Теренчук О.Л., Смарышева В.А.(г. Санкт-Петербург)

Теренчук О.Л., Смарышева В.А.(г. Санкт-Петербург)

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОРЯКОВ В ПЕРИОД ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния времени пребывания на судне на психологические особенности моряков в период дальнего плавания. Приведен краткий обзор ранее проведенных исследований моряков. Результат исследования показал, что психическое состояние моряков зависит от времени пребывания на судне. С увеличением срока пребывания увеличивается уровень агрессии, тревожности, фрустрации и ригидности. Также изменяются в сторону увеличения уровни ситуативной и личностной тревожности. Полученные результаты могут быть использованы для создания рекомендаций и выработке мер по улучшению гигиены труда на морских судах, и внедрены в политику судоходных компаний.

Ключевые слова: моряки дальнего плавания, психологические особенности, время пребывания на судне.

Об авторе

Ссылка для цитирования

  

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема исследования психоэмоционального состояния моряков в период дальнего плавания недостаточно изучена. В отечественной литературе преобладают исследования, относящиеся к периоду СССР. Среди современных авторов можно отметить работу Криворотько А.В. [4]. Автор проводила исследование психологических особенностей переживания одиночества у моряков. В процессе исследования была выявлена зависимость переживания одиночества от личностных особенностей, семейного положения и профессионального выгорания. Холостым морякам присуще переживание диссоциированного одиночества, которое проявляется в повышенной тревожности, эгоистичности, низкой эмпатии, повышенной утомляемости. Было установлено, что переживание одиночества моряками имеет две причины: переживание одиночества из-за непосредственной работы в море или из-за сложности установления и налаживания контакта с окружающими. Взаимосвязь эффективности деятельности морских специалистов с их профессиональными и личностными качествами изучали Д.А.Аблогин и В.А.Чикер. Они изучали проблему целостного подхода к подготовке морских специалистов с учетом их личностных качеств. Авторы также определили, что судомеханики и судоводители с меньшей степенью профессионального выгорания показывали более высокие результаты в профессиональной деятельности [1].

В современном мире все большее внимание начинают уделять психологическому состоянию человека. Многие исследователи отмечают влияние психоэмоционального состояния на результат труда человека. С условиями труда могут быть связаны многие факторы риска нарушений психического здоровья. Большинство факторов риска связаны со взаимодействием таких аспектов, как тип трудовой деятельности, организационные условия и отношения с руководством, навыки и компетенции работников, имеющиеся на предприятии меры поддержки работников в выполнении ими своих трудовых обязанностей. Одной из таких областей является судоходство [5].В первую очередь это связанно со спецификой работы. Моряки длительное время (до 6-9 месяцев) проводят в замкнутом пространстве, в окружении одних и тех же людей, с которыми они вынуждены проводить свое рабочее и свободное время [2]. На судне моряки подвержены воздействию различных неблагоприятных психологически факторов, таким как изоляция от семьи и привычного окружения, информационная депривация, ограничения в организации досуга, круглосуточные вахты, ненормированный рабочий график, связанный со спецификой работы. Кроме того, имеются физические факторы, влияющие на организм: качка, вибрация, шум, запахи, смена часовых поясов и т.д. Все эти факторы влияют на организм человека, вызывая дискомфорт, раздражение и впоследствии стресс [3]. Это воздействие растянуто во времени, и имеет аккумулятивный характер. Соответственно влияние указанных факторов и вызываемые изменения необходимо рассматривать в динамике, что позволит вовремя их обнаружить и принять соответствующие меры для их нейтрализации.

Целью данного исследования является изучение психоэмоционального состояния моряков в период дальнего плавания.

В данном исследовании использовались данные, полученные с помощью психологического тестирования 32 членов экипажа ALTHAKHIRA. Испытуемых разделили на две группы. Первая – моряки с временем пребывания на судне сроком до 6 месяцев, вторая находилась на судне более шести месяцев.

- шкала тревожности Бека применяется для определения степени выраженности тревожности.

- тест самооценки психических состояний по Айзенку позволяет определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.

- шкала тревоги Спилбергера – это один из самых информативных способов самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

- личностный опросник агрессивности Басса-Перри позволяет выявить три основных компонента агрессии: физическая –склонность к физической агрессии в поведении, эмоциональная – степень выраженности гнева, когнитивная составляющая – враждебность.

Результаты исследования.

В ходе статистического анализа выявлены значимые различия в уровне ситуативной тревожности в период пребывания на судне до 6 месяцев и более 6 месяцев. Среднее арифметическое значение увеличилось с 36,8 до 47,8 баллов. U-критерий Манна-Уитни составил 57 баллов, p<0,05. Уровень ситуативной тревожности в первой группе находится в пределах умеренных значений, во второй группе показатель тревожности соответствует высокому уровню тревожности, что говорит об увеличении уровня ситуативной тревожности в зависимости от времени пребывания на судне.Также значимые различия были выявлены в уровне личностной тревожности в обеих группах. Среднее арифметическое значение группы моряков периода пребывания до 6 месяцев составило 37,3 балла, а группа моряков периода пребывания после 6 месяцев составило 45,4 балла. U-критерий Манна-Уитни составил 70,5 балла, p<0,05. Показатели уровня личностной тревожности увеличились во второй группе моряков, что может означать связь тревожности со временем пребывания на судне.Сравнительный анализ уровня тревожности показал, что среднее арифметическое значение увеличилось с 10,3 в первой группе до 15,8 балла во второй. U-критерий Манна-Уитни составил 33 балла, при p<0,01, что означает статистическую достоверность. Уровень тревожности в первой группе находился на среднем уровне, во второй группе средний показатель составил 15,8 балла, что означает высокий уровень тревожности. Исходя из этих данных, можно предположить, что есть связь высокого уровня тревожности и длительности времени пребывания на судне.

Уровень фрустрации изменился с 9,5 баллов в группе моряков периода пребывания до 6 месяцев, до 13,5 баллов во второй группе. U-критерий Манна-Уитни составил 33 балла, при p<0,01. Уровень фрустрации остался в пределах средних значений в обеих группах, несмотря на увеличение показателя во второй группе.

Статистический анализ уровня ригидности выявил, что во второй группе испытуемых среднее арифметическое значение было больше чем в первой – 8,1 балла против 11,1 балла. U-критерий Манна-Уитни составил 65,5 балла, при p<0,05. Уровень ригидности в обеих группах соответствует среднему уровню, различия незначительны.

Согласно данным, полученным по уровню агрессии, следует, что среднее арифметическое значение увеличилось с 9,3 балл в первой группе, до 15,1 балла во второй группе. U-критерий Манна-Уитни составил 29,5 балла, при p<0,01. Уровень агрессии увеличился во второй группе до высокого уровня, что может означать зависимость уровня агрессии от времени пребывания на судне в период дальнего плавания.

Сравнительный анализ баллов по шкале тревоги Бека не показал статистически значимых различий.

Согласно данным, полученным в результате сравнительного анализа личностного опросника агрессивности Басса-Перри, статистически значимые различия были обнаружены в результатах измерения шкалы гнева. Среднее арифметическое значение в группе моряков до 6 месяцев равнялось 25,5 балла, а во второй группе 46,6 балла. U-критерий Манна-Уитни составил 67,5 балла, при <0,05. Уровень гнева в первой группе составил 25,5 балла, что соответствует среднему уровню. Во второй группе показатель увеличился до 46,6, что соответствует высокому уровню гнева. Это может означать наличие связи уровня выраженности гнева со временем пребывания на судне.

Статистически значимых различий в выраженности параметров физическая агрессия и враждебность не обнаружена (р>0,05), что позволяет говорить о том, что эти параметры не меняются на протяжении периода дальнего плавания.

Высокий уровень корреляции выявлен в парах «фрустрация-тревожность по Беку» и «тревожность по Беку и тревожность по Айзенку» в первой группе.

Наличие взаимосвязи между фрустрацией и тревожностью может свидетельствовать о наличии нескольких факторов, которые влияют на психическое состояние испытуемых. Это могут быть внешние факторы, такие как: сложности во взаимоотношениях с коллективом, нерешенные проблемы на берегу, задержки смены экипажа. Также психическое состояние зависит от степени адаптивности личности и личностных характеристик. Невысокая способность к адаптации оказывает негативное влияние на психическое состояние. Различные виды деприваций (эмоциональная, социальная, информационная) способствуют развитию фрустрации, а в последствии, тревожности. Взаимосвязь между тревожностью по Беку и тревожностью по Айзенку может говорить о наличии особенностей темперамента, при котором обнаруживается слабость психических процессов. Наличие специфических личностных черт также может способствовать повышению уровня тревожности в группе моряков периода плавания до шести месяцев.

В остальных парах исследуемых параметров, представленных в корреляционной плеяде, выявлена корреляция на уровне p<0,05.

Во второй группе обнаружен высокий уровень корреляции между ситуативной тревожностью и гневом, и между ситуативной тревожностью и физической агрессией. Это может говорить о том, что адаптационные механизмы психики не справляются с постоянным состоянием стресса.Уровень тревожности по Беку и уровень тревожности по Айзенку в сравнении с группой моряков периода пребывания до шести месяцев немного снизился, что может указывать скорее на влияние темперамента и личностных особенностей, чем на влияние внешних факторов. Также снизился уровень корреляции в паре «фрустрация-тревожность по Беку». Это может означать, что фрустрация связана с такими внешними факторами, как незавершенные дела на берегу, сложности во взаимоотношениях с коллективом (сменился командный состав). Тревожность по Беку и личностная тревожность коррелируют друг с другом в связи с переутомлением, отсутствием возможности снять накопившееся напряжение. Это проявляется увеличением уровня агрессии. В связи с этим уровень агрессии и личностная тревожность коррелируют друг с другом в группе моряков периода пребывания более шести месяцев. Высокий уровень корреляции между ригидностью и тревожностью по Беку обусловлен тем, что примерно после шести месяцев пребывания на судне из-за однообразного труда и условий пребывания начинает исчезать мотивация к продуктивному общению и сотрудничеству.

Результаты данного исследования позволили выявить зависимость психоэмоционального состояния моряков от времени пребывания на судне.

Сравнительный и корреляционный анализ показал, что после шести месяцев пребывания на судне увеличиваются такие показатели как ситуативная и личностная тревожность, тревожность по Айзенку, агрессия, ригидность, фрустрация, уровень гнева. Уровень физической агрессии, тревожность по Беку, враждебность не зависит от времени пребывания на судне. Эмпирическое исследование показало, что на психоэмоциональное состояние моряков в период дальнего плавания фактор времени пребывания имеет ключевое значение. В связи с этим, можно предложить руководству судоходной компании уменьшать срок пребывания на судне и внедрить практику гибкого графика ухода в рейс. Также желательно учитывать индивидуальные психологические особенности моряков для определения времени несения вахт для создания оптимальных условий пребывания. Как было указано ранее, у моряков периода пребывания более шести месяцев увеличивается уровень ригидности. В качестве профилактики сложностей во взаимоотношениях можно использовать развлекательные мероприятия с участием всех членов экипажа. Для улучшения психологического климата в коллективе желательно обучить командный состав основным психологическим закономерностям поведения моряков в период дальнего плавания. Знание особенностей работы психического аппарата позволит предупредить и нивелировать какие-либо конфликты и недопонимание. Также стоит обучить экипаж навыкам саморегуляции и релаксации. В этом могут помочь техника расслабления психотерапевта Лоуена, аутогенные тренировки, миофасциальный релиз. На судне должна быть возможность для проведения досуга, в том числе, для занятий спортом.

 

Литература

  1. Аблогин Д.А., Чикер В.А. Взаимосвязь эффективности деятельности морских специалистов с их профессиональными качествами//Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. – 2017. –№1. – С.137-160.
  2. Зайцев В.И., Виноградов С.А. Некоторые теоретические и практические аспекты изучения условий труда на флоте. // Здоровье населения и среда обитания. – 2014 – № 2 (251). – С. 13-15.
  3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2015. – 204 с.
  4. Криворотько А.С. Психологические особенности переживания одиночества моряками//Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – № 3(54). – С. 71-75.
  5. https://www.americanclub.com/files/files/seafarers_mental_wellbeing_russian.pdf дата обращения 13.11.2019

 

Об авторе 

Теренчук Ольга Леонтьевна – студентка 5 курса Института прикладного психоанализа и психологииУниверситета при МПА ЕврАзЭСг. Санкт-Петербург

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Смарышева Виктория Алексеевнакандидат психологических наук, декан факультета психологии и психоанализа, проректор по учебной работе ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Теренчук О.Л., Смарышева В.А. Психоэмоциональное состояние моряков в период дальнего плавания  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен</p