Козловская Г.Ю. (г. Ставрополь)

Козловская Г.Ю. (г. Ставрополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье излагаются возможности применения метода социальных историй в работе с детьми с аутистическими расстройствами с целью развития у них навыков социального взаимодействия, коммуникации, освоения ими социальных норм и правил поведения.

Ключевые слова: нарушения аутистического спектра, социальные истории, жизненные компетенции, управление поведением, коммуникативные навыки.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС), часто испытывают сложности в коммуникации и социальном развитии. Одной из успешных технологий решения этих проблем является применение социальных историй, которые помогают людям с РАС «читать» и понимать жизненные ситуации. Этот метод был разработан Кэрол Грей в 1991 году, чтобы помочь аутичному ребенку или взрослому получить ответ на вопрос, как правильно взаимодействовать с другими людьми.

Социальная история – это короткий рассказ, созданный для конкретного ребенка или взрослого, который дает пояснение определенной актуальной жизненной ситуации, ее восприятия другими людьми, а также описание желаемого поведения в подобном случае. Как подчеркивает Т. Этвуд, «социальные истории дают детям с аутизмом информацию о том, что люди чувствуют, думают и делают в контексте конкретной социальной ситуации, описывают порядок событий, выявляют и объясняют социальные маркеры, которые важны для данной ситуации, а также дают алгоритм действий для этой ситуации. Они относятся к группе методов визуальной поддержки для изучения режима или адекватных норм поведения с другими людьми, наряду с такими, как картинки, знаки, символы, видеомоделирование и могут использоваться для обучения жизненным компетенциям, связанным с различными сферами жизни – уход за собой и личная гигиена; общение и социальное взаимодействие; поведение в общественных местах; управление своим поведением и регулирование эмоций; понимание эмоций и причин поведения других людей и многое другое.

Социальные истории создаются специально для каждого ребенка. Существенным плюсом социальных историй является то, что вы можете использовать фотографии самого ребенка, его родственников и окружающих предметов. Это помогает в тех случаях, когда у ребенка еще не сформировался тот высокий уровень абстракции, который позволяет понять нарисованные рисунки или схематические символы

В самой социальной истории проблемное поведение не анализируется, а описывается его альтернатива. Следовательно, как указано К.А. Грей, Б.Л. Сваггарт и др., прежде чем приступить к составлению социальной истории для ребенка с аутизмом, необходимо проанализировать это проблемное поведение, которое проявляется в данной конкретной ситуации, и выявить причины его возникновения. При описании проблемного поведения необходимо собрать следующую информацию: где и когда оно возникает; кто вовлечен в эту ситуацию; как выглядит это поведение; как часто, с какой интенсивностью и продолжительностью оно появляется; какие события следуют за проблемным поведением [1; 3].

Затем определяется альтернативное («целевое») поведение, т. е. социально-приемлемое поведение, адекватное для данной ситуации. При определении альтернативного («целевого») поведения рекомендуется ответить на следующие вопросы: 1) о чём будет социальная история; 2) кто её участники; 3) кем (родители, педагоги) и в какой ситуации (дом, школа) будет проводиться работа с социальной историей; 4) что конкретно ребёнок должен делать.

Далее производится сбор информации о сильных сторонах ребёнка: способность понимать язык, читать, понимать изображения (фотографии, картинки, символы), понимать метафоры. К данной информации также относятся и способность к концентрации внимания, а также личные интересы ребёнка. Знание психологом этих особенностей ребёнка помогает в работе над социальной историей [2-3].

Следующим этапом является составление персональной социальной истории для конкретного ребёнка с учётом уровня его развития и специфики коммуникативных и поведенческих трудностей.

Каждая ситуация в социальной истории рассматривается с точки зрения ребёнка. Если ребёнок с аутистическими нарушениями имеет достаточный уровень развития когнитивных способностей и речи, рекомендуется обсуждать с ним те области поведения, в которых он испытывает трудности, и подключать его к созданию персональных социальных историй. В других случаях альтернативное («целевое») поведение, описываемое в социальной истории, определяет сам педагог / психолог на основе долговременного наблюдения за поведением ребёнка и беседы с лицами из его ближайшего окружения [2].

Характеризуя структуру социальных историй, авторы К. Грэй и Дж. Гаранд отмечают, что они составляются индивидуально для каждого ребёнка и обычно в них входит пять предложений, пошагово раскрывающих альтернативу проблемному поведению. Любая социальная история состоит из комбинации четырёх типов предложений: описывающих, анализирующих, направляющих и контролирующих. Описывающие предложения содержат сведения о различных ситуациях и условиях общения, людях и их действиях. В них содержатся ответы на вопросы: где ситуация происходит, кто принимает в ней участие, что делают участники. Анализирующие предложения дают информацию о мыслях, желаниях, чувствах и настроении других людей. Направляющие предложения называют адекватный способ поведения в конкретной ситуации. Контролирующие предложения помогают вспомнить похожую ситуацию для того, чтобы лучше разобраться в сложившейся ситуации, опираются на умения устанавливать аналогии и выстраивать ассоциации [1; 2].

При составлении социальной истории авторы рекомендуют придерживаться следующего соотношения: 3-5 описывающих и анализирующих предложений на одно направляющее. Предложения контролирующего типа включаются не в каждую социальную историю, поскольку применяются только для детей, имеющих достаточный уровень развития интеллекта и речи. Текст социальной истории пишется от первого лица в настоящем или будущем времени. В тексте социальной истории содержится преимущественно позитивная лексика. Если необходимо сослаться на негативное поведение, оно описывается в третьем лице.

Далее авторы подчёркивают, что при создании социальной истории следует использовать лексику, понятную ребёнку. Социальную историю можно оформить в виде книги. На одной странице размещается максимум три предложения. Для лучшего понимания текст иллюстрируется фотографиями (картинками или символами). Иллюстрации могут подбираться или выполняться ребёнком, которому адресована социальная история. Составленную историю читают вслух педагог, родители или ребёнок каждый день до наступления ситуации, которая в ней описывается. Например, если речь идёт о поведении на игровой площадке, история прочитывается перед тем, как туда идти. Эффективность социальной истории необходимо постоянно отслеживать, наблюдая за изменением проблемного поведения. Если в течение двух недель в поведении ребёнка не наступает никаких изменений, необходимо переработать содержание истории. Если поведение стабилизируется, данную историю постепенно убирают из его жизни. Если социальная история вызывает у ребёнка негативные чувства, отстранённость или защитные реакции, её следует изменить или исключить. Она не должна создавать новую проблему в поведении.

В заключение можно отметить, что ряд исследований, проведенных в малых группах детей с аутизмом школьного возраста, показали эффективность социальных историй [2; 3]. Однако эффективность применения этой технологии зависит от учета уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка.

Литература

  1. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 57 с.
  2. Эстербрук С.А., Орлова Е.А., Карпекова Т.А. Метод социальных историй в развитии социального взаимодействия детей с нарушениями аутистического спектра (по материалам зарубежных источников) // Вестник МГОУ. – 2018. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-sotsialnyh-istoriy-v-razvitii-sotsialnogo-vzaimodeystviya-detey-s-narusheniyami-autisticheskogo-spektra-po-materialam (дата обращения: 24.11.2019).
  3. Gray C.A. The new Social Story book. Arlington, Future Horizons, 2000. – 120 p.

Об авторе 

Козловская Галина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологииСеверо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Козловская Г.Ю.  Использование метода социальных историй в формировании жизненных компетенций детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен