Шолкова Н.Н. (г. Ставрополь)

Шолкова Н.Н. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕТИ

 

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В настоящей статье рассмотрена проблема гендерного воспитания, выступающая актуальной и глубоко нравственной; анализируется программа духовно-нравственного воспитания, которая включает реализацию полового просвещения, задач половой социализации; приводится теоретическое обоснование значимости целенаправленного гендерного воспитания для духовно-нравственного, гармоничного развития личности подростка.

Ключевые слова: гендер, воспитание, гендерное воспитание, гендерная политика, подростковый возраст.

Об авторе

Ссылка для цитирования

  

Каждый человек приобретает собственный жизненный опыт в процессе социализации, своё начало которая берёт с момента рождения ребёнка. Ребенок на протяжении своего жизненного пути узнает о различных видах поведения, которое обществом расценивается как соответствующие нормы женских и мужских ролей. Человек в обществе не просто живёт, он соблюдает определённые стандарты поступков, правила поведения, при этом выполняя гендерные и социальные роли. Необходимо отметить, что развитие социальных и гендерных ролей лежит в основе процесса гендерного воспитания личности. Действительно, ведь модель поведения будущего женщины или мужчины ребёнком приобретается с малых лет, а потом дети обучаются исполнять в процессе гендерного воспитания обозначенные роли.

Зачастую понятие «гендер» отождествляют с понятием «пол», хотя они различны как в социологии и психологии, так и в других науках. Традиционно для того, чтобы обозначить анатомо-физиологические особенности людей, которые женщин и мужчин отличают друг от друга, использовали понятие «пол» [2]. Состоит пол из двух главных компонентов: пола социального и пола биологического. Задаются половые различия генетически и продолжают формироваться далее в социально-культурной среде. Современные психологическая и педагогическая науки и практика не учитывают пол важнейшей характеристикой ребенка. В школьном воспитании и обучении к мальчикам и девочкам дифференцированный подход отсутствует.

Долгое время данные особенности считались фундаментальной основой и первопричиной психологических и социальных различий мужчин и женщин. До недавнего времени в педагогике не разделяли также понятия полоролевое и гендерное воспитание. В связи с этим, по мнению Андреевой Н.А., в настоящее время не стоит ориентироваться только лишь на биологический пол. Со временем в научном обиходе стало употребляться понятие «гендер» для обозначения социального пола, а также пола, как продукта культуры [5].

Под понятием «гендер» понимается совокупность культурных и социальных норм, выполнение которых предписывается обществом в зависимости от биологического пола каждого человека. Иными словами, быть мужчинами или женщинами в обществе – это не только обладать соответствующими анатомическими особенностями, но и выполнять те или иные предписанные им гендерные роли, которые сформировались в процессе социализации людей и не равны биологическим ролям. Обществом создается гендер как своего рода социальная модель поведения мужчин и женщин, которая определяет их положение и роль в таких социальных институтах, как семья, политическая структура, экономика, культура, образование и т.д.) [1].

Гендерная педагогика является довольно молодой развивающейся отраслью педагогического знания. Гендерное воспитание понимается, как сознательный, целенаправленный процесс, сопровождающий развитие человека, он способствует повышению уровня гендерной культуры личности для успешной в современном обществе адаптации личности.

Воспитание современного поколения в соответствии с устаревшими патриархатными (традиционными) гендерным представлениям или, наоборот, радикально эгалитарными чревато определенными последствиями, которые описаны подробно в научной литературе. Понятием, отражающим актуальное состояние гендерных ценностей, представлений, стереотипов и норм современного общества, может служить гендерная культура [5].

Определяется гендерная культура личности как уровень сформированности норм, правил поведения и ценностей, принятых в обществе в данный период времени для женщин или мужчин, в зависимости от биологического пола воспитанника. Согласно данному определению, цель гендерного воспитания заключается в успешной гендерной социализации личности в современном обществе, достигается которая за счет повышения уровня гендерной культуры воспитанника. В сравнении с предыдущим периодом гендерная культура современного общества и семьи как основного социального института постепенно изменяется, что изучение данной проблемы делает также актуальным [3].

Гендерное воспитание рассматривая как педагогическую проблему, нужно отметить, что в основе данного процесса лежит развитие гендерных и социальных ролей личности.

Гендерная роль выступает способностью человека в своём поведении сочетать связанные с индивидуальными гендерными различиями личностные особенности, а также с ценностями и нормами субкультуры.

Социальная роль является определённым образцом поведения, который расценивается для людей соответствующего статуса в обществе как целесообразный. Каждый человек имеет не одну, а целый набор социальных ролей, которые в обществе он играет в связи с тем, что любая личность представляет собой отражение всего многообразия общественных отношений своей эпохи.

Девочки и мальчики к началу обучения в школе характеризуются рядом полодетерминированных особенностей различного генеза, что в образовательном процессе необходимо учитывать. Множество элементов системы образования, между тем, для всех детей одинаковы: все они должны в одном возрасте пойти в школу; в одну смену учиться; в классе у всех детей один и тот же педагог; и девочки, и мальчики слушают у доски одно и то же объяснение, получают в руки одинаковые тетради и книги. Помимо этого, от всех обучающихся педагоги стремятся добиться одних и тех же результатов.

Между тем отмечается педагогами и психологами, что учиться в школе обычно легче девочкам, по крайней мере, на начальной ступени. Отметки за год у них по разным предметам незначительно отличаются, обычно на один балл, не более, тогда как разброс в отметках у мальчиков может составлять и три балла. В начальной школе в уровне успешности обучения детей разного пола такая разница связана с особенностями мотивации мальчиков и девочек, определенными психофизиологическими особенностями, характерными склонностями и интересами для данного пола (в отдельных дисциплинах успехи также обусловлены зачастую гендерными особенностями), а также с установками родителей и педагогов относительно успехов в школьном обучении детей разного пола.

Обучение учающихся с учетом гендерных особенностей требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких форм и методов обучения, соответствовали бы которые разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации мальчиками и девочками, отвечали бы в отношении к учебной работе запросам и тех, и других. При построении на основе учета идей гендерного подхода процесса обучения необходимо руководствоваться тем, что мальчики и девочки при одном и том же педагоге, при одних и тех же методах обучения приходят к умениям и знаниям различными путями, используя различные стратегии мышления. Так, к примеру, девочки усваивают лучше информацию, когда алгоритм им известен, когда информация уложена в схему. Для них обычно не составляет труда запомнить порядок операций или правило и применять его потом в подобных типовых ситуациях. Половые различия существуют и в методах решения задач, в процедурах сбора информации. Большинство пространственных задач мальчики решают во внутреннем плане, тогда как девочкам требуется дополнительная наглядность [4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования установлены требования к личностным результатам школьников, «включающим способность и готовность обучающихся к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности и обучению, системы значимых межличностных и социальных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих в деятельности гражданские и личностные позиции, правосознание, социальные компетенции, способность строить жизненные планы и ставить цели, способность к осознанию в поликультурном социуме российской идентичности».

В рамках гендерной социализации подрастающего поколения одним из важных направлений выступает развитие между полами партнерских отношений, воспитание их в духе гендерной толерантности. Необходимо пояснить, что под гендерной толерантностью понимают психолого-педагогическую готовность к пониманию, признанию и принятию разных типов гендерной идентичности, разнообразия проявлений гендерного поведения, идей гендерного равноправия в социуме согласно активной нравственной позиции личности [5].

Гендерная компетенция педагога приобретает большое значение. Необходимость введения этой компетенции обусловлена сложными педагогическими, социальными и культурными трансформациями современного общества, сменой стереотипов, изменением ролей и положения женщин и мужчин и т.д.

Гендерная компетенция предполагает у педагога сформированность понимания о предназначении в обществе женщин и мужчин, их статуса, взаимоотношений и функций, способность критического анализа своей деятельности как представителя определённого гендера, а также знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса и иных аспектов гендерной педагогики.

 

Литература

  1. Джунушева Б.А., Суералиева Д.С. Гендерная социализация школьников. // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2018. – № 1 (43). – С. 118-121.
  2. Камнева Н.А. Формирование личности будущего на основе гендерного и психолого-педагогического анализа // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 86-89.
  3. Микова М.В. Содержание гендерного воспитания студентов. // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – 2018. – С. 367-371.
  4. Судакова М.В., Максимова А.С. Психолого-педагогические проблемы реализации гендерного воспитания в современной школе. // Научные исследования и современное образование. – 2018. – С. 121-124.
  5. Соловьева О.В., Гогуева М.М. Психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на личность подростка в образовательном пространстве школы. // Мир образования – образование в мире. – 2010. – №4 (40). – С. 45-50.
  6. Шевченко А.Н. К вопросу о гендерном подходе в обучении и воспитании. // Социальные нормы в условиях современных рисков. – 2018. – С. 9-18.

 

Об авторе 

Шолкова Наталья Николаевна – студентка 3 курса направления подготовки 37.04.01 – Психология, профиль «Социальная психология» Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Шолкова Н.Н.  Психологический аспект гендерного воспитания в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен</p