Абдурахманова З.Ж. (г. Ставрополь)

Абдурахманова З.Ж. (г. Ставрополь)

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы суицида в подростковом возрасте, причины и мотивы суицидального поведения среди подростков. Автор анализирует особенности подросткового возраста и мотивы самоубийств, которые формируются именно на основе социально-психологических особенностей развития в подростковом возрасте.

Ключевые слова: суицид, мотивы суицидального поведения, подростковый возраст.

Об авторе

Ссылка для цитирования

С каждым годом все больше подростков становятся жертвами суицида, не находят силы и стимула жить, не справляются с тяжелыми условиями жизни, с трагедиями в семье, с моббингом или высокими нагрузками. Подобные проблемы знакомы и взрослым, а детей способны довести до отчаяния. Ссора с другом, несчастная любовь, подростковый максимализм и бескомпромиссность часто списываются на возраст и не воспринимаются всерьез. Одной из самых актуальных проблем современности является проблема самоубийства, в последнее время отмечается рост числа самоубийств у подростков и молодежи.

Выяснение мотивов самоубийства является ключом к пониманию этого поступка и, соответственно, предпосылкой предупреждения суицидов. Сложность феномена самоубийства заключается, прежде всего, в том, что понять состояние человека, совершившего суицид, чрезвычайно трудно, поскольку каждый отдельный случай имеет собственные индивидуальные особенности. Невозможно выделить один или несколько мотивов или причин, речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов, которые приводят к совершению личностью самоубийства.

О важности и необходимости изучения суицидального поведения подростков, очень много говорится среди психологов, социологов. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах деятелей педагогики.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта практики решения проблемы самоубийства среди подростков, свидетельствует о том, что только через понимание причин и мотивов которые толкают на самоубийство, возможно правильное построение средств предотвращению суицида. Но, к сожалению, многие вопросы теоретического характера остаются на сегодняшний день недостаточно разработанными, о чем свидетельствует тенденция к увеличению количества лиц, покончивших жизнь самоубийством, особенно среди подростков.

Подростковый возраст ‒ самый тяжелый период в жизни человека. Это стык двух миров ‒ детства и взрослости. В крови бушуют гормоны, с невероятной скоростью превращая привычные детские контуры в незнакомое взрослое тело, которое начинает привлекать к себе внимание подростка и его окружения. Внимание это не всегда позитивно. Самому странно и некомфортно в новом «биоскафандре», а если еще кто-то отпускает комментарии по поводу его фигуры, роста, веса, внешнего вида, то к физическому диссонансу добавляется еще и душевный.

Но самые существенные изменения незаметны снаружи. Стремительно развивается психика подростка, происходит становление личности. И процесс этот не всегда проходит гладко.

Пубертатный период является сложнейшим этапом личностного становления. Одни подростки проходят его не имея особых проблем и соответственно нормам, а другие намного сложнее. К сожалению, основные причины, провоцирующие подростка на уход из жизни, скрыты в его взаимоотношениях с ближайшим окружением. Не менее важными являются и личностные характеристики индивида, его адаптация к сложным житейским ситуациям и умение им противостоять.

Для того чтобы перечислить причины суицида в подростковом возрасте необходимо обратиться к типологии самоубийц.

Психологи выделяют четыре типа индивидуумов, которые склонны к суицидальным действиям:

- эгоист (т.е. индивид, сконцентрированный на себе и сосредоточенный только на собственных желаниях, выпавший из жизни социума);

- альтруист (т.е. индивид, чересчур серьезно реагирующий на все происходящее вокруг него, излишне предан социуму, вследствие чего способен лишить себя жизни «за компанию»);

- аномичный самоубийца ‒ это индивид, характеризующийся непризнанием общепринятых общечеловеческих ценностей и норм поведения;

- фаталист (т.е. индивид, глубоко верующий в предопределенность, в фатум, характеризуется отсутствием свобод, необходимых для самовыражения).

Каждый ребенок, равно как и взрослый, воспринимает мир, людей, события через призму своей души, своих врожденных психических свойств ‒ векторов. Что для одного ‒ мелочь, для другого бесконечно важно. Эти нестыковки возникают на всех уровнях ‒ с родителями, учителями, сверстниками. Нас радуют или доводят до отчаяния разные вещи.

Суицид ‒ умышленное, преднамеренное лишение себя жизни. По тем или иным жизненным обстоятельствам некоторые подростки входят в группу риска по суициду. Причины суицида в подростковом возрасте могут быть самыми разнообразными. Одни молодые люди склонны к постоянным депрессивным состояниям, другие злоупотребляют алкоголем, третьи имеют наркотические и токсические пристрастия. Многие сталкивались с гибелью или самоубийством близкого человека, имели плохие отношения со сверстниками и родителями. Именно поэтому возникает подростковый суицид. Причины и факторы, его провоцирующие, кроются в психологическом состоянии детей [3].

Особенно сложной задачей является анализ причин и мотивов подросткового самоубийства, ведь подростковый возраст является самым сложным, противоречивым периодом, определенные черты личности делают период взросления суицидоопасны в жизни человека. Именно благодаря эмоционально незрелой психике и эгоцентричным проявлениям в ситуации конфликта среди несовершеннолетних не работают такие антисуицидальных мотивы как духовные ценности, вера, сострадание, привязанность.

Подростки, входящие в группу риска, в любой момент могут причинить вред и лишить себя жизни под давлением обстоятельств. Эти люди весьма впечатлительны, ранимы, им присуще чувство неполноценности и низкая самооценка. В 13-17 лет наступает тот рубеж, когда распространен суицид среди подростков. Причины этого явления изучаются многими психологами.

Часто суицидальное поведение подростков выступает как средство воздействия, манипуляции, изменения, доминирования, стимулирования или восстановления взаимоотношений.

Классификация мотивов суицидального поведения основывается на категории личностного смысла и состоит из 5 мотивов: 1) протест, месть; 2) призыв; 3) уклонение (от наказания, страдания); 4) самонаказание; 5) отказ.

При формах суицидального поведения в виде «протеста» субъект пытается негативно повлиять на вражескую и агрессивную для него объективную составляющую конфликтной ситуации. Вербально это может выражаться во фразах вроде «никто меня не понимает», «все против меня», « справедливости нет», «больше нет сил бороться » и так далее. «Месть» является конкретной формой протеста враждебному окружению. Такая форма поведения может возникнуть у личности с высокой самооценкой при активной или агрессивной позиции с механизмом трансформации гетероагресии в аутоагрессию.

Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством по меньшей мере 160 000 человек. Не стал исключением и подростковый суицид, психологические особенности и причины которого изучаются по сей день [5].

Чаще всего суицидальные наклонности появляются из-за хрестоматийных проблем в жизни молодежи: стрессы, депрессии, эмоциональная неустойчивость, неправильное восприятие жизни. Специалисты указывают на то, что самоубийства среди подростков связаны именно с депрессивным состоянием, которому подвержены более 80 % молодых людей. Но случается и суицид детей-подростков, причины которого кроются в алкогольной и наркотической зависимости, сильном психическом расстройстве, подражании.

Свои отличительные особенности имеет суицид подростков. Причины заключаются в том, что дети зачастую не верят в собственную смерть. К примеру, действительно покончить жизнь самоубийством хотят лишь 10 % из 100, остальные пытаются лишь привлечь внимание родных, друзей, любимых. В данном случае имеет место демонстративная форма суицида, или, можно сказать, «суицидальный шантаж». Но, к сожалению, такая игра со смертью может привести к летальному исходу даже случайно.

Истинные суицидальные наклонности зреют внутри молодых людей и могут никак себя не выдавать. Если обратить внимание, то можно заметить небольшие изменения в поведении подростка, задумывающегося о суициде. Они малозаметны, тем более если юноша или девушка склонны к одиночеству. Определить суицидальное поведение можно по замкнутости подростка, по случайно вырвавшимся фразам. Если ребенок не хочет обсуждать подобную тему, то это должно послужить сигналом для родителей [1].

При аффективной и демонстративной формах самоубийства подростки пытаются привлечь внимание окружающих к своей проблеме. Юноши и девушки подсознательно внушают окружающим, что хотят вмешательства со стороны. Они надеются, что их остановят.

Внутренняя готовность к суициду может стать причиной потери аппетита: подросток ничего не ест, даже, несмотря на свой прежде хороший аппетит. То же происходит и со сном: активного ребенка мучает слабость, а вялый, наоборот, теряет сон.

Кроме того, успеваемость в школе ползет вниз, учителя часто жалуются на невнимательность. В данном случае, если педагог замечает проблемы, то он вызывает родителей на родительское собрание. Подростковый суицид, причины и профилактика этого явления часто обсуждаются совместно с родителями и психологом.

Необходимо, прежде всего, знать все переживания и чувства ребенка. Не стоит пускать на самотек любые изменения в поведении ребенка. Необходимо вызывать его на откровенность. Каждому ребенку требуются сочувствие и поддержка близких [6].

Жизненные препятствия ‒ те случаи, которые ребенок должен преодолевать вместе с родителями. Подростки должны понимать, что окружающие и родители их любят такими, какие они есть, понимают и поддерживают их.

Совокупность внешних и внутренних факторов провоцирует попытки самоубийства.

Предпосылками суицидального поведения являются:

- биологические причины: снижение уровня серотонина в крови, нарушение гипоталамо-гипофизарной оси;

- наследственность;

- психологические причины: низкая стрессоустойчивость, эгоцентризм, зависимость от мнений окружающих, эмоциональная лабильность, невозможность реализовать потребность в безопасности, в любви;

- медицинские факторы: алкоголизм, наркомания, психические расстройства, онкологические патологии, СПИД, соматические заболевания с инвалидизацией, летальным исходом.

Потенцирующие факторы, которые повышают риск суицида:

- религиозные факторы: самоубийство в некоторых культах расценивается как очищение и жертвоприношение; в отдельных течениях собственноручная смерть рассматривается как жест романтизма;

- внутрисемейные факторы: дети и подростки из неполных, асоциальных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, отчуждения;

- влияние социума: конфликтная атмосфера в общении со сверстниками, проблемы любовных отношений [3].

- Непосредственными причинами попыток самоубийства являются:

- стресс: смерть близких, случайное наблюдение самоубийства, отвержение коллективом, знакомыми, состояние в результате изнасилования;

- доступность средств самоубийства при специфическом состоянии повышает риск их использования.

Статистика показывает, что подростковый суицид занимает 3-е место в причинах детской смертности. За последнее тысячелетие данный показатель становится все более высоким, что связывают с прогрессом технологическим и культурным.

Около 80% всех самоубийц предупреждают окружение о том, что они собираются сделать. Правда, делают они это завуалировано. Вот почему невнимательные учителя и родители могут не заметить, что подросток намеревается сделать, чтобы его остановить.

Большая часть подростков, которые пытались и даже совершили самоубийство, являются детьми из полных семей, успешные в учебе, здоровые психологически. В редких случаях суицид был совершен на почве психического расстройства.

Количество попыток совершить самоубийство за последние 10 лет выросло втрое. Каждый 20-й подросток повторяет попытки покончить с жизнью, находясь в возрасте 15-19 лет. Россия и Украина занимают лидирующие позиции по количеству попыток подростками совершить самоубийство. Данный показатель очень высокий ‒ 20 на 100 тысяч человек.

Среди девушек совершаются суицидальные попытки в 45%, среди юношей ‒ в 27%. При этом девушки реже достигают поставленной цели из-за выбранных щадящих методов, а юноши более решительны в своем выборе. Наиболее частыми являются попытки весной и летом. Количество незавершенных попыток: 15 лет -21%, 16 лет ‒ 31%, 17 лет ‒ 32% [2].

К суицидальным мыслям подталкивает злоупотребление алкоголя и наркотиков, что начинается с 13 лет. Психотропные вещества меняют психику, что может подтолкнуть к самоубийству.

Часто подростки решаются на самоубийство, потому что получили поддержку в сообществах Интернета, где данный акт поощряется и пропагандируется как способ решения всех проблем.

В результате комплексного обследования активности личности выявляют признаки суицидального поведения у детей, включая истериодные, сензитивные, возбудимые акцентуированные, эмоционально-лабильные черты. Сочетание депрессии, неуравновешенности, импульсивности является указанием на существенный риск попыток самоубийства.

Особенное внимание должно уделяться подросткам, склонным к самоубийству или проявляющим некоторые депрессивные, суицидальные качества. Проблема подросткового суицида заключается в том, что решительный шаг предпринимается в состоянии переживания сильных эмоций. Ребенок подвержен сиюминутным переживаниям, моменту, трудностям, не предоставляя себе времени на размышления и эффективные действия [4].

Подростки склоняются к самоубийству из-за собственного восприятия ситуаций и мира. Они слишком идеализируют многие события и явления, ждут благоприятного исхода событий, трагически относятся к трудностям. Суицид является следствием надуманной проблемы, которая становится катастрофической в голове подростка. Если при этом у ребенка нарушена коммуникация с родителями, он не получает от них поддержки, тогда это усугубляет ситуацию.

Надо также отметить, что проблема самоубийства тесно связана с проблемами в семье несовершеннолетнего, именно здесь создаются установки и ценности личности, моделируются ее средства адаптации к среде и ее личностные позиции в ситуации конфликта. Если ребенок воспитывается не в благополучной семье, то чаще всего она выступает источником суицидогенных настроений, благополучные семьи чаще всего выступают как фактор, противодействующий реализации потенциальных суицидальных тенденций. Именно поэтому, при построении профилактической работы, особое внимание следует уделять работе с семьей подростка, который выдает суицидальные намерения.

Амбрумова А.Г. предложила классификацию семей, в которых могут формироваться склонности к суицидальному поведению, таким образом, она выделяет: интегрированные и дезинтегрированы семьи, гармоничные и дисгармоничные, корпоративные и альтруистическое, гибкие и консервативные, авторитарные и демократические. Она считает, что наибольшая угроза возникновения суицидогенных конфликтов существует, прежде всего, в дезинтегрованных, дисгармоничных и корпоративных семьях. Напротив, к семьям, которые блокируют формирование суицидальных тенденций, относятся интегрированные, гармоничные и альтруистические семьи [2].

Подростковый суицид условно бывает трех вариаций: истинный тип, аффективный и демонстративный. В случае истинного типа подросток принял твердое решение о самоубийстве, поэтому такой уход он тщательно планирует. В случае неудачной попытки, он обязательно в ближайшем времени повторит ее. Подобные самоубийства свойственны подросткам, чувствующим себя изгоями, отверженными и никому не нужными. Причинами таких переживаний может стать изнасилование либо осознание своей тяги к гомосексуализму. Другие словами, любые сильные потрясения могут спровоцировать попытки самоубийства. Чувствительный или аффективный суицид совершается подростками в состоянии аффекта (овладения детской психикой сильнейшими по интенсивности, сиюминутными эмоциями). В случае неудавшейся попытки ребенок, чаще всего, не склонен совершать повторные действия аналогичного характера. Целью демонстративного подросткового суицида лежит в привлечении к собственной персоне внимания. При таком типе суицида ребенок в действительности не имеет стремления уйти из жизни.

В этот период молодые люди слишком идеализируют события, ждут их благоприятного разрешения и трагически относятся к трудностям. Им кажется, что проблемы никогда не кончатся. Их охватывает тоска, беспомощность и безнадежность.

Самоубийство может быть спонтанным ‒ под действием сильных переживаний и потрясений, когда подросток находится в состоянии аффекта. После того, как возбуждение стихает, проблемы решаются, неудачная попытка больше не повторяется.

Если проблемы накапливаются постепенно, у подростка начинают появляться мысли о совершении суицида. Он продумывает свои шаги, как уйти из жизни. Самое страшное, что спустя некоторое время, он обычно пытается повторить попытку, когда задуманное не удается с первого раза.

Таким образом, в основе суицидального поведения подростков лежит большое количество разнообразных причин и мотивов. Анализ мотивов суицидального поведения среди подростков подводит к выводу, что данный жизненный период является «благоприятным» для совершения самоубийства. Мотивацией самоубийств у подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении жизненных проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение. Подростковый суицид ‒ это несовершенство воспитательных норм, которые приняты в обществе, а также отсутствие комфортной обстановки в мире, который создается взрослыми людьми.

В качестве профилактики суицидального поведения следует пропагандировать жизнь. Должны развиваться сильные и стойкие качества характера и порицаться все, что связано со смертью. Одним из таких направлений является порицание церквями суицида и отказ от погребения самоубийц. Если и остальная часть общества будет негативно относиться к добровольному уходу из жизни, то это повлияет на сознание каждого подростка.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта практики решения проблемы самоубийства среди подростков свидетельствует о том, что только через понимание причин и мотивов толкающих на самоубийство, возможно правильное построение средств предотвращения суицида. Но, к сожалению, многие вопросы теоретического характера остаются на сегодня недостаточно разработанными.

Литература

  1. Аманова Л.Х., Аржанова Т.Ю., Баймуханова А.В., Шматов А.В.Профилактика суицида у детей и подростков в школе // Молодой ученый. ‒ 2018. ‒ № 30 (216). ‒ С. 57-59.
  2. Амбрумова А.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков (методические рекомендации). ‒ М: ОМЕГА-Л, 2012. ‒ 210 с.
  3. Марясевская С.Е., Морозова Т.Ю.Явление суицида среди подростков в России // В сборнике: Актуальные проблемы столичного мегаполиса в контексте практической подготовки студентов: Материалы Круглого стола в рамках I Международной научно-практической студенческой конференции. ‒ 2018. ‒ С. 311-319.
  4. Мокриденко И.Е.Депрессивные нарушения у детей и подростков, проблема суицидов. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященная 100-летию со дня рождения профессора М.Ш. Вроно. / Под ред. Н.В. Симашковой «Клинико-биологические, психологические и социальные аспекты психических расстройств у детей и подростков» . ‒ 2018. ‒ С. 163.
  5. Юнес К.К проблеме склонности к суициду подростков с разным уровнем чувства вины. // Аллея науки. ‒ 2018. ‒ Т. 3. ‒ № 5 (21). ‒ С. 1031-1035.

  

Об авторе 

Абдурахманова Зубари Жабраиловна – студентка 3 курса направления подготовки 37.04.01 – Психология, профиль «Психология консультирования» Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Научный руководитель Майборода Татьяна Александровна– кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

 

 Ссылка для цитирования

Абдурахманова З.Ж. Мотивы суицидального поведения в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен