Майборода Т.А. (г. Ставрополь)

Майборода Т.А. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы ценностных ориентаций в психологии, результаты экспериментального исследования психологических особенностей ценностных ориентаций личности будущих психологов на этапах оптации и адаптации в процессе профессионального самоопределения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, будущие психологи.

.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема ценностных ориентации приобретает особую значимость в процессе формирования личности будущих психологов. Психологическая деятельность является специфичной по содержанию, задачам и предъявляемым к ней общественным требованиям. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого человека. Это делает профессию психолога, по мнению Г.С. Абрамовой, одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. Специфика и общественная значимость психологической деятельности требует от студента психологической специальности своеобразного склада личности и проявления качеств, определяющих успешность его будущего труда.

Обзор научной литературы по теме исследования (К.А. Альбуханова-Славская, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.В. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, В.Т. Лисовский, А.К. Маркова, В.Б. Ольшанский, В.А. Ядов и др.) показал, что, несмотря на категориальную смежность, понятия «ценность» и «ценностные ориентации» не являются тождественными.

Ценности включают в себя момент предпочтения, в ориентации реализуется избирательность человеческого поведения. Интерес к проблеме ценностных ориентаций проявляется различными отечественными и зарубежными философскими, социологическими и психологическим направлениями, что является свидетельством ее сложности и значимости.

В психологии проблема ценностей и ценностных ориентаций рассматривается относительно мотивационной, потребностной сфер личности [1, 2], а также структуры интересов [3, 6, 8]. По мнению большинства авторов, ценностные ориентации связывают воедино общественное, групповое и индивидуальное в сознании и поведении личности, определяя ее ведущую позицию [4, 5, 11]. Таким образом, ценностные ориентации – это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности [2, 6].

Поскольку ценностные ориентации являются динамическими структурами, их изменение связано с закономерностями социального развития личности.

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте связана, прежде всего, с процессом профессионального самоопределения [9, 10]. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Специфика профессионального самоопределения в данном возрасте заключается в том, что оно (самоопределение) формируется в русле общей жизненной перспективы и влияет на уверенность в профессиональном выборе на настоящее время. Испытывая существенные трудности в формировании системы ценностных ориентаций, молодые люди нуждаются в возможности отождествлять себя с неким признанным образцом. Самоопределение личности будущих психологов в профессиональной деятельности обусловлено разрешением противоречия между новой социальной ситуацией развития и недостаточной подготовленностью к самостоятельному выполнению профессиональных функций [7].

Данная стадия характеризуется самоопределением личностных качеств в новых условиях, а также выбором социально-нравственных норм и ориентиров. Период обучения в вузе для студента характеризуется освоением системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладением знаниями, умениями, навыками, важными для будущей профессиональной деятельности, успешного «профессионального старта.

Анализ исследований ценностных ориентаций показал, что в ценностно-ориентационном блоке личности современного молодого человека существуют две различные системы. Первая отражает процесс усвоения социально-нравственых «общечеловеческих» ценностей, которые часто воспринимаются личностью формально, декларативно. Вторая – реально интернализованная система ценностных ориентаций – определяется самим человеком, его внутренними потребностями и стремлениями, направляет его поведение, становится важным компонентом самосознания [7].

В контексте нашего исследования этот факт определяет необходимость изучения системы ценностных ориентаций старшеклассников и студентов с целью развития и коррекции качеств, составляющих основу ценностно-профессионального образа «Я».

В ходе проведения исследования можно выделить пять этапов.

Первый этап – теоретический анализ ценностных ориентаций будущих психологов. На данном этапе были проанализированы основные подходы к исследованию ценностных ориентаций и профессионального самоопределения. На основании проведенного теоретического исследования была определена специфика формирования ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте и на этапе вузовской подготовки. Результатом, чего явилось определение роли ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении старшеклассников и будущих психологов. Основными методами на данном этапе являлись теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, а также систематизация и сравнение.

Второй этап – подбор методик. Мы исходили из положения о том, что изучение ценностно-смыслового аспекта деятельности психологов и учащихся возможно на уровне осмысленности системы ценностных ориентаций. Помимо этого, проведенный теоретический анализ показал, что процесс переоценки ценностей, позволяющий юношам и девушкам вырабатывать в конечном итоге собственную систему ценностных ориентаций, тесно связан с самоактуализацией. В связи с чем, для исследования особенностей ценностных ориентация старшеклассников и будущих психологов как фактора их профессионального определения были отобраны следующие методики: 16-факторный опросник Р. Кеттелла, самоактуализационный тест (САТ), методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем, а также разработанная нами анкета определения степени готовности принятия студентами и понимания ими ценностей психологической деятельности и удовлетворенности образовательным процессом.

Третий этап – диагностика характерологических особенностей, ценностных ориентаций, самоактуализации, степени готовности к профессиональному самоопределению, а также принятия и понимания ценностей психологической деятельности и удовлетворенности образовательным процессом старшеклассников и студентов-психологов.

Четвертый этап – исследование взаимосвязи между ценностными ориентациями и характерологическими особенностями личности. Исходя из положения о том, что ценности, занимающие верхние позиции в иерархической структуре, носят относительно постоянный характер, можно предполагать, что ценностные ориентации являются инструментом, посредством которого развиваются и реализуются профессионально значимые качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, определение взаимосвязей между ведущими ценностными ориентациями и характерологическими особенностями личности позволит уже на этапе профессионального самоопределения формировать не только ценностно-смысловое отношение к профессии, но и развивать значимые для нее качества. Основным методом, используемым на данном этапе, был корреляционный анализ.

Пятый этап – определение психологических особенностей ценностных ориентаций старшеклассников и студентов-психологов. Изучение различий в структуре ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении учащихся старших классов и будущих психологов. Основными методами на данном этапе были методы статистической обработки данных: определение среднего значения, стандартной ошибки и t-критерий Стьюдента.

Рассмотрим результаты проведенного экспериментального исследования.

В результате исследования характерологических особенностей личности по тесту Кеттелла нами были получены усредненные типовые профили группы студентов-психологов (14 человек) и группы учащихся старших классов, планирующих стать психологами (19 человек) (рис. 1).

Рис.1.Профили учащихся старших классов и студентов-психологов по тесту Кеттелла

А – замкнутость-открытость; В – высокий интеллект-низкий интеллект; С – эмоциональная устойчивость-неустойчивость; Е – конформность-доминантность; Р – беспечность-озабоченность; С – низкое «супер-эго-высокое супер-эго», Н – смелость-робость; I – низкая чувствительность-высокая чувствительность; L – внутренняя расслабленность-внутреннее напряжение; М – практичность-мечтательность; N – эмоциональная сдержанность; О – спокойствие-тревожность; Q1 – консерватизм-радикализм; Q2 зависимость от группы-самодостаточность; Q3 высокий самоконтроль-низкий самоконтроль; Q4 низкая эго напряженность-высокая эго напряженность.

Результаты сравнения различий между оценками группы учащихся и студентов-психологов и их статистической значимости по t-критерию Стьдента представлена в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, значимая степень достоверности различий была выявлена по факторам Е, I, L М, N, О, Q4.

Таблица 1.Статистическая значимость различий между оценками группы учащихся и студентов-психологов

Факторы

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

t-критерий

Стьюдента

3,16

3,57

2.26

5,8

0.22

0,98

0,35

3,77

3,37

3,9

2,21

2,41

3,9

0,14

3,8

2.57

 

-

-

-

0,001

-

-

-

0,001

0,001

0,001

-

0,01

-

-

-

0,01

По фактору А (замкнутость-открытость) и для учащихся старших классов, и для студентов свойственна тенденция к повышению показателей.

Испытуемые обеих групп характеризуются экстравертированностью и легкостью в общении, к ситуациям, в которых требуются проявления контактности, относятся как к вполне естественным. Высокие показатели по данному фактору говорят о наличии склонности и готовности к сотрудничеству; деятельность с социальным значением, работа с людьми является для них предпочитаемой.

По фактору В (способность к обучению) полученные показатели у обеих групп испытуемых отклоняются от средних значений в положительную сторону. Это свидетельствует об их достаточно высоком уровне развития абстрактного мышления и общего интеллекта, высокой способности к обучению.

По фактору C (эмоциональная устойчивость-неустойчивость) показатели группы старшеклассников и первокурсников являются средними, что показывает недостаточную сформированность у них в области самоконтроля и саморегуляции эмоциональных проявлений. Это может быть обусловлено возрастными особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытуемых.

Достоверность различий были получены по фактору Е (конформность-доминантность). Мы считаем, что разница более отчетливо должна проявляться в поведенческих проявлениях. Склонность к доминированию в большей степени выражена у учащихся школы, нежели у студентов-психологов. Как показывают психологические исследования, в старшем школьном возрасте стремление доминировать проявляется как самоутверждение и стремление к независимости, и может являться защитной реакцией, компенсирующей уязвимость личности в этом возрасте.

Низкие значения, полученные по фактору G (низкое супер эго-высокое супер эго) у студентов и учащихся указывают на то, что для испытуемых обеих группы обязательность и ответственность не свойственны.

По фактору Н (социальная смелость) статистически значимых различий между старшеклассниками и учащимися выявлено не было. Для представителей обеих групп характерны пассивное противостояние внешним воздействиям, нечувствительность к угрозам, смелость, решительность, склонность к риску.

Статистически значимые различия были получены по фактору I (низкая чувствительность-высокая чувствительность). Сензитивность, эмпатийность являются профессионально важным качеством психологов. Полученные данные подтверждают психологические исследования о том, что будущие психологи имеют более высокие показатели по данному фактору, чем представители других профессиональных групп. У школьников эти показатели выражены менее отчетливо, чем у первокурсников, возможно, в силу возрастных особенностей юношества.

Показатели, характеризующие внутреннюю расслабленность-внутреннее напряжение (фактор L), также имеют достоверные различия у старшеклассников и студентов. Для старшеклассников характерны напряженность, для студентов – расслабленность. Данные различия обусловлены тем, что для учащихся период обучения в старших классах связан с выбором будущей профессиональной деятельности, подготовкой к поступлению в вуз, необходимостью сдачи экзаменов, что и определяет более высокий уровень напряженности.

По фактору М (практичность-мечтательность) выявлены достоверные различия. Студентам свойственна большая практичность, рационализм. В то время как старшеклассников отличает некоторая мечтательность и идеалистичность.

По фактору N (прямолинейность-дипломатичность) и для учащихся, и для студентов-психологов характерно понижение показателей. В силу возрастных особенностей старшеклассники и студенты отличаются прямолинейностью, наивностью, склонностью к игнорированию общественных норм, правил.

По фактору О (спокойствие-тревожность) показатели испытуемых группы студентов близки к средним значениям. Их отличает жизнерадостность, беспечность и самонадеянность. Учащиеся старших классов демонстрируют большую впечатлительность> чувствительность к реакциям окружающих, обеспокоенность, что также связано с особенностями социальной ситуации развития.

По фактору Q1 (консерватизм-радикализм) школьники, хотя и являются критичными во взглядах и суждениях по отношению к другим людям, но, тем не менее, часто принимают на веру то, чему их учили. Первокурсники, напротив, не проявляют доверия к авторитетным суждениям, и проверяют практическим путем то, в чем у них возникают сомнения. И у той, и у другой группы наблюдается достаточно высокий уровень интеллектуальных увлечений.

По фактору Q3 (самоконтроль поведения). И у школьников, и у студентов наблюдается некоторое рассогласование в представлениях о себе при определенной недисциплинированности и слабом самоконтроле.

По фактору Q4 (низкая эго напряженность-высокая эго напряженность) у обеих групп демонстрируется положительную направленность, но средние групповые значения существенно отличаются друг от друга. Старшеклассникам свойствен высокий уровень собранности, энергичности и активности, невзирая на утомляемость, фрустрированность и напряженность. Первокурсники, наоборот, характеризуются расслабленностью и спокойствием при низкой склонности к фрустрированности.

Рассмотрим результаты, которые мы получили по методике САТ, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Усредненные показатели оценок степени самоактуализации у учащихся и студентов-психологов

№ п/п

Шкалы

Студенты

Учащиеся

Статистические

показатели

       

t-критерий

Р<

1

Отношение времени

9,13

8,99

0,66

-

2

Отношение опоры

46,98

43,98

2,60

-

3

Самоактуализация

14,11

10,67

3,63

0,001

4

Гибкость

9,99

9,71

   

5

Сензитивность

12,99

13,65

0,73

-

6

Спонтанность

5,51

8,21

5,76

0,001

7

Самоуважение

6,06

9,51

6,91

-

8

Самопринятие

6,65

9,65

6,22

0,001

9

Представление о природе человека

6,09

5,61

1,55

-

10

Синергичность

4,02

4,31

0,11

-

11

Принятие агрессии

6,09

6,89

1.74

-

12

Контактность

12.56

10,71

3,14

0,01

13

Познавательная

потребность

5,19

5,79

1,36

-

14

Креативность

7,19

7,01

0,64

-

В данных респондентов нашла отражение их степень психологической готовности респондентов к самоактуализации.

Как видно из результатов, представленных в таблице 2, достоверно значимых различий по шкале 1, которая измеряет способность личности к целостному видению жизни, не выявлено. Обе группы респондентов в большей степени ориентированы на свою подготовку к жизни в будущем, на перспективу. По шкале 2 (отношение опоры) отмечается средний уровень выраженности интернальности в обеих группах. Таким образом, и старшеклассники, и студенты более зависимы от внешних факторов и окружения, чем от своих собственных решений.

Достоверные различия выявлены при сравнении показателей шкалы 3 (самоактуализация). У студентов параметры по данной шкале выше в силу того, что студенты уже выбрали будущую профессиональную деятельность и имеют возможность развиваться в рамках выбранного направления.

Обе группы существенно отличаются по шкалам сензитивности и спонтанности. У школьников наблюдается реактивная чувствительность и выраженная спонтанность действий, что говорит о высоком уровне их поведенческой импульсивности. У первокурсников по этим показателям более низкие усредненные оценки, что возможно, связано с тем, что они уже начали самостоятельную жизнь.

Шкалы самоуважения и самопринятия у школьников по сравнению со студентами отличаются более высокими показателями, что может свидетельствовать об их самопринятии независимо от имеющихся у них достоинств и недостатков. Это может свидетельствовать о недостаточно развитых умениях проводить самоанализ. Студенты имеют средний уровень самоуважения при одновременном несколько сниженном самопринятии. Это может говорить о том, что у них формируется адекватная самооценка и умение проводить анализ своего поведения, результатов деятельности и отношений с окружающими.

Достоверные различия по шкале «контактность» обусловлены тем фактом, что контактность является профессионально значимым качеством в психологической деятельности. В нашем исследовании студенты-психологи являются в большей степени естественными в общении и проявляют большее внимание к окружающим, нежели школьники, у которых эти показатели находятся на среднем уровне. Таким образом, студенты делают акцент на содержании общения, а учащиеся на его форме. Эти результаты подтверждаются данными, которые были получены нами по по фактору А теста Кеттелла, что свидетельствует об из закономерности в сфере общения.

По шкалам 4 (оценка гибкости поведения), 9 (оценка представлений о природе человека), 10 (оценка синергичности), 11 (оценка принятия агрессии), 13 (оценка познавательных потребностей), 14 (внутренняя дисциплина) и 15 (оценка креативности) достоверно значимых различий не выявлено.

Таким образом, группа первокурсников характеризуется средним уровнем развития интернальности локуса контроля, адекватностью самооценки, контактностью, стремлением к самосовершенствованию, что может свидетельствовать об оптимальности процесса формирования у них ценностей профессиональной самореализации. Старшеклассники в большей степени подвержены внешним воздействиям, имеют завышенную самооценку, так как являются ориентированными на подготовку к будущей жизни и поступлению в высшее учебное заведение. Как мы уже отмечали, ценностные ориентации выступают одним из значимых факторов профессионального самоопределения личности, так как именно они влияют на успешность проектирования человека в выбранной им профессии и определяют успешность его дальнейшей профессиональной деятельности и самореализации.

На рисунке 2 представлены результаты исследования учащихся старших классов и студентов-психологов по методике М. Рокича. Полученные результаты позволяют утверждать, что отношение групп исследуемых учащихся старших классов и студентов-психологов значительно отличаются друг от друга в области выбора ими терминальных ценностей.

Рис.2 Терминальные ценностные ориентации старшеклассников и студентов-психологов

По результатам обследования мы разделили терминальные ценности учащихся и студентов-психологов в соответствии с рангами. В первую группу вошли ценности, занявшие ранговые места с 1-го по 6-е. Эти ценности отражают отношение испытуемых к жизни и являются главными, смыслообразующими.

Для студентов шесть основных ведущих ценностей представлены следующей структурой: здоровье; наличие хороших и верных друзей; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), счастливая семейная жизнь; развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

Для старшеклассников ведущими являются: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках).

Различия в структуре ценностных ориентаций каждой из групп респондентов, возможно, объясняются тем, что основной задачей для старшеклассников на данном этапе является поступление в ВУЗ, что требует от них высокого уровня активности, а также материальных затрат. Поступление в университет является критерием успешного прохождения данной стадии развития. Возрастные особенности проявляются в стремлении к социальному признанию, свободе, дружбе и любви. В отличие от них, для студентов напряженная подготовка к вступительным экзаменам уже позади, в связи с чем, на первый план выходят потребности здоровья, личной жизни, а также стремление к развитию. Структура смыслообразующих инструментальных ценностей старшеклассников и студентов-психологов представлена на рисунке 3.

Рис.3 Инструментальные ценностные ориентации старшеклассников и студентов-психологов

           

Наиболее значимыми инструментальными ценностями для студентов являются: честность (правдивость, искренность); воспитанность (хорошие манеры); образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.

Смыслообразующими инструментальными ценностями для старшеклассников являются: аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); образованность (широта знаний, высокая общая культура); честность (правдивость, искренность); жизнерадостность (чувство юмора); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).

Таким образом, можно говорить о том, что в ценностной структуре студентов-психологов преобладают конкретные ценности, ценности семейной жизни, индивидуальные ценности. Среди инструментальных ценностей ведущими являются этические ценности, ценности межличностного общения, ценности самоутверждения, интеллектуальные ценности. Поскольку для старшеклассников результатом успешного окончания обучения в школе является поступление в вуз, то основными механизмами достижения поставленной цели являются эффективность в делах и рационализм в отлитие от студентов.

Проведенный корреляционный анализ выявил статистически достоверные связи терминальных ценностных ориентаций (ТЦ) учащихся и некоторых характерологических особенностей.

Ранг активной деятельной жизни (ТЦ 1) снижается при наличии низкого уровня контроля (Qз-) и внутренней расслабленности (Q4- ).

Ценности личной жизни – любовь (ТЦ 6) и счастливая семейная жизнь (ТЦ 15) имеют статистически достоверные связи с умением контактировать с окружающими (А+) и наличием проницательности (N+). Ранг счастливой семейной жизни понижается при наличии необязательности в отношениях между людьми (G-).

При материально обеспеченной жизни (ТЦ 7) человек чувствует себя менее тревожно (О-) и напряженно (Q4-). Кроме того, материальное благополучие сопутствует повышению самоуверенности и независимости, способствует самоутверждению, доминантности (Е+).

С наличием хороших и верных друзей (ТЦ 8) связаны стремление к самоутверждению, доминантности (E+), ответственностью, дисциплинированностью (G+). Наличие друзей снижает внутреннее напряжение (Q4-).

Стремление к общественному признанию (ТЦ 9) способствует развитию общительности (А+), ответственности (G+) и самоутверждению (Е+) и снижают тревожность (0-).

Достоверные корреляционные связи факторов Кеттелла были обнаружены и с инструментальными ценностями (Приложение 4). Образованность (ИЦ 8) взаимосвязана с практичностью (М-), но мало способствует самоутверждению, доминантности (Е-). Честность (ИЦ 15) связана с высоким самоконтролем (Q3+), высокими интеллектуальными способностями (В+) и эмоциональной устойчивостью (С+).

Таким образом, общественное признание для учащихся способствует установлению большего числа социальных контактов, способствует самоутверждению. Образованность воспринимается как средство достижения поставленных целей (поступление в ВУЗ), однако, по мнению старшеклассников, образованность не способствует самоутверждению. Честность, вошедшая в состав смыслообразующих ценностей, сопряжена с необходимостью наличия высокого уровня самоконтроля, интеллекта.

Аналогичный анализ взаимосвязей между характерологическими особенностями и ценностными ориентациями мы выполнили по группе студентов-психологов. Анализ корреляционных коэффициентов показал, что из шести смыслообразующих ценностей достоверные корреляционные связи с характерологическими чертами студентов-психологов имеют четыре терминальные ценности: развития, семейной жизни, любви и уверенности в себе. Ценность развития (ТЦ 12) коррелирует с эмоциональной устойчивостью, активностью и зрелостью (С+); препятствует развитию склонности к консерватизму (Q1+). Ранг счастливой семейной жизни (ТЦ 15) и любви (ТЦ 6) повышается при наличии сдержанности, осторожном и трезвом взгляде на жизнь (F-) и доброжелательном, открытом отношении к другим людям (L-) и снижается при консерватизме, поглощенности собственными проблемами (Q1+). В то же время с эмоциональной устойчивостью связана уверенность в себе: она понижается при повышении невротизма (С-) и снижении самоконтроля (Q3-).

Достоверные корреляционные связи инструментальных ценностей с факторами теста Кеттелла выявили, что ценности этического порядка – честность (ИЦ 16), воспитанность (ИЦ 2) коррелируют с конформностью (Е-) и легкостью в общении (А+).Значимость образованности (ИЦ 8) повышается при наличии активности (А+), социальной смелости (Н+), самоуверенности, беспечности (О-), определенной внутренней напряженности (Q4+).

Смелость в отстаивании своего мнения (ИЦ 12) сочетается с доминантностью (Е+) и уверенностью в себе и своих способностях (О-).

Анализ корреляционных связей между ценностными ориентациями и характерологическими свойствами студентов выявил наличие тенденции к утилитарному восприятию ценностей. Профессионально-психологические ценности осознаются ими отстраненно, через проекцию на других, а не на себя. Обретение семейного счастья, любви, дружбы для студентов обуславливаются уверенностью в себе, социальной смелостью, воспитанностью, образованностью, которая в свою очередь, связана с необходимостью волевого усилия и некоторой напряженностью.

Анализ данных анкеты готовности студентов принятия и понимания ценностей психологической деятельности и удовлетворенности образовательным процессом выявил следующие особенности профессионального самоопределения студентов-психологов.

Самостоятельно профессию психолога выбрали 92% студентов. Случайный выбор был для 15,3% студентов. Большая часть студентов (85%) решили учиться на психолога в 16-17 лет.

При этом на выбор профессии психолога повлияли: желание узнать людей, понять их поведений (46%), стремление лучше понять себя (30,8%), интерес к данной профессии (30,8%), возможность улучшить навыки общения (7,7%), книги, телевидение (15,4%).

Как привлекательные в деятельности психолога студентами были отмечены следующие факторы: возможность помогать людям – 92,31%; творческий характер деятельности привлекает 84,62% испытуемых, самостоятельность при ее выполнении – 50%; общение с людьми – 50%; любовь к психологии – 50%.; отсутствие сложных физических нагрузок – 33.3%; относительная легкость труда – 15,38%; возможность узнать себя – 15,38%.

Для развития необходимых профессионально важных качеств 76,9% анализируют свой характер, интеллектуальные способности, умения и навыки, стараются улучшать свои результаты, 53,85%студентов занимаются самостоятельно, 50% – читают специальную литературу; 50% – изучают требования этой профессии к человеку; 23,08% – стараются встречаться и беседовать с представителями данной профессии с целью познания труда психолога.

По мнению студентов, основными функциями психологов являются: помощь людям – 50%; анализ и решение проблемы клиента – 23,08%; разработка методик для помощи – 7,7%; стремление понять человека, его характер и возникшую у него проблему – 7,7%; понимание и поддержка – 7,7%; помогать найти свое «Я» – 7,7%; проведение тренингов по развитию личности – 7,7%; просветительская функция – 7,7%.

Анализ данных, полученных в ходе анкетирования, позволяет говорить о том, что студенты-психологи имеют несколько иллюзорное представление о профессиональной деятельности психолога, ее содержании и функциях. Большинство студентов в данной профессии привлекает общение с людьми, возможность оказания им помощи, творческий характер деятельности. В тоже время данная профессия позволяет студентам лучше узнать и понять себя и других людей.

Таким образом, ведущими ценностями, обуславливающими выбор личностью психологической профессии, выступают общение с людьми, творческий характер деятельности психолога и возможность человека лучше узнать себя. В ценностной структуре студентов-психологов преобладают конкретные ценности, ценности семейной жизни, индивидуальные ценности. Среди инструментальных ценностей ведущими являются этические ценности, ценности межличностного общения, ценности самоутверждения, интеллектуальные ценности. Для старшеклассников ведущими являются ценности активной, деятельной жизни, материальной обеспеченности, общественного признания и свободы. Различия в структуре ценностей и уровне самоактуализации студентов и старшеклассников обусловлены их возрастными особенностями, а также тем, что для учащихся период обучения в старших классах связан с выбором будущей профессиональной деятельности, подготовкой к поступлению в вуз, необходимостью сдачи экзаменов, что и определяет более высокий уровень напряженности, тревожности, ответственности.

Выявленные особенности свидетельствуют о необходимости целенаправленного формирования ценностных ориентаций студентов. Главными условиями данного процесса являются наличие мотивации профессионального обучения, способности к самоанализу потребности в развитии своих профессионально важных качеств.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 364 с.
  2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. // Психологический журнал. – 1999. – №5.
  3. Болдырева Г.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к знаниям: автореферат дис. ..канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1991.
  4. Рувинский Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности. – М.,1999.
  5. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38-44.
  6. Будииайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта. // Вопросы психологии. – 1993. – Т. 14. – №5. – С. 32-39.
  7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психологический журнал. – 1997. – Т 18. – № 6. – С. 35-44.
  8. Зуева С.О. Ценностные ориентации личности как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея: автореферат дис. … канд. психол. наук. – М.: РГБ, 2003. – 145 с.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. – М., 1989.
  10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1999.
  11. Яницкий М.С. Ценностные ориентации как динамическая система. – Кемерово, 2000. – 204 с.

Об авторе 

Майборода Татьяна Александровнакандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Майборода Т.А. Психологические особенности ценностных ориентаций будущих психологов в процессе их профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен