Соловьева О.В., Кокорова С.Д. (г. Ставрополь)

Соловьева О.В., Кокорова С.Д. (г. Ставрополь)

РИСКИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматриваются риски и положительные аспекты влияния цифровой образовательной среды на познавательные способности младших школьников. Описываются отдельно риски и проблемы, негативно влияющие на функционирование познавательных способностей обучающихся, а также раскрываются положительные факторы, благотворно влияющие на познавательную сферу обучающихся в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: информационная среда, цифровая образовательная среда, цифровизация, информационное воздействие, цифровые технологии, информационная безопасность, познавательные способности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

  

 

Современное общество стремительно развивается и становится все более разнообразным и многогранным. Люди связаны между собой сложными информационно-коммуникативными потоками, а нашу жизнь стало невозможно представить без информации и современных информационных технологий. Одной из базовых потребностей человека является потребность в информации. Информация влияет на формирование личности и способствует ее нормальной жизнедеятельности. Но стоит обратить внимание на то, что любое информационное воздействие влияет на психические механизмы головного мозга и носит психологическое воздействие.

Цифровая образовательная среда – это доступная совокупность различных информационных систем, необходимых для функционирования, использования и решения определенных задач образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда широко рассматривается и изучается многими учеными, такими как Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеева И.С. и др. Коллективом авторов сформулированы методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды (Авдеева И.В., Анисимова-Ткалич С.К., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Голденова В.С., Гребенникова В.М., Ковтанюк А.Е., Кречетников К.Г., Мантаева Э.И., Миронов Л.В., Орлова Л.В., Слободчикова И.В., Ткалич А.И., Чернявская В.С., Шер М.Л.).

Вместе с тем, нужно отметить, что вопрос цифровизации образования изучен недостаточно и требует дальнейшей тщательной работы по его теоретико-экспериментальному исследованию.

Цифровизация образовательной организации в настоящее время рассматривается как инновационное явление современного образования. Ее задача эффективно и доступно предоставить информацию обучающимся, чтобы сформировать у них навыки обучения в цифровом мире, благотворно повлиять на познавательные способности обучающихся и развить умение пользоваться цифровыми коммуникациями для свободного функционирования в современном информационном обществе.

Исходя из анализа литературы, определим, что цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) – это управляемая и активно развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения [3].

По наблюдению ученых, выяснено, что в результате использования в образовательном процессе информационных технологий, у обучающихся возникает более высокая познавательная активность на длительный срок, вырабатывается интерес к обучению и познанию.

Познание – сложный и многоуровневый процесс, включающий в себя четыре основных аспекта, создающих познавательный процесс: память, чувства и ощущения, интуиция и мышление.

Что касается термина «познавательные способности», то его трактовки нет ни в психологических словарях, ни в одном психологическом источнике, посвященном проблеме способностей и познавательной деятельности.

Долгие годы большинство отечественных психологов в своих исследованиях по психологии способностей опирались на методологические позиции, разработанные Б.М. Тепловым и его школой, и придерживались определения, данного им в 1941 году. В этом определении Б.М. Теплов выделил три главных признака: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». Тем самым область психологии способностей надолго стала разделом психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Однако для того, чтобы объяснить сущность способностей, одного указания на субъективные и поведенческие их проявления недостаточно. Вот почему, хотя и после длительного периода (более сорока лет), произошло возрождение осмысления теоретических оснований психологии способностей, которому мы обязаны в первую очередь В.Д. Шадрикову. На основе проведенных исследований он предлагает считать всеобщей родовой формой способностей психические функции. По А.Р. Лурия, психика реализует познавательную и регулятивную функцию, которые дифференцируются и реализуются в функциях отражения, переработки и хранения информации, программирования, регуляции и контроля деятельности. «Отмеченные функции включены в любую деятельность, вместе с тем, они сами могут выступать в роли деятельности, когда перед человеком встает задача что-то обнаружить, запомнить, вообразить, сделать, и т.д.» [5].

Основой всех видов способностей является познавательная способность, так как в процессе развития познавательной способности развиваются и другие виды способностей.

Познавательные способности – это способность познания окружающего мира, направленность, которая обращена к области познания.

Если рассматривать влияние цифровой образовательной системы на развитие познавательных способностей, то можно столкнуться с противоречием положительного и отрицательного влияния.

Нельзя не согласиться с огромными, хотя еще малоизученными возможностями цифрового обучения, но и стоит обратить внимание на целый ряд проблем и рисков, связанных с их внедрением в современную систему образования.

Одним из главных рисков, является риск деформации у обучающихся мышления и речи. Как отмечают исследователи, у детей поколения «цифровых технологий» мысли и суждения поверхностны и фрагментны, что и способствует ухудшению грамотности. Но это не единственная причина, так же стоит отметить уменьшение живого общения, что свидетельствует о минимизации естественных коммуникаций и в результате приводит к неумению правильно формулировать мысли и высказываться.

Вербицкий А.А. в статье «Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы» пишет: «В процессе цифрового обучения живая речь школьника и студента – средство формирования и формулирования мыслей – выключена по определению. Поэтому, если пойти по пути тотальной индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что будет упущена сама возможность формирования творческого мышления, которое по своему происхождению диалогично».

Кроме того, цифровизация ослабляет способность мыслить критически и адекватно воспринимать действительность.

В результате чрезмерного использования компьютерных технологий и информационной нагрузки, нарушающей допустимый предел для человека, страдает вся когнитивная сфера, а именно: свойства внимания – объем, концентрация, переключаемость. Проявляется рассеянность, низкий уровень самоконтроля, психические искажения и др. Наблюдается негативное воздействие на психологические процессы как память, воображение, мышление, восприятие. Существует риск деформации познавательных способностей обучающихся, в частности аттенционных, мнемических и мыслительных [2].

Вместе с тем рассмотрим положительные аспекты влияния цифровой образовательной среды на познавательные способности младших школьников.

Исследования показали, что цифровизация образования и внедрение цифровых технологий в образование оказывает прямое воздействие на когнитивную сферу учащихся – восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Благодаря компьютерной поддержке учащиеся мультимодально воспринимают информацию. По данным психологических исследований, таким образом, воспринимаемая информация, подлежит более глубокому осмыслению. Здесь большую роль играет соблюдение принципа наглядности, психологической основой которого является учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. При использовании в учебном процессе компьютерных программ у обучающихся создаются чувственные образы. Формируются новые связи в коре головного мозга, благодаря появлению новых раздражителей. Как известно, в процессе восприятия участвуют анализаторы и чем их больше, тем больше в коре головного мозга создаются временных нервных связей, в результате чего образы в памяти сохраняются более прочно [4].

Мультимедийные технологии позволяют в полной мере использовать возможности зрительных слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на начальный процесс усвоения знаний – ощущение и восприятие.

Через органы чувств поступают сигналы, которые попадают в сферу абстрактного мышления и подвергаются логической обработке. В результате работы органов чувств включаются процессы суждения и умозаключения. Таким образом, мышление школьников развивается и становится более глубоким.

На этапе процесса познания-осмысления цифровые технологии в образовательном процессе оказывают положительное влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей.

Использование средств мультимедиа активизирует и мнемические процессы младших школьников, в частности запоминание. Так с помощью компьютера происходит быстрое запоминание активной лексики, произношения, грамматических конструкций при обучении иностранным языкам, что положительно влияет на весь познавательный процесс в целом.

Значительное влияние на развитие познавательной деятельности оказывает использование в учебном процессе метода проектов с использованием информационных технологий.

Исследования показали, что метод проектов с использованием информационных технологий позволяет стимулировать все когнитивные процессы – внимание, восприятие, речь, воображение, мышление, память. При такой организации учебного процесса осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную деятельности школьника.

В процессе работы идет развитие логического мышления. Обучающийся отбирает нужную информацию из различных источников, анализирует ее, структурирует, разбивает на отдельные смысловые блоки и выстраивает в соответствии с решаемой задачей. Чтобы провести такую обработку информации, выделить главное, структурировать – необходимо иметь навыки логического анализа текста. Развитие логического мышления происходит с помощью создания структурно-логических схем.

Деятельность с информационными технологиями у младших школьников формирует алгоритмический стиль мышления. Алгоритмический стиль мышления – это система мыслительных действий и приемов, которые направленны на решение теоретических и практических задач, результатом которого являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.

В рамках информационных технологий взаимодействие осуществляется в интерактивном режиме. При этом повышается активность пользователей. Происходит обеспечение обратной связи, которая играет важнейшую роль в активизации познавательной деятельности. «С помощью обратной связи всякое отклонение приспособительного эффекта от константного или заданного уровня порождает целый ряд новых приспособительных реакций до тех пор, пока не установятся адекватные отношения между результатом акта и исходным намерением, отраженным в акцепторе действия. Обратная связь способствует формированию условных рефлексов, на основе которых происходит автоматизация действий». Получение сигнала со стороны компьютера о мере полезности действия обеспечивает постоянное внимание обучающихся к выполняемой деятельности, стимулирует мыслительные процессы. Интерактивность становится средством повышения познавательной активности школьников.

Еще одним средством, которое активизирует восприятие материала и способствует развитию мышления от конкретного к абстрактному, является возможность использования звука, цвета, графики, видео и аудиоматериалов одновременно.

Известно, что эффективность процесса работы с информацией вообще напрямую зависит от таких психологических процессов как внимание, мотивация, воображение. Информационные технологии значительно влияют на характер протекания этих процессов. При восприятии информации с экрана возбуждается состояние напряженного внимания, так как компьютер является новым коммуникативным партнером.

Настоящее понимание не возникает в результате простого рассматривания, оно требует определенных усилий ума, когда внимание сознательно концентрируется на объекте изучения. Такое внимание называется произвольным, или активным, волевым. Человек сосредотачивает свое внимание не на том, что ему интересно, а на той задаче, которую ему необходимо решить в данный момент. Однако, такое внимание вызывает быстрое утомление. Примерно через 20 минут мозг перестает воспринимать информацию [1].

Работа памяти имеет огромное значение для понимания того, как надо использовать информационные технологии для активизации когнитивной деятельности.

Важное значение имеет также вопрос об объеме информации, подаваемой в одном кадре или фрагменте учебной программы. На объем воспринимаемой за один раз информации влияет емкость кратковременной памяти.

Таким образом, в условиях цифровизации образования существуют ряд положительных аспектов, влияющих на развитие познавательных способностей младших школьников, но стоит обратить внимание и на риски, в работе с цифровыми технологиями необходима высокая концентрация внимания пользователя, а также наличие долговременной и оперативной памяти, также особое внимание стоит уделить ограничению во времени, так как чрезмерное использование цифровых технологий «включает» обратный процесс в развитии познавательных способностей и наносит колоссальный вред психике школьника. Главным, открытым вопросом во внедрении цифровой образовательной среды в современную систему образования является информационная безопасность.

Все это вызывает необходимость глубокого изучения накопленных теоретических и эмпирических данных в области развития познавательных способностей младших школьников в современных условиях цифровизации образования.

Литература

  1. Воздействие информационных технологий на развитие когнитивной сферы у молодых людей [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625b2bd69b5c53b89521306d36_0.html.
  2. Медведева Е.И., Крошилин С.В. Негативные аспекты информатизации общества // Экономический журнал. – 2013. – №5(41). – С. 108-126.
  3. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: монография. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf.
  4. Психолого-педагогические аспекты обучения в условиях информационно-образовательной среды университетского комплекса [Электронный ресурс]: Ардеев А.Х. 2011. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1502.
  5. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3;

 

Об авторе 

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кокорова Снежана Дмитриевна – аспирантка 1 года обучения по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь), старший социолог управления образования администрации, отдела опеки и попечительства города Ессентуки.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Соловьева О.В., Кокорова С.Д.  Риски и положительные аспекты влияния цифровой образовательной среды на познавательные способности младших школьников [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен</p