Смыслов Д.А. (г. Москва)

Смыслов Д.А. (г. Москва)

ФРАКТАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ РОДА  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В статье рассматривается проблема работы с семейными и родовыми сценариями клиента в процессе психологического консультирования. Даётся объяснение большого пласта связей рода и каждого из его членов.

Ключевые слова: психологическое время личности, циклическое время, дискретное время, семейная мифология, психогенеалогическое интервью, психологическая травма, психологическое консультирование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Открытием самоподобного множества в математике (фрактала – с lat. – fractus– дробленый, сломанный, разбитый) принадлежит Бенуа Мандельброту. Фрактал обладает нерегулярной структурой, но, если рассмотреть небольшой его фрагмент в крупном масштабе, он будет очень похож на копию большого фрактала. Таким образом, при внешней хаотичности, и, даже кажущейся случайности внешнего вида фрактала, находится связь между событиями. Так, лист с жилками и ветка напоминают большое дерево, а само большое дерево – напоминает жилки своих листьев.

Это, казалось бы, очевидное по своей гениальности, открытие Мандельброта сломало прежнее представление о том, что в природе всё симметрично. Примечательно, что в дальнейшем, именно фракталы Мандельброта легли в основу графических электронных карт местности, равно как и компьютерных игр, в которых изображаются пространства. Это открытие 1975 года созвучно тому, что было написано в важнейшем памятнике герметизма – «Зелёной книге» Гермеса Трисмегиста, скрижали на пластине из изумруда в египетском храме, обнаруженной на могиле Гермеса Александром Македонским.

В этом тексте даются сконцентрированные максимы – формулировки учений герметизма. Среди прочего, там написано: «Истинно – без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: То, что внизу, аналогично тому, что вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи» [2]. Примечательно, что античная идея о макрокосме и микрокосме проявляется в учении Лейбница о монадах, который считал, что каждая монада есть отражение универсума. Отклики этого учения наличествуют в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, в учении Шопенгауэра о мировой воле. И, несмотря на то, что идея макрокосма и микрокосма в XIX-XX вв. более воспринималась теософами, нежели чем учёными, именно в конце ХХ века она вновь проявилась в открытии математика Мандельброта.

Когда мы рассматриваем работу психолога-консультанта с семейными сценариями клиентов, часто приходится сталкиваться с тем, что, несмотря на очевидную, казалось бы, логику, что работать возможно и нужно только с теми членами семьи, которые живы, в реальности приходится фиксировать несколько иное. Так, из поколения в поколение в ряде случаев транслируются определённые модели поведения, страхи, убеждения, стереотипы. В некоторых случаях, разбирая с клиентом его индивидуальную историю, начинаешь понимать, что подобное поведение или даже физическая предрасположенность к болезни – не совсем его приобретение, а именно то, что, видимо, наследуется из предыдущих поколений. Складывается ситуация, что на уровне подсознания для нас живы не только те близкие и родственники, кто жив физически, и даже не только те из уже покинувших этот мир близких, но и те, кого мы можем назвать дальними родственниками.

В данном случае оказывается, что на уровне подсознания человек вмещает в себя не только индивидуальный опыт, но и опыт своих прошлых поколений родственников. Именно подобное явление я и называю «фрактальной геометрией рода».

Как мы получаем эти знания, эти приобретения прежних поколений?

Здесь имеет смысл вспомнить о делении времени на два вида:

    1. Циклическое время в мифологии (в древних и первобытных обществах принято узнавать о том, что с тобой будет, из песен, сказаний, легенд). Цикличное время менее невротично согласно К. Хорни, так как в нём всё предопределено и объяснено. Человек циклического времени меньше переживает, так как априори знает, что с ним будет (как у В.С. Высоцкого – «...но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути»). Также в таком времени живут дети до 4-5 лет, которые снова и снова пересматривают один и тот же мультфильм, требуют до бесконечности читать им одну и ту же сказку (к тому же многие произведения детской литературы, ориентированные на данный возраст и сами, являются образцом циклического времени).
    2. Дискретное время современности. Это время разрывно, прерывисто, поделено на три части – «прошлое» (которого уже нет и его не вернуть), «настоящее» (которое занимает секунды и моментально превращается в прошлое) и «будущее» (которого пока не существует). В дискретном мире человек оказывается невротизирован, он боится допустить ошибки, он стремится продлить настоящее, что невозможно («продлись, продлись очарованье»), и в результате – бежит, бежит от себя, от своих мыслей, от жизни.

Парадокс заключается в том, что, живя в обществе дискретного времени, современный человек продолжает существование во времени циклическом в семейных отношениях и как часть своего рода (если он ещё к нему принадлежит – так как встречаются случаи, когда люди и вовсе не знают своего рода).

Циклическое время связано с сакральными традициями и религиозными ритуалами, посредством которых человек может приобщиться, прикоснуться, практически, вновь пережить события, важные для его верования или культа. Иными словами, оказаться в ритуальном циклическом времени. В качестве примеров можно привести христианский ортодоксальный Крёстный ход или языческий ритуал прыжков через костёр на Ивана Купалу. В любом случае, прикосновение, причастие к циклическому времени, даёт человеку ощущение иного, «вечного», не дискретного, времени. Сюда можно отнести и ритуал встречи Нового года, который также даёт его участникам ощущение особых, праздничных эмоций и ожидание чего-то необычного и волшебного. Впрочем, это более заметно и проявляется в восприятии детей, нежели чем взрослых. Другой вид циклического времени нам знаком также хорошо, и в нём мы бываем чаще, чем в ритуальном циклическом времени. Это – циклическое время рода. Определим род как совокупность семей (фамилий), имеющих (восходящих) к общему предку.

Род живёт в подсознании своих членов в виде воспоминаний, установок, легенд и мифов. Вот часть этой мифологии:

1.Легенды о бегстве (как правило, это рассказы о том, что кто-то в роду – прадедушка, прабабушка и т.д. что-то сделал или откуда-то приехал). В качестве примеров таких мифов чаще всего встречаются:

    • Миф о выкраденной лихим военным турчанке (цыганке) и пр.
    • Рассказ о бегстве (эмиграции) кого-то из предков из неблагоприятной для проживания страны.
    • История о городе или местности, откуда как-бы идёт род.
    • История о подкидыше – не родном ребёнке в роду с последующим ожиданием возвращения «реального» родителя.

2.Легенда о проклятии (проклятие, порча, «венец безбрачия», «чёрная вдова» или «чёрный вдовец», «все в роду не доживают до определённого возраста», программирование определённого типа сметри (бояться воды, коня, змеи и пр.) и т.д.). Это также психогенеалогически реализуемая программа. Если в ней описывается, что в каком-то определённом колене кто-то из недоброжелателей проклял весь род, эта программа также передаётся в каждое новое поколение, причём, каждый раз в каждом поколении приписываются новые мифологические элементы, а главным остаётся одно – любые жизненные трудности и неурядицы здесь воспринимаются, согласно программе, уже с элементом фатализма и обязательной негативной составляющей.

3.Легенда о сходстве (внешнем или сходстве характера) ребёнка с кем-то из его предков («ты закончишь жизнь, как твой отец», «ты вся в бабушку» и пр.). Как только в детстве поднимается эта тема, и её вольно или невольно слышит ребёнок, включается программа интереса к характеру и поведению предка, и, даже если он был не таким (семейная мифология не исключает мифологизации и, следовательно, необъективного описания), ребёнок, а впоследствии взрослый человек, невольно начинает повторять программу поведения этого предка (вплоть до привычек, особенностей поведения и реагирования, пристрастий и заболеваний и даже причин смерти).

4.Легенда о неблагополучии в семейной жизни (одиночестве) . Это также очевидная программа, которую следующее поколение неосознанно выполняет только потому, что она была «запущена» в семейной мифологии [4].

В романе «Големе» писатель-экспрессионист Г. Майринк писал: «Наши предки, даже самые далекие, присутствуют здесь, в нашей крови, со всеми своими преимуществами и изъянами. Зачастую наши безрассудные порывы - это лишь внезапное пробуждение голоса нашей крови, который мы, охваченные ужасом, стараемся заглушить» [3].

Нечто подобное было предложено и К.Ч.Тойчем в его «Наследственной предрасположенности и личностной эффективности». Он выделил третью, «генетическую» форму реагирования на неразрешимые проблемы и стрессы. Так, если проблема очень существенная, не преодолена человеком и подавлена в «бессознательное», то возможна ее передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам.

Этот процесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случайная модификация (где-то после седьмого поколения), либо пока один или несколько потомков смогут решить эту проблему, сделают сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем и поведения. Чем серьезнее проблема, чем она «греховнее», тем быстрее она переходит к потомкам. Не устраненный стресс предка будет развиваться по своей интенсивности, так как он передается из поколения в поколение и усиливается современными ситуациями. Этот бессознательный процесс может быть преодолен только путем внутреннего познания и сознательных действий человека. Таким образом — в ряде случаев, человек неосознанно повторяет проблемы и судьбу своих предков, расплачиваясь своим здоровьем и судьбой за ошибки и проблемы предков, являясь невольной жертвой, имеющей специфическое «основное внутреннее направление» — ОВН. Таким образом, конфликты и сама проблематика жизни могут передаваться «по наследству», из поколения в поколение. Тойч утверждаел, что человек во многом — жертва генетического кода и проблем своих предков, невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков, и, если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков.

Чем быстрее человек сумеет осознать нерешенную проблему предков и активно сумеет ее решить или преодолеть, тем счастливее сам человек и его дети, потомки[2]. 

Французский психоаналитик Француаза Дольто в работе «На стороне ребёнка» писала: «Каждый ребенок вынужден нести груз патогенных последствий, доставшихся в наследство от патологического прошлого своей матери и своего отца». И далее: «Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле»[1].

Ф.Дольто выдвинула предположение, что присутствует сильная связь между бессознательным матери и ребёнка ещё в перинатальный период его развития (Дж.Морено называл это со-бессознательным матери и ребёнка), причём, ребёнок ещё в утробе «знает», чувствует, угадывает то, что относится к его семье на несколько поколений назад.

Иван Бузормени-Надь обращает внимание на проблему трансгенерационной (межпоколенческой) передачи неразрешенного конфликта, семейных тайн, преждевременных смертей и выбора профессии (трансгенерационный подход).

В ряде случаев, отдельные члены рода, совершившие неблаговидные или страшные поступки, могут «выталкиваться» из памяти рода. О них стараются не вспоминать в первом и втором поколении, а затем. Традиционно. Сформировавшаяся ниша начинает «заполняться» романтизированным шлаком в последующих поколениях. И здесь работа психолога начинает напоминать работу археолога, аккуратно. По песчинке убирая наносное и оставляя суть. Примерами неблаговидных поступков для рода могут быть – участие кого-то из предков в расстрельных командах, совершение убийства, насилие, судимость и пр.

Н.Абрахам совместно с М.Терек вводят понятие – «семейного склепа» и «семейного призрака». «Призрак – это то, что производит наше бессознательное, особенность которого состоит в том, что он никогда не был осознанным и не случайно является результатом перехода из бессознательного родителя в бессознательное ребенка. Появление призрака указывает, что на потомка воздействует то, что для родителя означало рану. «Призраком» является тот предок, «дуальное единство» с которым не осознается, но поддерживается и передается из поколения в поколение в виде «белых пятен», «тайн», «недоговоренности» и т.д.

Эта связь поддерживается посредством «двойной связи», то есть «двойного послания с двойным принуждением», а именно, как отмечает А.Шутценбергер: «Говорить об этом нельзя, но этот запрет не позволяет забыть и не говорить»[4].

Изучая «фрактальную геометрию рода», безусловно, мы выходим на попытку изучения тех глубинных пластов бессознательного, которое подлежит либо лонгитюду, причём, весьма длительному, либо обстоятельному изучению генеалогии и истории рода отдельно взятого клиента и его семьи. Причём, идеально было бы как генеалогический анализ, так и лонгитюд. Но здесь мы невольно сталкиваемся с проблемами, во-первых, ограниченного количества (и качества) исследовательских методов. Во-вторых, в ряде случаев, с обрывом знаний о истории рода и родственников вообще, что, увы, довольно нередко в наше время ввиду довольно трагичного ХХ века для многих родов граждан СССР в силу революций, трёх войн, репрессий и пр.

Какие методы уместны для исследования глубинных слоёв рода при работе с семьёй и родом клиента:

  1. Дж. Морено писал о семейных комплексных связях и «социальном атоме» рода. В целом, продолжение его идей – генограмма (схематичное отображение семьи в нескольких поколениях). Морено вторил Берт Хеллингер, утверждавший, что каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Впревые генограмма была введена в психологическую практику Мюррэем Боуэном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997). В целом, генограмма, уже созданная, нуждается в постепенном дополнении и достроении самим клиентом и его родственниками в течении несколького длительного времени. В генограмму желательно внести максимум информации о каждом из членов рода, характере, специфике поведения, заболеваниям, предпочтениям, истории жизни и пр., включая причину и историю смерти. Также я рекомендую особое внимание уделять значимым датам жизни каждого из членов рода. При этом, в процессе создания генограммы обязательно окажутся те родственники, о которых известна только родовая принадлежность (например, двоюродный дядя) или имя и больше ничего. Это те члены рода, которые постепенно «вытесняются» из памяти рода в силу своей незначимости для него. Что, в свою очередь, не исключает определённой, глубинной значимости жизни этого. Далёкого родственника, для самого клиента.

Пример схематического описания генограммы:

 

 

 

Кроме того, желательно ответить на следующие дополнительные вопросы:

Вопросы для генограммы

1.

Кого вы изобразили первым? Понимаете ли вы, почему?

2.

Какое особое значение имеет для вас этот человек в настоящий момент времени?

3.

(Если повышенное внимание к одному человеку в генограмме) Какое незавершенное дело есть у вас с этим человеком, которое бы вы хотели проработать? Как это можно было бы сделать?

4.

Кого бы вы хотели исключить?

Если некоторым из вас не захочется никого вычеркивать, то и не надо этого делать

5.

Кого бы вы хотели добавить?

6.

Кого из тех, кто должен быть включен в генограмму, вы забыли нарисовать?

 

2. Подробный анализ возникающих навязчивых переживаний, страхов клиента.

3. Изучение особенностей спонтанного поведения в его жизни и в жизни его родственников.

4. Использование регрессивного гипноза с целью фокусирования внимания к некоторым деталям биографии клиента или его родственников.

5. Применение группу медитативных трансовых техник, как, например, «Древо жизни» (Л.С.Попова) - клиентам предлагается представить дерево, максимально его конкретизировать, что это за дерево, какое оно, здорово ли, какие листья, в каком окружении находится, представить крону и корни. Далее предлагается образ внезапно «заболевшего» дерева, так же нужно представить это максимально конкретно. Следующий образ, когда выбирается герой из рода клиента. И клиент как герой отправляется на выяснение причин случившегося с деревом. Далее идет визуализация причины болезни дерева (змей, поселившейся в корнях; источник, перекрытый камнями) и визуализация совершения подвига. В последнем образе вновь возникает здоровое дерево. После чего следует выход из медитации.

Изучая историю рода клиента, подобно земскому врачу, знавшему не только пациента, но и его семью на протяжении нескольких поколений, психолог может получить доступ к более полному пониманию причин возникновения проблем, аддикций, поступков, страхов и сценариев жизни клиента. В данном случае мы начинам очевидно видеть, что проблема, с которой приходит клиент, в ряде случаев имеет укоренённость в его родовой истории. Отсюда, следуя логике причинно-следственной связи, мы переходим не к устранению следствия, а к пониманию возникновения причины проблемы, часто затаившейся в комплексе фрактальной геометрии рода.

 

Литература

  1. Дольто Француаза. На стороне ребёнка. – СПб.: «Петербург-XXI век», 1997.
  2. Изумрудная скрижаль. Текст, перевод и комментарии К. Богуцкого // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Запада. – Киев-М., 1998.
  3. Майринк Г. Произведение в алом: Голем; Зеркальные отражения. – М, Энигма, 2004.
  4. Смыслов Д.А. Психология трансовых состояний. Трансовое решение личностных проблем. // Центр психологических инноваций Московского регионального социально-экономического института. – М, ЦПИ МРСЭИ, 2016. – 388 с.
  5. Тойч К.Ч. Наследственная предрасположенность и личностная эффективность. – М.: Когито-центр, МИЦЧ «СанРэй», 2009.
  6. Шутценбергер Анн Анселин. Синдром предков. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2004.

 

Об авторе 

Смыслов Дмитрий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, Doctor of science, honoris causa (IANH), Действительный член Международной педагогической академии (МПА). Член-корреспондент Академии имиджелогии (АИМ). Почётный действительный член Международной профессиональной ассоциации психологов (МПАП). Директор Центра психологических инноваций. Профессор кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института г. Видное,

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTube.

https://www.youtube.com/c/ДмитрийСмыслов

 

 Ссылка для цитирования

Смыслов Д.А. Фрактальная геометрия рода [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен