Храмова Т.К. (г. Москва)

Храмова Т.К. (г. Москва)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ КЛИЕНТОВ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье раскрываются понятие проективного метода, классификация проективных методик, теоретические основы эффективности проективных методик, а также представлены основные аспекты эмпирического исследования эффективности проективных методик в психологической консультации клиентов.

Ключевые слова: проекция, проецирование, проективный метод, проективная гипотеза, стимул, интерпретация.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В практической психологии проективные методики являются рабочим инструментом для психологов, которые с их помощью получают сведения о личности. Общеизвестно, что в основе проективных техник лежит присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности [10]. Первоначально проективный метод – это метафора и метафорическое мышление, это образное мышление и это возможность увидеть какие-то аналогии во внешнем мире, с тем, что чувствует человек [11].

При изучении теоретических основ проективного метода традиционно обращаются к трудам Ф. Гальтона, З. Фрейда, К.Г. Юнга, которые изучали, в том числе ассоциативный процесс. Так, Ф. Гальтон указывал на то, что ассоциации человека определяются его прошлым опытом. З. Фрейд делал вывод о том, что, ассоциации направляются неосознанным процессом, то есть осуществляется проекция. Заметим, что понятие проекции (от лат. projectio – выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З. Фрейду [3]. К.Г. Юнг, также обратившийся к ассоциациям, применяет в своей работе технику, позволяющую актуализировать скрытые переживания – комплексы личности. Г. Мюррей, хорошо знакомый с психоаналитическими работами, считал, что защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. Ему принадлежит первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию. Стимул – внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию. В 1938 году Г. Мюррей рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием потребностей, интересов, желаний своей психической организации. По сути, это было первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию [1].

Феномен психологической проекции изучался Л. Франком. Он впервые использовал понятие проекции для обозначения определенного типа психологических методик, а термин проекция Л. Франк раскрывает как способ взаимоотношения личности с окружающей действительностью. Следует сказать, что в теоретическую основу проективной психологии Л. Франк внёс особый вклад: первым разработал классификацию проективных методик, выдвинул основные признаки проективного метода и принципы, лежащие в основе проективного исследования личности. Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым [10]. Проективный метод, констатирует Л. Франк, имеет цель: выявить у субъекта то, что «он не может или не станет говорить» часто из-за незнания себя и неосознанного раскрытия себя через проекции.

Единым для понимания роли стимула в проективных методах остаются следующие его признаки: 1) стимул носит важнейшую роль при осуществлении проекции, 2) стимулами могут выступать самые различные объекты или субъекты реальности, 3) используемые стимулы характеризуются неопределенностью и неоднозначностью, 4) испытуемому предоставляется свобода в процессе объяснений стимулов, то есть отсутствие ограничений в выборе ответа испытуемого, 5) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных». В 1939 году Л.Франк представил классификацию проективных методик, и неудивительно, что стимул явился детерминирующим фактором в её создании [2].

Итак, согласно классификации Л. Франка, проективные методики бывают конститутивными, интерпретативными, конструктивными, катартическими, и рефрактивными.

Конститутивные методики или методики структурирования предполагают предъявление испытуемому какой-либо аморфный малоструктурированный материал, которому он должен придать смысл (например, тест облаков или пятна Роршаха). В конструктивных методиках предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и прочее), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

Интерпретативные методики предполагают, что необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией этого вида методик.

В катартических методиках предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (например, психодрама) импровизированного театрального представления.

В рефрактивных методиках исследователь стремится диагностировать испытуемого по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации. Л.Франк относил к этим методикам, например, речь, почерк [1; 3; 14].

Дальнейшее развитие классификации представлено такими методиками как экспрессивная, импрессивная, аддитивная и методика изучения продуктов творчества – они отсутствуют в оригинальной классификации Л. Франка, но приняты в отечественной психодиагностике и применяются при описании тех или иных проективных методик.

Экспрессивные методики предполагают рисование на свободную или заданную тему, например, методики «Дом-дерево-человек», «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», и др. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, об индивидуально-психологических особенностях испытуемого, его ресурсном потенциале. С дальнейшим развитием классификации к экспрессивным методикам стали относить графологию [3; 9; 12].

Импрессивные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных, когда испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы (например, тест Люшера, тест Сонди).

В аддитивных методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, в которой предлагается серия незаконченных предложений. Сюда относятся также техники по написанию сказок или рассказов по заданным стимулам. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных качеств или поведенческих тенденций испытуемых [12].

И наконец, если мы говорим о проективном исследовании личности, то следует опираться на три основные принципа, которые были сформулированы Л. Франком. Первый принцип предполагает направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт. Второй принцип гласит, что личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта. Такая система согласно третьему принципу постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой» [2; 14].

Изучению проективных методов посвящены труды К. Маховер, С. Леви, С. Сакса, Е.Т. Соколовой, Г. Олпорта и других исследователей. К. Маховер разработала метод личностного анализа, основанного на интерпретации рисунков фигуры человека [9]. Г.Олпорт видел положительную сторону проективных методов в том, что они позволяют получить диагностическую информацию об отношениях ребенка с родителями и другими значимыми людьми, используя идентификации с персонажами проективных картинок. В теории мотивации К. Гольдштейн обращался к понятию «ведущие паттерны»: это то, что человек делает с повторяющейся настойчивостью, является отрегулированным и структурированным образованием, это ведущие мотивы, желания, интересы, ценности, чувства, особенности. Именно эту сферу можно диагностировать с помощью проективных методов. С. Леви справедливо замечает: «Рисуночный тест – это не игра в слова или фокус, а серьезная процедура, цель которой – достичь понимания индивида через его изучение. Итак, проективные методики – наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности, это особая техника экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу [2; 10].

Не секрет, что применение проективного метода в практической психологии является весьма распространенным явлением. Клиенту, обратившемуся за психологической помощью к психологу, как правило, важно оказать профессиональную поддержку на консультации за определенное ограниченное время. Применение психологом соответствующих проективных методик в качестве диагностического инструмента в процессе психологической помощи часто является весьма уместным и правильным решением. Многие проективные методики выполняются достаточно быстро, что называется «здесь и сейчас». Соответственно клиенту не придется затрачивать много времени, внимания, и волнения, что в состоянии тревожности или стресса ему вовсе не нужно [4]. Кроме того, важным преимуществом является определенная сложность выдать испытуемым свой желаемый ответ или результат. В ходе интерпретации методики выявляются проблематики различного характера с возможностью целостного анализа личности. Однако, важно учесть, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией практикующего психолога. За многими достоинствами проективных методов, простотой и доступностью их применения стоят высокие требования к психологу, использующему их. Необходимы длительная практика психолога, осторожность в интерпретации, умение правильно формировать сложный комплекс методик, поскольку проективные методики не должны применяться изолированно от других методов, в том числе высокоформализованных [3; 5].

На основании вышеуказанных теоретических аргументов в пользу применения проективного метода практическими психологами, мы провели эмпирическое исследование с целью определить эффективность проективных методик в психологической консультации клиентов.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что применение проективных методов в психологической консультации способствует эффективному выявлению качеств и психологического состояния клиентов при следующих условиях: когда выявлен диагностический диапазон ряда проективных методик, осуществлена подборка наиболее соответствующих процедуре психологического консультирования методик. Для подтверждения теоретической гипотезы нами была сформулирована экспериментальная гипотеза: применение комплекса проективных методик позволяют выявить те же качества, психологические состояния и особенности характера, которые обнаруживаются при использовании высокоформализованных методик.

В ходе проведенного исследования нами проводилась диагностика испытуемых посредством высокоформализованных методик MMPI, методики межличностных отношений Лири, личностного опросника (16 PF) Кеттела, Проективные методики, которые на наш взгляд наиболее полно смогут выявить психологические характеристики испытуемых, мы решили применить такие как графологический анализ почерка (по системе Д.А. Смыслова), методика «Барашек в бутылке» (Д.А. Донцов), юнгианская аддитивная проективная методика, проективная методика «Пять качеств» (Л.Б. Филонов), тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (В.В. Либин) и Hand-test. Мы продиагностировали пилотную группу в количестве 40 человек – из которых 21 мужчин и 19 женщин. Возраст испытуемых составил от 22 до 38 лет. Заметим, что возраст диагностируемых, охватывает достаточно большой круг характеризующих его особенностей. Основными являются реализация себя в профессиональной сфере и в соответствующем кругу общения, освоение и реализация супружеских и детско-родительских отношений, принятие гражданской ответственности. Также, как показывает практика за психологической консультацией чаще обращаются в данный возрастной период.

Мы решили, что целесообразно в нашем эмпирическом исследовании для дальнейшего анализа проективных методик использовать группу с более высокими значениями по шкалам MMPI. Так, мы вероятнее всего сможем обнаружить наиболее ярко выраженные черты характера. Далее после соответствующей диагностики была сформирована экспериментальная группа – в неё вошло 27 человек, у которых полученные значения по шкалам MMPI оценивались как акцентуированные (свыше 70 балов), а также как близкие к акцентуированным. Эта группа испытуемых представляла собой выборку для дальнейшего анализа.

Следующим шагом было проведение описательной статистики по формализованным методикам MMPI, опросникам Лири и Кеттела, которая показала нам существенные различия в присущих испытуемым выборки акцентуациям, а также на различия в их чертах характера. То есть, говоря об индивидуально-характерологических особенностях представителей выборки, мы можем говорить о её разнородности. Отметим, что данный критерий для нас очень важен, ведь присутствие разных характерологических черт в выборке позволяет нам более предметно подойти к выводу о том, насколько показательны и информативны проективные методики.

Работа с выдвинутой экспериментальной гипотезой указала на целесообразность применения метода экспертных оценок и метода качественного соотнесения с результатами MMPI полученных экспериментальных данных по проективным методикам. Качественное соотнесение результатов проективных методик с высокоформализованной методикой MMPI, обусловлено тем, что нам важно получить не только объективные критерии, с которыми мы бы сравнивали психологические характеристики, выявленные в результате анализа проективных методик, но и на которые могли бы опираться в дальнейшей психологической практике. Методику MMPI в нашем исследовании мы выбрали ведущей, поскольку она наиболее высокоформализована, комплексная, информативная и в практической работе психологов применяется достаточно часто.

Соотнесение со шкалами MMPI мы начали с графоанализа. Взяв за основу результаты проективного изучения почерка по системе Д.А. Смыслова, мы проанализировали почерки и подписи испытуемых. Данный анализ позволил нам выявить параметры, отражающие определённые качества и психологические состояния испытуемых. Далее определялись параметры, свойственные для той или иной акцентуации, присущей каждому конкретному испытуемому.

При соотнесении результатов проективной методики «Барашек в бутылке» со шкалами MMPI, мы опирались на существующие исследования в рисуночной и графической проективной психологии таких авторов как Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной, Д.А. Смыслова, Д.А. Донцова. Анализируя рисунки испытуемых, мы выявляли элементы, свойственные шкалам ипохондрии (Hs), психопатии (Pd), паранойяльности (Pa), шизоидности (Se), гипомании (Ма).

Экспериментальные данные испытуемых по проективной методике «Пять качеств» мы обрабатывали с использованием контент-анализа и метода «смысловых гнёзд». Взяв за основу описание акцентуаций Л.Н. Собчик и А.П. Егидеса, мы анализировали записанные качества испытуемыми и выделяли те качества, которые свойственны акцентуации каждого конкретного испытуемого [6; 13]. Повторяемые испытуемыми качества мы объединяли, указав число повторений. Далее мы соотнесли выявленные качества с соответствующей шкалой.

Юнгианскую аддитивную проективную методику соотнести с высокоформализованной методикой МMPI и представить подробный анализ в рамках настоящего исследования оказалось достаточно сложно. Но поскольку стимулы, представленные в методике, обнаруживают у испытуемого наличие внутриличностных конфликтов, специфику отношения испытуемого к себе, к нормам социального поведения и взаимоотношений с социумом, то есть то, что определенным образом характеризует человека, мы сделали попытку соотнести с некоторыми шкалами МMPI обозначенные стимулы в рассказах испытуемых. Изучив рассказы испытуемых, мы по каждой акцентуации проанализировали описательное изложение испытуемых по каждому стимулу. И в целях попытаться соотнести данную проективную методику с формализованной методикой MMPI, сопоставляли интерпретацию стимулов с имеющимися шкалами, а также находили то общее, что было в описаниях испытуемых по стимулам соответствующей шкалы.

Экспериментальные данные испытуемых по проективной методике «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» нами были обработаны в соответствии с инструкцией к данной методике [8]. Но соотнесение данной методики со шкалами MMPI в настоящем исследовании не представилось возможным. Может быть такую работу целесообразно проводить при анализе рисунков значительно большего количества испытуемых.

Проективная методика «Тест руки», направленная на изучение агрессивного отношения, по итогам проведения предполагает анализ определенных категорий. Эти категории, характеризующие тенденции к поведению, представляют собой своего рода шкалы, которые предполагалось сравнить со шкалами MMPI. Так, опираясь на представленную в литературе инструкцию «Нand-теста» и рекомендации по интерпретации методики, предполагалось возможным соотнести категорию «Увечность» (Crip) со шкалой «Ипохондрия» (Hs), категории «Агрессия» (Agg) и «Директивность» (Dir) со шкалой «Паранойяльность» (Ра), категория «Демонстративность» (Ех) со шкалой «Истерия» (Ну), категории по «Активной безличности» (Act) и «Пассивной безличности» (Pas) со шкалой «Шизоидность» (Se), категории по «Привязанности» (Aff) и «Коммуникации» (Com) со шкалой «Гипомания» (Ма). Качественное сравнение методик «Нand-тест» и MMPI при данной выборке не показало нам какой-либо связи между категориями и шкалами. К примеру, только у одного испытуемого с высокими значениями по шкале «Паранойяльность» обнаружились высокие значения в совокупности по категориям «Агрессия» и «Директивность», также у одного испытуемого с высокой ипохондрией обнаружились несколько завышенные значения по категории «Увечность». Думается, что если соотносить проективную методику «Hand-тест» и MMPI, то при значительно большем количестве испытуемых. Или проводить соотнесение категорий «Нand-тест» с другой формализованной методикой. Таким образом, как и с предыдущей проективной методикой, соотнесение методики «Наnd-тест» со шкалами MMPI в данном исследовании не представилось возможным.

В целом наиболее результативно удалось сопоставить и соотнести с формализованной методикой MMPI проективный метод изучения почерка, методику «Барашек в бутылке», проективную методику «Пять качеств», юнгианскую аддитивную проективную технику.

Итак, качественный анализ, применение метода экспертных оценок с последующим расчетом коэффициента корреляции Спирмена указало на наличие корреляционной связи, что подтверждает информативность и показательность проективных методик. То есть мы пришли к выводу о том, что комплекс проективных методик для специалиста дает информацию, сопоставимую с формализованными методиками.

Но сопоставимая не означает одинаковая. Характер результатов, полученных посредством высокоформализованных методик и методик проективных разнится своей спецификой. Если формализованная методика даёт результаты, отражающие особенности характера, поведенческие тенденции и социально-направленные черты испытуемого, то проективные методики способны выявить глубинные переживания испытуемого или клиента, возможный скрытый ресурс, значимость той или иной проблемы.

Так, по итогам проведённого исследования нам удалось сформулировать те качества, черты, состояния клиентов, которые диагностируются посредством соответствующей проективной методики. Результат данной работы представлен в таблице в виде диагностического диапазона ряда проективных методик, способных эффективно выявить ту или иную проблематику в ходе психологической консультации. Плюсом в таблице отмечена та проблематика, которая с помощью соответствующей проективной методики может быть проанализирована психологом.

Заметим, что если такая подборка проективных методик как психографология, «Барашек в бутылке», «Пять качеств», юнгианская аддитивная техника, «Тест руки» эффективны для индивидуальной психологической консультации, то методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» показывает свою эффективность на консультировании по профессиональной направленности.

Обращаем внимание на то, что в своей практической деятельности психологу важно уметь правильно подбирать проективную методику сообразно проблематикам клиентов. Исторически сложилось так, что проективные методики достаточно длительное время не принимались в отечественной психологической науке. В своём труде по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук пишет о существовании в отечественной психологии двух лагерей: академической психологии и практической психологии. Ученый отмечает, что в профессиональной деятельности практических психологов проективные методики распространены и часто применяются [3]. При этом Л.Ф. Бурлачук выделяет важное условие, что при работе с проективными методиками необходим опыт и высокая профессиональная компетентность практического психолога, которая приобретается в ходе его непрекращающегося собственного обучения и продолжительной практики.

Итак, проективные методики представляют большой интерес среди практических психологов в их деятельности. В определенных ситуациях на психологической консультации применять проективные методики очень удобно и целесообразно. В руках знающего психолога данные методики становятся незаменимым средством изучения личности. Практический психолог работает с личностью, а проективный метод предполагает целостное изучение личности.

Таким образом, умение применять практическим психологом в процессе психологической консультации проективные методики, несомненно, обогащают его профессиональную деятельность и способствуют повышению эффективности оказания психологической помощи

 

Литература

 

1. Беллак Л., Эбт Л. Проективная психология: пер. с англ. – М.: Издательство «Психотерапия», 2010. – 416 с.

2. Бурлакова Н.С. О новых возможностях и перспективах развития проективной методологии. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2013. – № 4. – С. 3-19.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 384 с.

4. Донцов Д.А. Основы психологического консультирования. – СПб.: Издательство «Речь», 2013. – 224 с.

5. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. – М.: Издательство «Русайнс», 2017. – 176 с.

6. Егидес А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности. – М.: Издательский дом «АСТ-Пресс», 2002. – 320 с.

7. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. Графология или способ определения характера человека по почерку. – М.: Свет, 2017. – 160 с.

8. Либин А.В., Либин В.В., Психографический тест. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. – М.: Эксмо, 2008. – 368 с.

9. Маховер Карен. Проективный рисунок человека. – М.: Смысл, 2014. – 160 с.

10. Петрайтене М.В. Возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности. // Известия Алтайского госуниверситета (педагогика и психология). – 2014. – № 2-2 (82). – С. 53-57.

11. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

12. Смыслов Д.А. Психологическая графология. Проективный метод диагностики личности. Монография. – ЦПИ МРСЭИ, 2016. – 575 с.

13. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ). – М.: «Компания БОРГЕС», 2013. – 256 с.

14. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

 

Об авторе 

Храмова Татьяна Константиновна – дипломированный психолог, действительный член общественного объединения психологов регионов России.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Храмова Т.К. Эффективность использования проективных методик в психологической консультации клиентов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен