Зиновьева А.Р. (г. Москва)

Зиновьева А.Р. (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫХ К УЧАСТИЮ В ДЕСТРУКТИВНЫХ ГРУППАХ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматривается проблема подверженности молодых людей к участию в деструктивных группах сети Интернет; описываются психологические особенности, преобладающие у молодого поколения попадающих под категорию «мишеней» деструктивных сообществ; феномен «деструктивных сообществ», манипулирование, и сам механизм манипулирования участниками деструктивных групп.

Ключевые слова: деструктивность, деструктивные группы, секта, манипуляция, виктимность, суицид.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Современные реалии каждый год приносят нам новые тенденции, добавляя в нашу жизнь различные новшества, которые в свою очередь, могут зацепить и получать привилегии в глазах общества. На сегодняшний день, одним из таких новшеств, получивших привилегии у представителей нашего общества, является Интернет-пространство, а вместе с ним и все то, что оно за собой влечет. Доступность компьютерной техники и пользования сетью, помимо большого числа плюсов, к сожалению, привнесли в нашу жизнь и значительно весомые минусы, вытекающие в масштабные проблемы каждого человека и общества в целом. Все чаще в СМИ разных стран появляется информация о влиянии так называемых деструктивных групп посредством сети Интернет. Проблема зависимости молодых людей от деструктивных Интернет-сообществ, стала особенно остро ощущаться последние годы. В связи с тотальным влиянием деструктивных Интернет-сообществ на мало адаптированную психику людей разной возрастных категорий в том числе и на молодое поколение.

В настоящее время довольно много нестабильности и неопределенности в обществе. Это неопределенность: социальная, политическая и экономическая. Естественно, это сказывается на каждом члене современного общества. Особенно остро, тема неопределенности касается молодых людей, которые только начинают свой жизненный путь. В силу своей неопределённости они пытаются найти некую стабильность, уходя от реальности в виртуальный мир и, как правило, чаще всего, именно такой контингент людей, застревая в сети Интернет, находит то, что на первый взгляд представляется как стабильность. На данном этапе, нужно учитывать то что, молодое поколение, находится в постоянном поиске решения: каких-то своих личностных проблем, экзистенциальных, а также попытках найти свой путь. Зачастую, именно в этот период, так называемой неопределенности, люди подвержены воздействию влияния некоторых групп деструктивного плана.

Один из первых исследователей деструктивности Э. Фромм понимал ее как «специфически человеческую страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать (злокачественная агрессия)» [5]. Отмечая то, что экзистенциальные потребности у людей одинаковы, он подчеркивал, что они отличаются преобладающей страстью «К примеру, человек может быть движем любовью и страстью к разрушению, но в каждом случае он удовлетворяет одну из своих экзистенциальных потребностей – потребность в «воздействии» на кого-либо.

Говоря о жестокости и деструктивности, Э. Фромм утверждал, что они не являются первостепенными качествами человека, а также первоначально данные качества, обусловлены не биологическими, а социокультурными факторами. То есть, социальные условия, влияя на «биологически заданную ситуацию и возникающие в связи с этим потребности» решают, что одержит победу: любовь или жажда разрушения [5].

Под деструктивными группами, мы будем понимать сообщества в социальных сетях, лидер (или как их принято называть «куратор») которых стремится взять под контроль психику человека и подчинить ее, как и самого участника данного сообщества своей цели, ведя его к социальной дезадаптации и в крайней степени проявления к самоуничтожению (суициду).

Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости или скажем так, «шифровки» сообщества, это придание оттенка «исключительности информации», ведь все мы знаем, что запретный плод сладок. Основной целью «куратора» таких групп обычно является, привлечение членов группы на свои мероприятия, а также, контроль сознания личности с целью подчинения и вовлечения в «процесс игры».

Изучая влияние деструктивный групп посредством сети Интернет на психическое состояние молодых людей, необходимо учитывать множество факторов, обращая внимание, как на психологические особенности молодых людей подверженных влиянию деструктивных групп, знание самого процесса манипулирования, а также знание основных «мишеней» манипуляторного воздействия [2].

Участие в деструктивных группах, зачастую обусловлено:

- возрастными психологическими особенностями: слабой, неустойчивой психикой, повышенной внушаемостью, низкой самооценкой; неумением взаимодействовать с окружающими;

- семейными проблемами, нарушением взаимоотношений с окружающими, неблагоприятным социальным фоном, которые предрасполагают к вовлечению в тоталитарный культ;

- акцентуациями и психопатическими особенностями личности по шизоидному, паранойяльному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму;

- отсутствием духовного воспитания, недостаточной степенью гуманитарного образования.

Итак, что же из себя представляет сам процесс манипулирования?

Схема рассматриваемого процесса проста: ситуация (сценарий) > манипулятор (субъект манипуляции) > ретранслятор (куратор – «третье лицо») > жертва («мишень» манипуляции) [3].

Сам процесс манипулирования оказывает влияние на психику человека, вовлекая его в свои сети, ударяя по нужным «мишеням», более того, в сообществах с деструктивной направленностью, зачастую присутствует пошаговый алгоритм оказания манипуляторного воздействия на участника. 

В качестве классификации мишеней манипуляторного воздействия на участников сообществ с деструктивной направленностью, в нашей статье, мы будем использовать следующие пять групп психических образований человека [2]:

1. Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности.

2. Регуляторы активности человека: групповые нормы, самооценка (сюда же можно отнести, чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъективные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, смысловые, целевые, установки и т.д.

3. Когнитивные (информационные) структуры: знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.

Участники современных деструктивных групп в социальных сетях, приобретают черты, свойственные членам сект. В группах такой направленности формируют зависимых личностей с преобладанием виктимных (от лат. victima – жертва) и суицидальных наклонностей [4].

Попадание молодых людей в деструктивные группы обусловлено теми установками, которые преобладают и определяют существование данных групп.

М. Вебер изучая данный феномен, пришел к выводу, что группы такой направленности [1]:

  1. Добровольны в начале вступления.
  2. Претендуют на исключительность установок и социальной структуры.
  3. Отличаются этической суровостью.
  4. Стараются отделить человека от общества.
  5. Склоняют человека следовать ценностям и подчиняться правилам.
  6. Делают акцент на общение.

Человек, вступающий в деструктивное сообщество, как правило, растерян, пытается найти выход из сложной жизненной ситуации, справится с внутри личностным конфликтом, найти поддержку или лидера в глазах окружения. Участник сообщества подвергается тотальному влиянию и обработке собственного сознания с первых минут вступления в группу такого рода.

Необходимо, также отметить что, отличительной чертой психологических манипуляций в деструктивных сообществах является отношение к участнику не как к личности, обладающей индивидуальностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, скрытые цели манипулятора («куратора»), удовлетворяются его собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны.

Подводя итог, нужно сказать, что сложившаяся к настоящему времени тенденция ухода молодого поколения от внешнего мира в виртуальную реальность в попытках убежать от проблем, поисках стабильности, разрешения внутриличностных, конфликтов, поисках «лидера» и попытках самоутвердиться в глазах других, привели к тотальной проблеме вовлеченности молодого поколения в Интернет-сообщества, направленные на дезорганизацию и саморазрушения личности.

В этой связи актуальным представляется проведение комплексного исследования с целью выявления психологических особенностей молодых людей, предрасположенных к участию в деструктивных группах сети Интернет, с целью, выявить основные критерии подверженности для того чтобы предусмотреть возможный риск и обезопасить молодое поколение.

 

Литература

  1. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира. – М.: Прогресс, 1990.
  2. Розанов А.В. Психологические причины вовлечения в «деструктивные культы» // Журнал практического психолога. – 2000. – № 1-2.
  3. Сельченок К.В. Контроль сознания и методы подавления личности. – Минск: «Харвест», 2004.
  4. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе: ОАО «Кафкак», 1972.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447с.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.

 

Об авторе 

Зиновьева Анастасия Руслановна практический психолог, студентка 4 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Зиновьева А.Р. Психологические особенности молодых людей, предрасположенных к участию в деструктивных группах сети интернет  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен