Смыслов Д.А. (г. Москва)

Смыслов Д.А. (г. Москва)

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ПОДСОЗНАНИЯ  

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения субъективного времени личности, особенности временных переживаний и приёмы коррекции личности посредством использования феномена времени.

Ключевые слова: бессознательное, транс, гипноз, психологическое время личности, хронотоп, регрессия, прогрессия, ревификация, диссоциация, психогенеалогическое интервью, психологическая травма, коррекция.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

«Сознание занимает лишь небольшое место в психической жизни».

Вильгельм Райх

Вопросы, касающиеся работы с бессознательным всегда представляли интерес как для практикующих психологов, так и для просто интересующихся. Так устроен человек, что его жизнь протекает в четырёх пространствах, перемещение в которых отличается друг от друга, а законы функционирования рознятся. Это:

1. Обычное, «бодрствующее» состояние сознания

2. Особое измененное состояние сознания (экстремальные случаи, представляющие опасность для жизни, переживания клинической смерти, применение наркотических веществ)

3. Сон

4. Транс (трансовое состояние сознания)

Транс – это состояние, в котором пребывает человек. Гипноз – технологии вызова этих состояний. Термин «транс» имеет французские корни и обозначает «цепенение» или «перехождение чего-либо». К. Хоффман определил транс как состояние пониженного сознания или состояние дрёмы.

В самом трансе можно выделить следующие его виды:

Вид транса

Примеры

Естественный транс

Воспоминания, мысли, решение определённой задачи

Эмоциональный транс

Наши воспоминания о том, что мы прошли и пережили

Болевой транс

Мысленная подготовка и ожидание того, что будет больно

Рабочий транс

Специальное вызывание у себя трансового состояния с целью решения определённых задач

Сон и гипноз, не смотря на многую схожесть, различаются. Так, состояние сна у человека бывает, как минимум один раз в сутки (исключение – в ряде южных культур существует «сиеста» – кратковременный дневной сон, вызванный климатическими условиями, а в животном мире встречается анабиоз – «спячка», как например, у медведей или сурков).

Пребывание в гипнотическом трансе возможно гораздо реже. В то же время, реальность сна не только существует, но и играет в жизни человека большую роль. Довольно часто люди пытаются понять смысл того или иного сновидения, желая увидеть подсказки или предупреждения своего подсознания, выступающего в виде значимых людей (живых или ушедших) или метафор относительно реальности. Не удивительно, что много веков существует традиция «сонников».

В трансовом состоянии человек находится довольно часто – от банальной усталости и утомления до эмоциональных переживаний. На этом построен метод дебрифинга (беседа психологической направленности с субъектом, пережившим психологическую травму или экстремальную ситуацию). В психологии именно на трансовой работе с клиентом построен такой метод, как психодрама, где протагонист свои эмоциональные переживания и воспоминания выражает в символической форме в виде театрального действа.

Работая с трансом, мы можем в первую очередь помогать человеку направлять его внутреннее время. Известно в психологическом консультировании, что, до тех пор, пока ситуация, произошедшая в прошлом, не решена, она «не отпускает» человека, продолжая его мучать. Субъективное временное пространство личности отличается тем, что может направляться как в прошлое, настоящее или будущее. Направленность в прошлое – это воспоминания, а правильнее сказать, субъективная переработка происходящего в прошлом. Она, очевидно, отличается от объективной ситуации, но важнее в ней то, что при воспоминаниях о произошедшем, время может растягиваться.

Рассмотрим более подробно феномен психологического времени. Мы можем выделить:

1.         Циклическое время в мифологии (в древних и первобытных обществах принято узнавать о том, что с тобой будет, из песен, сказаний, легенд). Цикличное время менее невротично согласно К. Хорни, так как в нём всё предопределено и объяснено.

2.         Дискретное время современности. Это время разрывно, прерывисто, поделено на три части – «прошлое» (которого уже нет и его не вернуть), «настоящее» (которое занимает секунды и моментально превращается в прошлое) и «будущее» (которого пока не существует). В дискретном мире человек оказывается невротизирован, он боится допустить ошибки, он стремится продлить настоящее, что невозможно («продлись, продлись очарованье»), и в результате бежит от себя, от своих мыслей, от жизни.

Парадокс заключается в том, что, живя в обществе дискретного времени, современный человек продолжает существование во времени циклическом в семейных отношениях и как часть своего рода (если он ещё к нему принадлежит – так как встречаются случаи, когда люди и вовсе не знают своего рода).

А.А. Ухтомский в своей «Доминанте» предложил идею хронотопа (пространственно-временной константы). Сам Ухтомский ссылался на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Г. Минковского (четырёхмерное псевдоевклидово пространство сигнатуры). Хронотоп – это субъективное временное пространство, в котором находится индивид. По факту, бытие человека определяется теми хронотопами, в которых он предпочтительно существует. Человек, находясь в хронотопе, по-иному начинает воспринимать время – оно либо тянется, либо летит. Нахождение в преимущественном хронотопе накладывает отпечаток и на внутренние ресурсы человека, и на его внешность. Известен факт, что увлечённые чем-то люди находятся «на своей волне», не замечая того, что происходит вокруг них. Длительное погружение в хронотоп даёт возможность внутренней молодости. И наоборот, лишение человека любимого хронотопа (например, любимой работы) может привести к резкому внутреннему старению. Хронотоп является мощным психологическим ресурным состоянием, включая который меняется субъективное время.

Работая с проблемой клиента, психолог прямо или косвенно касается вопросов субъективного самоопределения личности в индивидуальном времени и пространстве. Если реальное пространство – это категория материальная (точнее – «фундаментальное свойство бытия, которое фиксирует форму и протяжённость его существования»), более связанная с географическими переменными, то пространство бессознательного – это особая область, обладающая, как в «нехорошей квартире» в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова, гораздо большими пространством, нежели чем кажется внешне. То есть, это пространство, имеющее другую размерность в отличие от физической, но, в то же время, непосредственно связанное с индивидуальным опытом человека, так как именно в его границах и дефинициях он может познать и понять его.

Время бессознательного связано сразу с тремя направлениями – прошлым (индивидуальная история, память, сценарии рода, семьи, национальности), настоящим (бессознательно мы воспринимаем гораздо больше, чем нам нужно для совершения некоторых действий, и именно поэтому большая часть этой, почти ненужной, информации, практически не фиксируется человеком не в изменённом состоянии сознания, хотя переводится в долговременную память). Время будущего для бессознательного – это прежде всего реализация программы жизни, достижение (или не достижение) поставленных целей задач, но и некоторая, часто довольно отчётливая, программа завершения жизни.

Сценарий жизни, индивидуальная история, воспоминания о реальных или рассказанных событиях, способности и предрасположенности, определяют прошлое, настоящее и будущее человека. В любом случае, человек живёт и продолжает существовать сразу в трёх временах, при этом, наиболее осознанным для него остаётся время настоящее. Впрочем, с некоторыми «но» в виду того, что многое в настоящем человек совершает на основании привычки или неосознанных стремлений.

Проблема гипноза традиционно не оставляет равнодушными многих как исследователей, так и интересующихся. При этом, в ряде случаев гипноз считается панацеей от некоторых проблем. В других случаях его признают вредным и даже опасным. Примечательно, что этой точки зрения традиционно придерживаются священнослужители. Впрочем, гипноз – это метод, которым владеет обученный специалист, и во многом, именно от него самого, а не от гипноза, зависит то, что будет происходить. Впрочем, я слушал и такие субъективные «открытия» и откровения, согласно которым телевидение пагубно сказывается на психике молодого поколения. Не телевидение, а некоторые телеканалы и передачи. Телевидение – способ быстрой передачи видеоизображения.

Не смотря на достаточно напряжённое отношение психотерапевтов к гипнозу, как терапевтическому методу работы с реципиентом, мы придерживаемся той точки зрения, согласно которой гипнотическое воздействие не должно травмировать и ранить подсознание индивида. Это должно быть плавное, бережное погружение его на те уровни, которые оказываются для него важными.

Отрицательная роль жёсткого (медицинского) гипноза, который в настоящее время пользуется большой популярностью ввиду его использования в медийных телепередачах, заключается в том, что люди начинают понимать, что в любое время те, кто владеют «особыми» знаниями, могут воздействовать на них вплоть до того, что они перестанут понимать происходящее и вовсе не смогут себя контролировать. Возможно, это будет «забавно» и странно для зрителей (а после – и для самого участника гипнотического «шоу»). Но проблема в том, что индивид начинает понимать, что:

  1. От него мало что зависит, если он сталкивается с гипнотизёром, и в зависимости от воли и желания последнего он может совершать разные поступки.
  2. Такие люди могут появиться неожиданно и начать воздействовать на него в любом удобном случае. Следовательно, таких людей надо опасаться, но вычислить довольно проблематично.
  3. Возвращение к образам родственников
  4. Возвращение к прародителям рода.

То же происходит и со зрителями. Им нравится и их забавляет некое действо, свидетелями которого они стали. У них появляется неосознанное желание, чтобы и на них так же «повоздействовали» ввиду того, что эти переживания для них – новые и незнакомые.

Ещё одно направление при работе с субъективным временем – гипнотические регрессии и прогрессии. В частности, наиболее известны подходы к регрессии (терапия прошлых жизней) М. Эриксона, Р. Моуди, В. Хьюитта, прогрессии – Б. Гольдбера и Х. Вамбах.

Рассмотрим более подробно разновидности регрессий и прогрессий.

Эффект гипнотической регрессии (от лат. regressus - обратное движение). Можно выделить три вида регрессии:

Возрастная регрессия – феномен, при котором индивид вновь переживает события из своего прошлого. В состоянии гипнотического транса у психически здоровых людей могут возникнуть формы поведения, свойственные ранним периодам детства [2]. Восприятие окружающего мира тоже будет таким, каким оно было в соответствующем возрасте (например, при регрессии в детство индивид может видеть окружающие предметы и людей значительно более крупными). Вероятно, это не реальное отражение индивидуального прошлого, а некая реконструкция, созданная психикой взрослого человека.

Возрастная регрессия используется в таких психологических направлениях, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, метод осознанных сновидений и пр.

Технику возрастной регрессии использовал П. Жане. Технику возрастной регрессии применял М. Эриксон. В своей книге «Человек из февраля» он рассказывает о том, как в процессе гипнотерапии он создал образ «Человека из февраля», который сопровождал пациентку в её «путешествиях в прошлое», чтобы оказать ей поддержку и помочь ей освободиться от травматических воспоминаний [4].

Техника возрастной регресссии успешно использовалась психологами, работавшими с пациентами, страдавшими от посттравматического стрессового расстройства во время Первой и Второй мировых войн.

Существует феномен ревификации (повторного проживания), который называют «истинной возрастной регрессией» – здесь человек мыслит и ведёт себя так, как если бы он реально вернулся в соответствующий возраст (например, ведёт себя как маленький ребёнок). Индивид ощущает себя действующим лицом, а не наблюдателем. Он теряет все познания, приобретённые во взрослом возрасте, и мыслит так, как если бы он реально вернулся в соответствующий период своего детства, а эпизод из прошлого переживается так, как если бы индивид оказался в нём в первый раз в своей жизни. Здесь нужна большая осторожность при работе с травматичными детскими воспоминаниями [1].

Возрастная регрессия может проводиться по двум линиям: по пути поиска травмы и по пути поиска психологического ресурса.

Также применяется «двухуровневая диссоциированная возрастная регрессия», где индивид продолжает ощущать себя в своём реальном возрасте, однако благодаря гипнотическому внушению он как бы видит самого себя в прошлом. Подобный приём позволяет пациенту в какой-то степени отстраниться от травмирующего переживания. При этом он может, в своем воображении, вмешаться в ситуацию и изменить её.

При работе с высокотравматичными воспоминаниями может также применяться так называемая «двойная диссоциация», при которой пациент не только является наблюдателем событий, не участвуя в них, но и видит не само происшествие, а, например, фильм о нём. Сам он может ощущать себя актёром, играющим в этом фильме, но также возможно провести внушение о том, что главную роль в фильме играет другой человек, лишь внешне похожий на него. При этом возможно даже использование воображаемого «пульта управления», который позволяет пациенту «приблизить» или «отдалить» какой-либо «кадр фильма» [5].

Отдельное направление регрессии – это регрессия в прошлое своих предков. Эту разновидность регрессии мы стали применять первоначально в русле психогенеалогического интервью. Преимущество этого типа регрессии заключается в том, что чаще всего он выступает в качестве ресурсного транса – знание о своих предках, часто – возможность «увидеть» (представить) их в виде оживших фотографий или образов имеют сильное и продуктивное воздействие.

Особенно актуальна такая регрессия для жителей постсоветского пространства – здесь мы встречаемся с ситуацией, в которой у большинства семей нет знаний о генеалогии собственного рода. Существенным является тот факт, что наши современники имеют в большинстве своём «обрубленную» историю рода, которая ограничивается двумя – тремя поколениями. При этом всё, что касается знаний о предках в дореволюционный период, оказывается как-бы забыто. Очевидно, что такая ситуация показывает, что программа, заложенная в начале двадцатых годов прошлого века, выполнена.

Но именно эта ситуация обрекает людей на повторение ошибок и проблем их предков.

В регрессии в прошлое своих предков можно выделить два направления:

Людям свойственно слепое копирование модели поведения предыдущих поколений. Особенно это заметно проявляется через поколение (у русских есть идиома – «на детях гениев природа отдыхает»). Такие сценарии передаются, во-первых, посредством семейных легенд о предках (предке). Например, ребёнок очень похож на своего дедушку или бабушку. Дальше идёт рассказ о этом человеке и, соответственно, косвенное усвоение такой модели поведения ребёнком. Все пережитые в предыдущих поколениях стрессы, потрясения и трагедии пробиваются в следующих поколениях (что эволюционно довольно легко объяснить – генетически закрепляется информация ради выживания последующих поколений). Но для этих людей эти «пробивающиеся» стрессы проявляются в виде беспричинных депрессий, тревоги, страхов. Всё это необходимо записывать психологу.

Регрессия в прошлое своих предков позволяет не только «увидеть» своих прародителей, чем они занимаются, как выглядят, но и часто получить метафорическую подсказку на волнующую в жизни проблему.

Такая регрессия чаще всего несёт сильный ресурс, причём, после завершения регрессии, индивид ещё часто будет возвращаться к «увиденному» им, что позволит ему чувствовать более уверенно и стабильно в жизни (современный человек чаще всего чувствует себя дискретно, оторвано от прошлого своих предков, что усиливает ощущение одиночества, суетности и бессмысленности происходящего). В случае такой регрессии, напротив, эта связь между многими поколениями рода индивида станет ощутимой и осознаваемой.

Третья разновидность регрессии – регрессия в прошлые жизни

На Западе эта техника регрессии известна как «Past life regression, PLR». Её используют, пытаясь получить подтверждение реинкарнации. Техника включает специальную серию вопросов к человеку, находящемуся в состоянии гипноза, для обнаружения и идентификации событий, произошедших в предполагаемой прошлой жизни.

В первую очередь, данная техника является терапевтической фантазией подсознания индивида. Никаких глубоких выводов из этого типа регрессии не делается кроме образов, метафор и последующего анализа получившихся «воспоминаний». Мы категорически не связываем этот тип регрессии с эзотерикой или религией. Стоит отметить, что он часто становится ресурсным для гипнотизируемого и, следовательно, целесообразным.

Но, что примечательно, в некоторых западных странах этот тип регрессии находится под запретом. Так, например, в Израиле регрессия прошлых жизней под запретом ввиду опасения серьёзной дезориентации прошедших её. Но здесь опять нельзя вырывать из контекста сам метод, целью которого является метафорическое описание подсознательных стремлений, фантазий, тенденций. Если метод применять по назначению, без мистических выводов, никакой опасности метод представлять не может.

В то же время, есть вероятность, что индивид может «вспомнить» некоторые травмирующие события «прошлой жизни». Но этот сценарий можно исправить, дав предварительную установку (индукцию), что индивид остаётся лишь наблюдателем этих событий, а никак не участником.

Виды прогрессии

Собственного возраста

Осуществление целей и жизненного плана

Прогрессия негативной сценарной программы

В желаемое будущее индивида в данной жизни

Видение будущих жизней

Начнём с отрицательных сторон прогрессии. Увидеть будущее, а тем более, собственное будущее – довольно любопытно. Но «оказавшись» в несвершённом, можно зациклиться только на одном развитии сюжета, на одной линии. Хорошо, если эта линия, которая станет «обозреваема» в прогрессии – позитивна. Хуже, когда дело касается негативного стечения обстоятельств. Что здесь больше преобладает – подсознательное желание, внутренняя установка на негатив или просто чьи-то негативные высказывания относительно индивида, которые он когда-то услышал от кого-то значимого и подсознательно же стал визуализировать, не столь важно. Важно, что неаккуратное использование прогрессии приводит к негативному результату – самопрограммированию.

Каким бы не было определение будущего, если индивид слышит условное определение будущего, он начинает бессознательно программировать себя на реализацию этого «прогноза». Примечательно, что в первобытном обществе с цикличным временем (взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего), о своём будущем узнавали из сказаний, песен, легенд. Мир первобытной жизни был дружелюбен для сознания человека, а сам он был частью природы. Сложнее с временем современным, дискретным, с разорванным временем на ушедшее прошлое, секундное настоящее и неопределённое будущее. Здесь любая информация, которую разными способами человек пытается получить о своём будущем (гадания, предсказания) воспринимается крайне настороженно. Не всякое будущее знать необходимо. Особенно, когда это касается предсказаний и предчувствий.

Любое предсказание будущего достаточно опасно в плане того, что запускает программу реализации кода установки. Так случилось с пушкинским Вещим Олегом…, впрочем, и самого Александра Сергеевича не миновала чаша сия (сценарное следование или, как это принято называть – «роковое стечение обстоятельств»).

Прогрессия собственного возраста очень интересна и информативна в том плане, что индивид довольно подробно описывает в ней свою внутреннюю программу – как он видит своё взросление и последующее старение, принимает ли он свой возраст.

При наличии определённого неприятия описываемого им возраста мы можем зафиксировать:

-                   наличие проблемы в общении с важными для него людьми указанного возраста

-                   элемент неприятия и вытеснения возраста

-                   присутствие страхов (страх старости, страх смерти).

Наконец, в соответствии с задачами возраста, можно выйти на проработку понимания возрастных задач.

Второе направление прогрессии – прогрессия осуществления планов. Часто человек довольно слепо пытается идти по своей жизни, ожидая неопределённого будущего. Правильно построенное целеполагание позволяет более чётко и понятно объяснить себе образ желаемого будущего.

Как оборотная сторона – в ряде случаев целесообразно использовать прогрессию негативного сценария – постараться «увидеть» то, что тревожит – это могут быть страхи от болезней, возраста, жизненных ситуаций. Но всего более страшит то, что табуируется сознанием для размышлений – страшное травмирует, и лучше о нём не думать. Так традиционно табуируется тема смерти.

Следующее направление прогрессии – в желаемое будущее индивида в данной жизни. Желаемое будущее не всегда связано с целеполаганием. Это может быть ресурсное пребывание в определённом пространстве (страна, жилище, кинестетические ощущения).

Наконец, последнее направление прогрессии – прогрессия в «следующие жизни» – это метафорическое видение себя, своих функций и задач. В ряде случаев – попытка подсознания достроить новую жизнь, новую биографию, новую историю.

Прогрессия имеет довольно позитивную сторону. Так, осознанный транс даёт возможность использования прогрессии (некоего «путешествия в будущее») с позитивным знаком. Здесь появляется возможность не только почувствовать новые ресурсы, созданные в процессе транса, но и распределить их в своём будущем для достижения поставленной им цели.

При наличии определённой психологической травмы в прошлом, целесообразно дать индивиду установку на то, что в будущем он стал умнее, более зрелым, выдержанным, уверенным. Феномен прогрессии возраста может дать понять, как данный человек будет реагировать в будущем на различные стрессовые и жизненные ситуации, на возможные радостные и трагические потрясения и подготовить его к ним самым оптимальным образом.

Литература

  1. Гордеев М.Н. Гипноз: практическое руководство. 3-е издание. – Москва: издательство института психотерапии, 2005. - 240 с.
  2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – Москва: Олма-пресс, 2004. - 440 с.,
  3. Смыслов Д.А. Психология трансовых состояний. Трансовое решение личностных проблем. Центр психологических инноваций Московского регионального социально-экономического института. – М.: ЦПИ МРСЭИ, 2016.
  4. Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. – Издательство «Класс», 1995. – 98 с.
  5. Hammond,C. Handbook of Hypnotic Suggestions and Metaphors, глава
  6. Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTube. https://www.youtube.com/c/ДмитрийСмыслов

  

Об авторе 

Смыслов Дмитрий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, Doctor of science, Honoris causa (IANH), профессор кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института г. Видное, Директор Центра психологических инноваций.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Смыслов Д.А. Феномен психологического времени личности: использование временных аспектов подсознания. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и о н был доступен.