Рослова Е.А. (г. Москва)

Рослова Е.А. (г. Москва)

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОСЛЕ НАСИЛИЯ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к феномену насилия и способам реабилитации личности после насилия.

Ключевые слова: насилие, семейное насилие, физическое насилие, висхолдинг, неглект, эмоциональный шантаж, чувство вины, эффективность системы помощи.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

«Как бы ни была велика тяжесть снега, ветка ивы не ломается. Она изгибается, и снег падает на землю. Освобожденная ветка снова распрямляется, устремляясь к солнцу.

Насилие не сломает нас. Любовь и кротость победят силу и зло!»

Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение и порабощение одних индивидов и социальных групп другими. В настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы Россию буквально захлестнула волна насилия. Оно проникло во все сферы нашей жизни и стало универсальным средством в разрешении различного рода конфликтов. Заказные убийства, криминальные разборки, взрывы жилых домов, бандитизм, захваты заложников, похищение людей, физическое устранение конкурентов, вымогательство – это лишь наиболее жесткие и явные формы физического насилия, воздействию которых подвергается все больше граждан в нашей стране. В обществе культивируются обычаи и традиции криминального мира, идеология насилия проникает в массовое сознание, насилие становится обыденным, повседневным явлением.

В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

В основе насилия лежат стремления людей к господству и доминированию над другими людьми, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть. Следствием насилия могут быть физические и психические травмы (побои, увечья, смерть, боль, страх, горе, унижение достоинства, стрессы и т.д.).

С позиций психологии насилие характеризуется как воздействие на человека с целью подавления его психики, хотя так же, как в социологии и юриспруденции, речь идёт о соответствующих угрозах, называющихся психическим давлением, т.е. психическим насилием. Как отмечается в литературе, формы и виды психического насилия разнообразны, но все они действуют по одной схеме: информационные раздражители проходят один и тот же путь, приводя к психической травме. Раздражитель действует на психику, воспринимаясь либо через соответствующие органы (глаза, уши), либо через нервные ткани тела. Сигнал в виде образа (отпечатка) поступает в мозг, где происходит его оценка и возникает соответствующая реакция психики. Эта реакция, как правило, в большей или меньшей степени охватывает всю структуру психики – сознание и бессознательное. В зависимости от направленности раздражителя, происходит либо подавление (ограничение) воли лица, либо ему наносится психическая травма, либо одно и другое одновременно. В свою очередь, длительное травмирование психики может вызвать психические аномалии, способные серьёзно повлиять на поведение человека [5].

Анализ видов и последствий насилия

Не существует общепринятого определения термина «насилие». Каждый из авторов, исследующих данную проблему, трактует этот термин по-своему.

По словарю С.И. Ожегова – «насилие – 1) применение физической силы к кому – либо; 2) принудительное воздействие на кого – либо; 3) притеснение, беззаконие».

Е.И. Иванова: «Термин «домашнее насилие» «обозначает одну из самых тяжелых и скрытых социальных проблем. Под ним понимаются различные формы травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического, сексуального воздействий, производимых одним или несколькими членами семьи на одного или нескольких других ее членов».

Тонкопеева Е.Г: «Насилие в семье – это конкретные действия одного члена семьи по отношению к другому (другим) с целью обретения или сохранения над ним (ними) власти и контроля».

Хлобустов О.Н. «Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком».

Виды семейного насилия, выделяемые российскими исследователями.

Проект Федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» раскрывает содержание отдельных видов такого насилия.

Физическое насилие – это умышленное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, вреда здоровью, умышленное лишение свободы, жилья, пищи, одежды и иных нормальных условий жизни одним членом семьи другого члена семьи, что может привести последнего к смерти, причинить вред его физическому или психическому здоровью, физическую боль, нанести ущерб чести и достоинству его личности. Все происходящее всегда сопровождается психологическим давлением.

Выделяют два вида насилия, отличающиеся эмоциональным состоянием:

Спонтанное насилие (горячее) – характеризуется гневом, яростью, агрессией. Выражается различными формами: криком, кулачными боями, компульсивным (неконтролируемым) поведением, насильственным причинением боли. В основе лежит злость, которая рождается из собственного бессилия и разочарования в жизни. Во время непреднамеренного насилия извергается накопившееся чувство гнева и ярости. В результате происходит потеря управления эмоциями и контроля над поведением. Этот вид насилия появляется и исчезает довольно быстро, является наиболее экспрессивным.

Умышленное (холодное) насилие – его причиной не является ярость, гнев или намерение причинить вред. Особенностью этого вида насилия то, что преступник хочет достичь своими действиями определенной цели. Холодное насилие это умышленная реализация мести. Очень часто насильник предпринимает насильственные действия с целью реализации собственных убеждений, философии, веры и идеологии.

Насилие бывает прямоеакт подавляющего применения физической силы и психологического давления. Реализация происходит прямым способом, непосредственно от насильника к жертве. Косвенное (не прямое) насилие – является противоположностью прямого насилия. Оно не включает физическое насилие или нападение. Действия часто маскируются естественным поведением, их сложно распознать. Такая форма насилия скрыто существует в обществе, политике, культуре, семье. Сюда можно отнести: моббинг, болельщиков, политические волнения и др. [4].

Психологическое насилие– это умышленное унижение чести и достоинства одним членом семьи другого члена семьи или принуждение его посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению им правонарушений или деяний, представляющих угрозу для человека. Данная форма насилия является очень действенной, потому что позволят подчинить себе человека, управлять им при помощи приказов. Этой форме легче всего подвергаются люди, не способные отказывать в помощи и просьбах.

Виды психологического насилия:

Упреки и оскорбления. Такое способ насилия морально унижает человека, давит на его эмоции и принижает личность. Это позволяет возвысить манипулятора в глазах других людей, придать его словам и действиям большее значение.

Способность шантажировать также является формой психологического насилия. Требовать от человека практически невозможного, желание получить власть и контроль над зависимой личностью. Шантаж может стать целью получить желаемое, при этом человек и не догадывается, что стал жертвой манипуляций. Такой способ заставляется людей действовать по воле шантажиста, выполнять все его требования.

Взывание к совести или управление чувством вины. Этот вид насилия предполагает требовать от людей безответного чувства служения обществу, чувство долга и ответственности за свои поступки. Умелый шантажист или манипулятор играет на чувстве вины человека, вызывает у него страх и стыд за невыполненные требования или поступки. Чаще всего применяются обвинения в непорядочности, отсутствии совести и стыда, эгоизме.

Любая форма насилия над личностью, его психикой, чувствами и сознанием предполагает преобладание одного человека над другим. Более сильный человек может заставить подчиняться себе других против их воли любыми способами и средствами [3].

Виды эмоционального насилия в деструктивных отношениях:

1. Первое, что приходит на ум, это, конечно, газлайтинг. Универсальная форма психологического насилия, присутствующая, кажется, во всех деструктивных отношениях. Суть газлайтинга в том, что жертве внушается, что ее восприятие реальности не адекватно и навязывается некое иное понимание происходящего, то, которое удобно агрессору.

Например, что это совершенно нормально, если муж гуляет ночами наедине с другими девушками пока жена сидит дома с ребенком или, что на самом деле голос никто не повышал, а жертве все показалось. Также, например, газлайтингом являются обвинения жертвы в том, что все проблемы в отношениях из-за нее, а агрессор – белый и пушистый страдающий зайка. Чтобы разобраться в происходящем можно описать события максимально безоценочно, в виде фактов, а потом прочитать их, представляя, что это не ваша история. Еще противостоять газлайтингу очень помогает осознанность и контакт со своими чувствами. Порой газлайтингом занимается не только партнер-абъюзер, но и ближайшее окружение жертвы: « Ты преувеличиваешь», «У вас не так уж все и плохо» , «Все так живут», «Ты давишь на него/нее, это никому не понравится». Человеку, которому все это внушается, и правда начинает казаться, что это с ним что-то не так, что он слишком эмоционален и вместо того, чтобы верить своим чувствам и увеличить дистанцию с абьюзером, он начинает себя за них ругать.

2.Висхолдинг – это увод разговора в сторону от волнующей вас темы. Может проявляться в виде забалтывания проблемы, отшучиваний или оставления без ответа важных вопросов. Человек вроде бы не отказывается поговорить с вами, но разговор оказывается абсолютно бесплодным, ничего прояснить или объяснить не удается. После таких разговоров остается чувство опустошения и беспомощности.

3.Неглект – еще одна пассивная форма насилия. Неглект (neglect) в переводе с английского – пренебрежение, невнимание, халатность. Его определяют как неспособность и/или нежелание обеспечить заботу и уход, помощь и поддержку для взрослых и детей, за которых отвечает абьюзер.

Это одна из самых жестоких форм эмоционального насилия наихудшим образом отражающаяся на здоровье жертвы. Включает в себя обесценивание физиологических потребностей и здоровье жертвы, а также экономическое насилие. Варианты неглекта: отказ предохраняться во время секса; намеренные «ошибки» при предохранении, ведущие к беременности; перекладывание всех обязанностей по дому на одного человека и отказ помогать; подталкивание жертвы к пластическим операциям; отказ надеть наушники во время игры или прослушивания музыки/просмотра фильмов, когда другой хочет спать и многое другое.

«Если вашими интересами, мнением, потребностями пренебрегают – это неглект. Если вас оставляют без помощи, внимания, заботы и ухода в ситуации, когда вы беспомощны и/или это опасно для вашего здоровья и жизни – это неглект. Если в ответ на просьбу о помощи вы слышите «тебе это не надо» – это неглект. Если ваши нужды обзываются капризами и/или игнорируются – это неглект. Если вам отказывают в удовлетворении базовых потребностей в качественном питании, сне, отдыхе, безопасности, жилье, одежде, медицинском уходе, лечении – это неглект. Если партнер все время «забывает» и нарушает ваши договоренности, если он спихивает на вас свои обязанности по уходу за детьми, домом, питомцами – это неглект».

4. Эмоциональный шантаж – увеличение эмоциональной дистанции, холод в отношениях, бойкот, если вы делаете что-то не так, как нужно абьюзеру. Т.е. абьюзер как бы говорит: «Не буду с тобой общаться, если ты сделаешь/не сделаешь вот это». Это не просто обида как реакция на какие-то трудности в отношениях, это намеренное наказание «непослушного» партнера. Эмоциональный шантаж может переживаться очень болезненно, даже если жертва понимает, что партнер-абьюзер делает это специально с целью добиться от нее определенного поведения. Особенно этот вид насилия ранит тех, кто в детстве переживал подобный вид отвержения родителей. К сожалению, это часто бывает. Наверное, каждый из нас не раз бывал свидетелем ситуаций, когда детям говорят: «Ты себя плохо ведешь, я с тобой не дружу». Если вы подвергаетесь эмоциональному шантажу, лучшее, что можно сделать для себя в этот момент – это покачать своего Внутреннего Ребенка.

Эмоциональный шантаж следует отличать от неизбежных последствий. Неизбежные последствия – то, что возникает независимо от вашей воли, это не делается специально и это нельзя изменить или предотвратить. Например, обида, это естественная спонтанная реакция на грубое обращение со стороны близкого человека. Обида состоит из боли и злости, цель которой – увеличение дистанции. Не хотеть доверительно и близко общаться с агрессором – это нормально и это не эмоциональный шантаж.

5. Критика внешности, личности, характера.

Любая непрошеная критика, касающаяся качеств человека – это нарушение его границ. К сожалению, это настолько распространенное действие, что оно зачастую воспринимается как нормальная часть общения. Особенно часто это встречается в детско-родительских отношениях. Но проблема в том, что любая оценка субъективна, а кроме того, негативно оценивая ребенка мы формируем ему негативную Я-концепцию и вести себя в дальнейшем он будет лишь подтверждая ее. Так что пользы от этого никакой, а вреда – масса. Негативная оценка человека всегда несправедлива, т.к. чрезмерно обобщает, она ранит, занижает самооценку человеку и создает ощущение, что с ним что-то не так.

Однако, получив в детстве опыт критики со стороны родителей, мы и во взрослом возрасте в близких, да и не очень близких отношениях можем принимать критику как нечто само собой разумеющееся или просто-напросто теряемся, не зная как на нее реагировать. Мне кажется, один из приемлемых вариантов ответа такой: «Я не просил(а) тебя высказывать свое мнение обо мне. Пожалуйста, не делай этого».

6. Контроль, неадекватная ревность. Контроль действий, перемещений, круга общения одного человека другим редко бывает (а бывает ли вообще?) добровольным с обеих сторон, а это значит, что абьюзер вторгается в личное пространство жертвы, используя манипуляции, газлайтинг, эмоциональный шантаж и др. В какой-то момент это, как и остальные нарушения границ, может показаться нормальным общением любящих людей. Однако, если вам это неприятно, значит – это не нормально [3].

Говоря о психологическом и эмоциональном насилии нельзя не коснуться такой темы, как механизм скрытого психологического принуждения, в роли которого выступает манипуляция. Анализ результатов ряда исследований процесса межличностного взаимодействия показывает, что использование психологических манипуляций в общении является достаточно распространенным социально-психологическим феноменом и присутствует в различных культурах и странах, как в прошлом, так и в настоящее время.

Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется его интересы, и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны – человека, выступающего как объекта манипуляций [5].

В качестве основных структурных элементов схемы описания рассматриваемого процесса выступает с одной стороны – сам манипулятор, субъект манипуляции или автор воздействия, а с другой человек, на которого оно направлено – объект манипуляции или адресат воздействия. Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться непосредственно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором и организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует других лиц для достижения своих целей (например, применение метода «привлечение третьих сил»). Процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного воздействия на человека.

Первый вид манипуляций – это воздействие страхом. Человека можно пугать разводом, увольнением или экономическим кризисом, извлекая из его опасений выгоду для себя. Противостоять этому виду влияния можно, если остановится и просто прагматично и беспристрастно оценить всю нависшую угрозу и ее последствия. Ведь всегда можно избежать неприятной ситуации, если уметь подойти к манипулятору с другой стороны.

Второй вид – воздействие чувством вины. Обычно этим способом манипуляции довольно успешно пользуются близкие люди. Лучше всего ввести в своем доме беспрекословное правило сразу забывать обиды и ни в коем случае не напоминать о них время от времени, требуя чего-то взамен полученного душевного ущерба.

Третий вид – это воздействие на человека молчанием. Опять-таки это способ манипулирования используют только в близких кругах, наказывая «провинившегося» собственным молчанием. Такая манипуляция особо опасна тем, что стоит только раз поддаться ей, как потенциальный манипулятор будет периодически «умолкать», требуя от кого-то извинений, новой шубки или разрешения сходить на рыбалку.

Манипуляция лестью – вот четвертый и самый опасный для человека способ влияния. Особенно он опасен для тех людей, которые имеют слегка завышенную самооценку и мечтают купаться в море из восторженных возгласов. Рано или поздно зависимость от комплиментов может легко перерасти в зависимость от того человека, который их делает. Как противостоять? Очень просто, следует научиться объективно оценивать собственные достижения и жизненные подвиги, неуместная лесть сразу станет явной и подозрительной.

Необходимо помнить, что постоянное угождение близким, коллегам и родным ведет к снижению самооценки и просто отбирает у человека его амбиции, цели и мечты.

Сексуальное насилие – деяние одного члена семьи, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу другого члена семьи. Семейное насилие над женщинами основано на власти и контроле со стороны мужчин и может включать в себя, помимо перечисленного выше:

- экономическое давление, при котором агрессор не позволяет жертве устроиться на работу и работать, вынуждает просить у него деньги, лишает собственных денег;

- манипулирование детьми, состоящее во внушении чувства вины перед ними, использовании детей с целью посредничества, угрозах отнять детей;

- использование мужских привилегий, т.е. отношение к женщине как к низшему существу, авторитарное, диктаторское поведение, единоличное принятие важных для семьи решений;

- запугивание жестами, действиями, громким голосом, угрожающим взглядом, разрушением предметом обихода, уничтожением собственности жертвы;

- изоляцию, т.е. постоянный контроль над тем, что делает женщина, с кем дружит, встречается, разговаривает, запрет на общение с близкими для женщины людьми.

Хельве Казе классифицирует семейное насилие следующим образом:

- Физическое насилие. Это нанесение пощечин, ударов кулаком по голове или в живот, пинки и толчки, препятствие при попытке выйти из дома и в целом передвижении, использование против жертвы холодного и огнестрельного оружия.

- Сексуальное насилие. Это принуждение к вступлению в половые сношения против воли жертвы, изнасилование. Сексуальное и физическое насилие нередко совпадают. Принуждение к половому сношению и изнасилование даже в браке является проявлением сексуального насилия.

- Психологическое насилие. Это, например, угрозы, запреты, манипуляции с использованием лжи, клевета, оскорбления. Сюда же можно отнести и косвенное насилие – порча или уничтожение имущества другого человека, издевательство над его любимым животным. Финансовый контроль, препятствование получению денег и намеренное содержание без денег также является насилием.

Забелина Т.Ю. выделяет следующие виды домашнего насилия:

- Изоляция. Постоянный контроль того, что женщина делает, с кем дружит, встречается, разговаривает. Запрет на общение с близкими ей людьми.

- Запугивание. Запугивание жестами, действиями, уничтожение предметов обихода.

- Манипулирование детьми. Внушение чувства вины перед детьми, использование детей с целью посредничества.

- Угрозы. Угрозы отнять детей, совершить суицид, или вынудить совершить суицид.

- Эмоциональное насилие. Унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость, внушение мысли, что женщина плохо выполняет роль жены и матери.

- Экономическое насилие. Муж не позволяет жене работать, вынуждает просить у него деньги, лишает собственных денег.

- Сексуальное насилие. Принуждение к сексуальным отношениям.

- Физическое насилие. Муж избивает, дает пощечины, применяет оружие и т.п.

В супружеских или партнерских отношениях могут присутствовать как все перечисленные виды насилия, так и некоторые из них. Как правило, если муж (близкий человек) ударил женщину один раз, он не останавливается на этом. Он использует любой повод для того, чтобы вести себя таким образом. Даже если он не найдет никакой причины, он сделает это. Дело не в женщине, а в том, как он привык себя вести и разрешать конфликты.

Причины сексуального насилия.

Причины сексуального насилия, как правило, возникают как продукт социальных противоречий и человеческих страстей. Корни жестокости и насилия лежат в повседневной и обыденной жизни, в «обыкновенных» тяжких условиях человеческого существования. К причинам сексуального насилия можно отнести следующие:материальные трудности, наличие в семье безработного, нерешенная жилищная проблема, алкоголизм и пьянство среди членов семьи, наличие наркоманов в семье, неполная семья, снятие моральных запретов, семейные конфликты, самоутверждение за счет слабых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе и т.д.

Насилие, агрессия, нападение – это поведение, действие; агрессивность и жестокость – черты личности. При деструктивной агрессии активность индивида деформирована, и деятельность его носит разрушительный характер. Психологические механизмы агрессивного поведения исследуются и в многочисленных зарубежных работах. Авторы приходят к выводу о том, что существенную роль в формировании жестоких форм поведения играет плохое обращение с детьми в семье, жестокость, насилие между родителями, свидетелями которых становятся дети. Кроме того, значительное число исследований посвящено изучению негативного влияния телевизионных передач с элементами насилия и жестокости на поведение детей и подростков. Однако поток подобной информации не только ни снижается, но и увеличивается.

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с насилием как социально-правовой проблемой, следует подчеркнуть, криминализация многих социальных отношений современного российского общества вызывает множество негативных последствий, напрямую затрагивающих подрастающее поколение, сказывается на обострении преступного насилия несовершеннолетних.

Опыт реабилитации личности после насилия

Методы и формы помощи, пострадавшим от семейного насилия

Серьезное насилие – это событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Поэтому отработанных механизмов управления и овладения последствиями этого события у нас нет. Цель нашей нервной системы после этого воздействия – восстановить свою саморегуляцию.

Все практические методы психологической работы в преодолении последствий насилия основаны на теории стресса Ганса Селье: если реакция нервной системы человека, пережившего нечто, выходящее за рамки обычного, возвращается к изначальному уровню, то есть если человеку удается восстановиться, то тогда это событие становится бесценным опытом этого человека. Оно входит в его память, оно становится основой для выработки множества полезных выводов и убеждений. По слову немецкого философа Ницше, «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». И это утверждение совершенно верно в отношении механизма работы нашей психики с тем, что мы переживаем в течение жизни. Но, как правило, с событиями, выходящими за рамки обычного для него опыта, человек сам совладать не может. И в его нервной системе остается некоторое травматическое возбуждение, которое не гаснет, но уходит в область подсознания.

Если человек хорошо помнит все произошедшее с ним, но при этом полностью управляет собственными реакциями, то это значит, что отдаленные последствия пережитого события близки для него к нулю. Если он знает, что в связи с каким-то событием у него появилась осторожность, боязнь определенных мест и людей, и спина стала болеть потому, что по ней били, то это, конечно, не хорошо, но с этим довольно легко справиться. Здесь достаточно бывает психологической работы на уровне консультирования. С человеком достаточно поговорить, спросить у него, какие психологические последствия насилия он за собой знает, и дать ему совет, как с ними поступить наилучшим образом. Если человек после ограбления стал проверять замки на двери – то это хорошо и правильно, но если он проверяет их по сто раз на дню – это уже невроз, ему нужно остановиться. Поэтому он может дать другое, отличное от истинного, толкование причин своего плохого самочувствия. И тогда возникает противоречие между памятью его жизненного опыта и памятью тела.

– Что же сделать, чтобы найти правильные объяснения отдаленным последствиям насилия и справиться с ними?

– А для этого и существуют профессионалы. Нужно понять, что происходит, а это сможет сделать в такой ситуации только профессиональный психолог. Потом следует разными методами восстановить саморегуляцию нервной системы, то есть убрать очаг ее возбуждения, оставленный травмой. И уже после этого у самой жертвы родится понимание того, что произошло, это будет истинное понимание, и тогда произошедшее станет для нее бесценным опытом. Тогда человек, когда-то переживший насилие, станет свободным от него, и с учетом этого опыта он будет жить дальше нормально.

Платонов Ю.П. рассматривает подходы различных исследователей к проблеме насилия и выделяет два направления помощи:

1) экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе;

2) длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществляется в форме «горящей линии» – телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища. Основными задачами экстренного краткосрочного сопровождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической безопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы [2].

Длительная реабилитация начинается с индивидуального консультирования.

В процессе индивидуального консультирования следует определить степень глубины разрушительного влияния насилия на личность потерпевшей. В зависимости от конкретной цели выделяются три вида консультирования: информирующее и ориентирующее, личностно-поддерживающее и личностно-изменяющее. Информационное и ориентирующее консультирование направлено на предоставление необходимой психологической информации по запросу клиента, а также оказание помощи в выборе путей и средств преодоления семейного насилия. Цель личностно-поддерживающего консультирования – помощь в стабилизации личности и укреплении ее защиты. Личностно-изменяющее консультирование является самым сложным и направлено к гармонизации личности через проработку и осознание внутренних конфликтов.

Помимо индивидуальных, выделяют групповые методы реабилитации пострадавших от различных форм насилия.

При проведении групповых форм работы обязанность психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно.

В некоторых случаях пострадавшим от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами реабилитационной работы является включение их в арт-терапевтические группы. Изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит положительные эмоции. Основными задачами арт-терапевтической группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.

К эффективным методам групповой работы с женщинами – жертвами насилия могут быть отнесены: группы поэтической психотерапии, изготовление миниатюр-масок, изобразительная деятельность. Так, в частности, метод драмотерапии предполагает разыгрывание драматических сценок с целью отреагирования и трансформации негативного эмоционального опыта. В работе с женщинами, пережившими насилие, этот метод доказал свою эффективность. Одним из приемов работы является драматическое изображение каких-либо предметов, существ, явлений природы с параллельным рассказом о переживаемых чувствах, возникающих мыслях, ассоциациях. В отличие от других подходов, в которых также используется проигрывание метафоры собственного состояния (психодрама, гештальт-терапия и: др.), драмотерапия предполагает театрализацию экспрессивного акта клиента.

Между отдельными шагами клиент должен осуществлять релаксацию. Расслабление антагонистично напряжeнию и снижает страх. Одним из самых распространенных методов релаксации является прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона. Методика заключается в поэтапном напряжении групп мышц с последующим их расслаблением. Техника основана на физиологической закономерности естественной смены напряжения расслаблением после физических нагрузок. Для релаксации широко используются также музыка, визуализации и самовнушение [1].

Таким образом, эти методы реабилитации потерпевших могут применяться на практике и использоваться в качестве основных методов реабилитации в кризисных центрах помощи.

Методы психологической саморегуляции при индивидуальной работе с клиентом

В «методических рекомендациях по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде», разработанных в Центре экстренной психологической помощи МГППУ, предлагается использовать следующие методы психологической саморегуляции, как основные методы реабилитации женщин, пострадавших от насилия в семье. Методы применяются при индивидуальной работе с клиентом.

Под психологической саморегуляцией понимается воздействие человека на самого себя с помощью своей психической активности. Основой психологической саморегуляции является самовнушение.

Существуют различные методы и модификации методик саморегуляции. К их числу можно отнести как отдельные приемы, так и комплексы систематизированных упражнений.

В группу отдельных приемов включают:

-                   ритуальные действия;

-                   самоисповедь (ведение дневника, составление автобиографии и т.п.);

-                   самоубеждение;

-                   самоприказ;

-                   самоподкрепление.

Среди комплексов саморегуляции необходимо отметить следующие:

-                   техники активной нервно-мышечной релаксации;

-                   метод аутогенной тренировки;

-                   идеомоторная тренировка и др.

Тонкопеева Е.Г., также как и Платонов, выделяет индивидуальную и групповую реабилитацию. Работа с пациентами начинается с психодиагностики. У всех женщин, жертв домашнего насилия, как правило, низкая самооценка; чувство вины (часто вытесненное); обида на насильника и на своих родителей, которые когда-то выступали в аналогичной роли; неумение конструктивно решать конфликты и выражать агрессию в социально приемлемой форме, страх повторения ситуации насилия в будущем, отсутствие видения жизненных перспектив [1].

Поэтому основной целью индивидуальной реабилитации является поднятие самооценки. В работе с такими пациентами специалисты используют техники, направленные на повышение самооценки; техники прощения, позволяющие избавиться от обиды на близких; техники, позволяющие отреагировать страхи; а также техники, направленные на выработку навыков конструктивного взаимодействия с родителями и сверстниками. Автор считает, что для женщины, подвергшейся насилию в семье, работа в группе – это возможность:

- выйти за пределы замкнутого пространства;

- увидеть, что такая же проблема существует и у других людей;

- понять, что многие проблемы взаимоотношений между мужчиной и женщиной являются результатом культурных установок и ложных убеждений, (а значит, в случившемся нет ее вины, но есть ее проблема);

- осознать свои возможности в решении своих проблем и взять ответственность за свою жизнь на себя.

Если у кого-то в группе появляется положительный результат, то это стимулирует остальных женщин продвигаться в решении своих проблем. Таким образом, группа выступает катализатором изменений [3].

Автор выделяет еще одно направление реабилитации, которое ранее не встречалось у других авторов – работа с семьей. В период реадаптационного курса пострадавших от домашнего насилия, специалисты кризисных центров проводят работу с их семьями. Амбулаторная работа дает результат, если специалисты умеют мотивировать членов семьи на обращение к психологу, то есть показывать им их выгоду в своевременном обращении за помощью.

Автор считает, что, что реабилитация жертв и профилактика насилия могут быть эффективными, если осуществляются комплексно. Работать надо и с родителями, и с педагогами, и по факту, и на профилактику. Важно помнить, что игнорирование фактов насилия приводит к тому, что оно, процветая в семье, выходит и за ее пределы. Поэтому тренинги профилактики любых деструктивных форм поведения, которые проводят психологи службы семьи и учреждений образования – серьезный вклад в решение проблемы профилактики насилия.

Объединяя подходы российских авторов, можно выработать единую концепцию реабилитации жертв насилия. На первом этапе, как описывает Платонов, проводится индивидуальная работа с клиентом. После индивидуального консультирования с клиентом можно повести методики психологической саморегуляции, затем с клиентом проводятся групповые психотерапевтические формы работы, описываемые у Тонкопеевой и Платонова, направленные на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. Одновременно с реабилитацией жертвы нужно проводить работу с семьей. Такой комплексный подход будет наиболее эффективным для реабилитации жертв семейного насилия.

Рекомендации по развитию и повышению эффективности системы помощи, пострадавших от семейного насилия

Сам факт существования в России системы помощи пострадавшим от насилия является чрезвычайно важной составляющей улучшения общего положения дел в этой сфере.

Для повышения эффективности российской системы помощи пострадавшим от насилия, необходимо:

- Развивать сеть кризисных центров, оказывающих помощь жертвам семейного насилия.

- Развивать образовательные программы, как для привлечения внимания общественности к проблемам домашнего насилия, так и пропаганды ненасильственного поведения в обществе и семье.

-  Предоставлять пострадавшим женщинам временное и безопасное убежище.

- Проводить регулярные обучающие программы для повышения квалификации работников.

- Предусматривать комнаты отдыха для консультантов для снятия психологического напряжения.

- Повысить заработную плату сотрудников.

- Проводить супервизии для сотрудников не реже одного раза в месяц.

- Организовывать для работников возможность прохождения индивидуальных психологических консультаций для проработки внутренних состояний и профилактики сгорания.

- Предоставлять возможность профессионального роста и повышения квалификации участием в тренингах, семинарах и конференциях, связанных с данной тематикой.

- Проводить тренинги организационного развития для улучшения атмосферы внутри организации.

- Выработать единую политику взаимодействия с государственными организациями.

Вывод: таким образом, в статье была затронута одна из актуальнейших тем отношения людей к друг другу в семье и обществе. Была сделана попытка рассмотреть насилие с разных точек зрения и выявить возможности для постепенного и поэтапного решения этой проблемы в современном мире.

 

Литература

  1. Алексеева Л.С. Социальная гостиница – структурное подразделение Центра социальной помощи семье и детям: Методические рекомендации по организации деятельности. – М., 2015. – 95 с.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Мир, 2017. – 105 с.
  3. Антонова Ю.А. Право женщин на свободу от насилия: анализ практик применения законодательства // Гендерные отношения в современной России. – №5. – 2015. – С. 52-68.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Этмос, 2014.
  5. Экман Пол Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010.

  

Об авторе 

Рослова Елена Александровна – студентка 4 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Рослова Е.А. Реабилитация личности после насилия. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен