Петрашевская Е.С. (г. Москва)

Петрашевская Е.С. (г. Москва)

СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАНИПУЛЯЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье описаны основные виды манипуляций и типы манипуляторов; представлены практические рекомендации по распознаванию и противодействию в ситуации манипуляции.

Ключевые слова: актуализатор, жертва манипуляции, инструменты манипуляции, манипулятор, психологическая манипуляция, суггестия.

Об авторе

Ссылка для цитирования

«Манипулятор – это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту».

Э. Шостром

Слово происходит от латинского manipulus – пригоршня, горсть, manus – рука (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко). Под «манипуляцией» подразумевается способность осуществлять действие руками, управлять с их помощью предметами. В общем смысле это движения, производимые руками, с целью осуществления своих намерений относительно какого-то объекта. Манипуляция – это воздействие на сознание и эмоции человека, которое им не осознается и вызывает действия (мысли, ощущения), которые желательны для манипулятора и не соотносятся с актуальными желаниями жертвы. Изменение психической реальности человека с целью, которую ставит другой и есть психологическая манипуляция.

Итак, во-первых, в манипуляции главное – влияние на психику, на сознание и эмоции человека. Во-вторых, воздействие это скрытое, неявное, не бросающееся в глаза, требующее сил, времени, знаний для разоблачения. В-третьих, манипуляция имеет побудительный характер. Цель манипулятора – вызвать эмоции, сформировать мнение, отношение, вызвать ощущения, спровоцировать на поступок и т. д.

Полная метафора манипуляции содержит три важных признака:

1. Идею «прибирания к рукам»;

2. Сохранение иллюзии независимости решений и действий адресата воздействия;

3. Мастерство, искусность и сноровка манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Природа манипулятивного поведения человека скрыта в его природной восприимчивости к суггестии (внушению). На это обратил внимание советский историк и социальный психолог Б.Ф. Поршнев, опубликовавший в 1974 году монографию под названием: «О начале человеческой истории» [4]. Ключевым моментом в его концепции является утверждение о том, что мировоззрение, выстраиваемое человеческой личностью в процессе его коммуникации с миром и окружающими его людьми, главным образом, формируется на основе суггестии. Этот термин происходит от латинского «suggestio» – внушение, а внушение – от древнеславянского «въи уши» – вносить в уши. Это непосредственное внедрение в психику человека чувств, идей и эмоций посредством вербальной и невербальной информации, при которой происходит обхождение критического восприятия человека.

При психологическом воздействии скрыты истинные намерения манипулятора. Он подталкивает жертву так искусно, что у нее создается ощущение, что новые мысли и побуждения образовались у нее без постороннего вмешательства. В конечном итоге манипулятор получает результат, к которому мягко подталкивал свою жертву.

Самым первым примером межличностной манипуляции, с которым мы сталкиваемся все без исключения, сначала в роли манипулятора, затем в роли «жертвы» – манипуляция новорожденного своими родителями. Причем происходит это, когда ребенок себя даже не осознает. Крик ребенка по своей сути является манипуляцией, ведь родители, услышав плач ребенка, могут понять, что необходимо удовлетворить какую-то из потребностей малыша. На этапе новорожденности такое манипулятивное поведение является единственным возможным и верным. Других у него пока нет. Поэтому, родители – инструмент для удовлетворения потребностей подрастающего человека. Чем быстрее родители реагируют на зов, тем устойчивее становится прием. С взрослением малыша несознательная манипуляция, может превратиться в капризы, с помощью которых, ребенок в определенной степени добивается контроля за ситуацией. С возрастом эта неосознаваемая манипуляция может перерасти в те формы психологического воздействия, о которых пойдет речь далее [2].

У растущего манипулятора такой вид взаимодействия с людьми будет хорошо усвоен и крепко войдет в ядро характера, поскольку другому виду общения он не был обучен с детства. Будучи взрослым, такой ребенок станет добиваться желаемого и просто взаимодействовать с людьми, выбирая неконструктивные способы, в нашем случае – манипулирование.

Э. Шостром выделяет четыре основных типа манипулятивных систем [5, 6].

Таблица 1.Основные типы манипулятивных систем

Четыре основных типа манипулятивных систем по Э. Шострому:

Активный манипулятор

Выбирает активные методы в противопоставление пассивным. Никогда не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он становится «собакой сверху», опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними. Его любимая техника – «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах.

Пассивный манипулятор

Противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, разыгрывая «собаку снизу». В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. Главные его инструменты – вялость и пассивность.

Соревнующийся манипулятор

Воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку «выигрыш» – «проигрыш». Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «собаки сверху» и «собаки снизу» и являет собой смесь пассивного и активного манипулятора.

Безразличный манипулятор

Он играет в безразличие, равнодушие. Старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы попеременно активны и пассивны. На самом деле ему не наплевать, и даже очень не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру. В «безразличность» часто играют супружеские пары. Игра «Угрожать разводом» служит прекрасным примером того, как манипулятор старается завоевать партнера. А отнюдь не разойтись с ним.

Принцип активного манипулятора базируется на главенстве и власти в любой ситуации и при любом положении дел.

Философия пассивного манипулятора – никогда не вызывать раздражения. Пассивному манипулятору свойственно перекладывать свою ответственность на других, прикидываясь немощным.

Принцип соревнующегося манипулятора – выигрывать любой ценой. Вся жизнь соревнующегося манипулятора битва, гонка и соревнование [1].

Философия безразличного манипулятора – отвергать заботу, проявлять мнимое безразличие и провоцировать, попеременно включая то активность, то пассивность.

Это очень важно понимать, поскольку манипулятор, как бы хитер он ни был, предсказуем. Его действия можно предугадать [8]. И если правильно поставить ему диагноз, то совсем не сложно вычислить, как он будет вести себя в той или иной ситуации.

Существует несколько причин манипулирования:

Таблица 2.Классификация причин манипулирования

Автор

Его взгляд на источник проблемы

1.Ф. Перлз.

Центральная причина манипуляции в бесконечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не доверяет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и при таком условии доверять им больше» [1].

2.Э. Фромм.

Желая получить любовь, манипулятор стремится получить полную власть над другой личностью: власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.

3. -

Поскольку риск и неопределенность окружают людей со всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной что хотите!» – и при этом, в конечном счете, – добивается своих целей, используя свою внешнюю беспомощность. Активный манипулятор активно пользуется бессилием других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.

4. Э. Берн, В. Глассер.

Манипулятор – это личность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ритуально.

5.А. Эллис.

Человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается угодить всем.

Манипуляции – это стиль жизни и сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.

В арсенале манипулятора имеется целый набор техник и приемов, которые он активно использует в повседневности как сознательно, так и без. Это лишь его способ адаптации к жизни, он так взаимодействует с миром. Тем не менее, чтобы не попасть в ловушку манипулятора необходимо знать те инструменты, которые он использует, чтобы защитить себя от возможного ущерба и неприятных для себя последствий. И важно уметь выстраивать отношения с людьми выбирая более конструктивные пути и способы общения.

Рассмотрим основные техники манипулирования по В.Н. Панкратову [3].

Таблица 3. Основные психологические уловки по В.Н. Панкратову и способы противодействия им

Психологические уловки (Панкратов)

Противодействие манипуляции

  1. «Раздражение оппонента», т.е. выведение его из состояния психического равновесия насмешками, обвинениями, упреками и другими способами до тех пор, пока собеседник не будет раздражен и не сделает при этом ошибочное, невыгодное для его позиции заявление.

Фиксировать попытки манипулятора вывести вас из состояния сдержанности. Раз цель уловки вывести нас из равновесия, то наша цель обратная – оставаться в равновесии. По возможности необходимо сохранять спокойствие, ведь манипулятор ждет взрыва и хочет вывести вас на эмоции. А добившись от вас раздражения и сильной эмоциональной реакции, которая приведет к нежелательным для вас последствиям, манипулятор получает свое. При этом выставив вас в не лучшем свете событий. В ответ на иронию следует продемонстрировать манипулятору свое полное безразличие. Подобное состояние манипулятор тут же почувствует интуитивно, потому что у манипуляторов обычно хорошо развиты органы чувств, что, заметим, и позволяет им определять момент для проведения своих приемов.

 2. «Употребление непонятных слов и терминов». Данная уловка может вызвать, с одной стороны, впечатление значимости обсуждаемой проблемы, весомости приводимых доводов, высокого уровня профессионализма и компетентности. С другой стороны, использование инициатором уловки непонятных, «наукообразных» терминов может вызвать у оппонента противоположную реакцию в виде раздражения, отчуждения или ухода в психологическую защиту. Однако уловка удается, когда собеседник либо стесняется переспросить о чем-то, либо делает вид, что понял, о чем идет речь, и принял приводимые доводы.

Здесь можно оказать противодействие такими фразами: «Как вы интересно говорите, а повторите этот термин еще раз, я хочу его записать»; «Какое интересное слово, а расскажите об этом понятии поподробней, мне очень любопытно» и т.п. Задавайте вопросы, не стесняясь: «А что означает этот термин?», «Что вы имели ввиду, когда сказали слово «фрустрация», какое у этого слова значение?» т.д. Здесь важно включить «почемучку», чтобы не позволить ввести себя в состояние непонимания происходящего.

 3. «Ошарашивание темпом обсуждения». Это тот случай, когда при общении используется быстрый темп речи, и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их «обработать». В этом случае быстро сменяющийся поток мыслей просто ошарашивает собеседника и вводит его в состояние дискомфорта.

Можно попросить собеседника говорить медленнее, потому что вы не успеваете за его мыслями.

 

4. «Перевод спора в сферу домыслов». Суть уловки в том, чтобы перевести полемику в русло обличения и заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет никакого отношения к сути обсуждаемой проблемы. Примером уловки может служить высказывание типа «Вы говорите так потому, что этого требует ваше положение, а на самом деле думаете иначе».

В этом случае важно внимательно слышать, что говорит оппонент, так как его задача выставить вас в неудобном положении. Если вы будете внимательно слышать его слова, то услышите, что в не озвучены ваши мысли. Это домыслы манипулятора. Поэтому есть вариант ответить так: «Это ваши слова, я этого не говорил»; «Я такого не говорил, это вы так считаете», «Я так не считаю, это ваши мысли» и т.д. Либо вопросом на вопрос: «Вы подозреваете меня во лжи?» и дальше продолжить по предыдущей схеме, если манипулятор не думает останавливаться.

 5. «Чтение мыслей на подозрение». Смысл уловки состоит в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения. В качестве примера можно привести суждение типа «Может, вы думаете, что я вас уговариваю? Так вы ошибаетесь!».

Подойдет вышеуказанный способ.

 6. «Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки». Суть уловки заключается в том, чтобы высказать мысль, содержащую намек на то, что если оппонент, к примеру, и дальше будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать либо выводить из состояния равновесия. Примером этой уловки как варианта «палочного довода» может быть обращение типа «Вы понимаете, на что покушаетесь, когда не соглашаетесь с приведенными доводами?».

Изображать из себя «непонимающего». «Что не понимаю? Расскажите. Я хочу понять»; «На что я покушаюсь? Что я должен понять, объясните?» и пр.

 7. «Суждение типа «Это банально!». Главный замысел уловки в том, чтобы заставить оппонента реагировать на однозначность и бездоказательность оценки, в которой реально не содержится никаких доводов. Действительно, реакция оппонента на замечание типа «Это все глупости», «Это ерунда», «Это общеизвестно», «Это банально» вполне предсказуема. Услышав такую оценку, мало кто удержится от соблазна эмоционально доказывать, что это не так. Побудить к оправданию – в этом и заключается коварный замысел уловки.

Как и в остальных случаях тут важно оставаться спокойным и не давать манипулятору эмоциональной реакции, которую он хочет от вас получить. Удержаться от оправданий и эмоциональных аргументированных доказательств. Говорите об этом спокойно и рассудительно, из раза в раз, возвращаясь к своей первоначальной мысли, не реагируя на провокацию манипулятора.

Психологических уловок существует на порядок больше, чем представлено в таблице. А чтобы уметь их распознавать и оказывать противодействие необходимо овладеть техниками по отражению манипуляции. Ниже будут представлены основные приемы противодействия манипулятивному воздействию.

Способы противодействия манипуляциям:

1.Игнорирование подтекста.

Основная реакция – воспринимать только буквальный смысл слов и фразы.

К примеру, вас просят помочь перенести тяжелый шкаф из подъезда в машину, а вы опаздываете на работу/учебу. Вежливо отказываете человеку на что получаете ответ в виде упрека: «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Да не за что», как бы принимая за чистую монету слова манипулятора. Делая вид, что вы не поняли основное послание собеседника.

2. Обращаем внимание на то, имеет ли право человек делать то, что делает внутри контекста. Например, «Вы перестали ссориться со своей женой?», – «Вы в самом деле думаете, что можете меня спрашивать об этом?».

Как и в других пунктах можно использовать технику «вопросом на вопрос» и поинтересоваться, а правда ли человеку так интересна ваша личная жизнь и так ли он хочет быть осведомлен обо всех интимных подробностях.

3. Наведение тумана. Для применения надо стараться уходить от привычки отвечать на каждый вопрос. Техника предполагает ответ, который начинается с согласия. В любом манипулятивном сообщении/послании есть часть правды, ее нужно выбрать и искренне с ней согласиться. Выбрать только одну часть, выгодную вам более всего. Уместно использовать с равными по статусу, положению и т.д. Примеры:

«У тебя голова на плечах есть?», – «Есть».

«Ты нормальный?», – «Да, а что?»

«Вот они, плоды моего либерального воспитания!», – «Да, что посеешь, то и пожнешь».

4. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения.

Придумываем за что в данной ситуации можно поблагодарить нашего собеседника и активно это делаем.

«Ты совсем совесть потеряла!», – «Как приятно, что ты заботишься о моем моральном облике».

«Почему ты так поздно возвращаешься?», – «Я рад, что ты меня с нетерпением ждешь» [7].

5. Уход из контакта. В некоторых случаях коммуникацию лучше прервать уходом и никак не контактировать с манипулятором.

6. Конструктивная конфронтация. Вслух озвучивается расклейка манипуляции. В самом первом приводимом примере, на ироничные слова «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Я правда отказываю тебе сейчас, но это не значит, что я вообще не готова тебе помогать».

7. Конкретизирующие вопросы. Замечательная техника, которая либо остановит напор манипулятора, либо поможет перевести разговор в конструктивное русло. Примеры вопросов: «Кто именно это говорит?», «Когда конкретно это произошло?». К каждому «неправда, что» можно задать конкретизирующий вопрос.

Например, «А вы всегда теперь будете уходить с работы раньше времени?»

Правда, что сегодня я ухожу раньше окончания рабочего дня, неправда, что этот человек видел, что я и до этого случая уходила с работы раньше времени.

Конструктивный вопрос: «А что, кроме сегодняшнего дня, вы еще когда-то видели, что я раньше ухожу?».

8. Вопрос о целях манипулятора. «Чего вы добиваетесь этим разговором? Почему вы заговорили об этом? Чего вы хотите от меня получить таким способом?». Таким образом, мы даем понять манипулятору, что понимаем его скрытые намерения.

Подведем итоги. Манипулятор заставляет других верить или делать то, что в интересах манипулятора. Негативное влияние оказывается тогда, когда жертва неспособна понять реальные намерения или увидеть полную картину последствий, убеждения или действия, пропагандируемые манипулятором. Чтобы оказаться вне его влияния и защитить себя от возможных отрицательных последствий важно осознавать, что манипулятор не всевластен. Каждый способен оказать противодействие, если знает принцип работы психологических уловок. Уход от манипулятивного поведения дает возможность перейти на новый, более качественный уровень взаимоотношений с людьми. Конструктивные способы общения способствуют выстраиванию более прочных и комфортных отношений в социуме.

Литература

    1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
    2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. – 344 с.
    3. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 208 с.
    4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Монография. – М.: Мысль, 1974.
    5. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992.
    6. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. – М., 2002.
    7. http://trenerskaya.ru/article/view/8-tehnik-protivostoyaniya-manipulyaciyam
    8. http://cpi-mrsei.ucoz.ru/index/tipy_manipuljativnykh_sistem/0-112

  

Об авторе 

Петрашевская Екатерина Сергеевна – студентка 2 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное, член Общественного объединения психологов регионов России (ООПРР).

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Петрашевская Е.С. Способы противодействия манипуляции в межличностных отношениях. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен