тесные и глубокие дружеские отношения. Они склонны выбирать друзей, исходя из общих интересов и занятий [2; 6].

Сложность, противоречивость и кризисность подросткового периода развития предполагает осуществление грамотного психолого-педагогического сопровождения подростков [7]. Его эффективность во многом определяется уровнем профессиональных и коммуникативных способностей психологов, чьи усилия должны быть направлены на профилактику и предотвращение девиаций в данном возрасте [8].

Таким образом, подростковый период или отрочество – определенный отрезок жизни между детством и зрелостью, отличающийся большим числом психологических новообразований и сопровождающийся высокой степенью негативизма. Знания особенностей данного периода, глубокое понимание специфики подросткового возраста позволит осуществлять правильное взаимодействие с ними в этот сложный переходный период и предотвратить возможные девиации, а также планировать действенную систему коррекционной работы с группой девиантов.

Литература

  1. Дальто Ф. На стороне подростка. – СПб., 2017. – 115 с.
  2. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: АСТ, 2010 – 254 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: АСТ, 2010. – 608 с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: АСТ, 2014. – 254 с.
  5. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. – Самара, 2013. – 656 с.
  6. Райс Ф. Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2012. – 237 с.
  7. Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. Учебное пособие. – Невинномысск, НИЭУП, 2006. – 255 с.
  8. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В.Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3 (10). – С. 201-204.
  9. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: АСТ, 2013. – 284 с.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: АСТ, 2016. – 86 с.

Об авторе

 

Крючкова Ирина Валериановна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Барабаш Полина Юрьевна студентка направления подготовки 37.04.01 – психология Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Крючкова И.Ю., Барабаш П.Ю. Нормативно-возрастной анализ особенностей личности в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен