Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ  

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье раскрыто понятие ментального опыта и описаны подходы и способы развития познавательных способностей и совершенствования ментального опыта подростков, старшеклассников и студентов.

Ключевые слова: ментальный опыт, интеллект, познавательные способности, интеллектуальное воспитание, учащиеся.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Ментальный опыт человека выступает в качестве носителя свойств индивидуального интеллекта. М.А. Холодная отмечает, что «интеллект по своему онтологическому статусу – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур» [4].

Разные люди по-разному ментально видят одну и ту же ситуацию и, соответственно, по-разному на нее ментально реагируют (оценивают, принимают решения, высказывают суждения). От своеобразия состава и строения ментального опыта зависят способы осмысления тех или иных событий, решения разнообразных задач, темпы и глубина эффектов обучения и многое другое. Он включает способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою собственную точку зрения, порождать новые идеи и др. В результате такой познавательной деятельности появляется не просто ментальная картина, а расширяются интеллектуальные резервы человека, а следовательно и способность к решению проблем, определяющая успешность любой деятельности [1].

К моменту окончания школы у учащихся помимо накопления определенной базы знаний, должны быть сформированы основные когнитивные структуры, понятийное, теоретическое, абстрактно-логическое, творческое мышление, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Однако далеко не всегда перечисленные особенности мышления характерны для современных молодых людей. Сегодня довольно часто можно встретить конформных, ригидных, интеллектуально пассивных юношей и девушек со скудным ментальным опытом. Это обусловлено многими социально-экономическими, политическими, культурными, психологическими факторами и факторами, связанными с нарушением здоровья. Одним из способов исправления данной ситуации является целенаправленное интеллектуальное воспитание учащихся (школьников и студентов), устремленное на то, чтобы максимально ориентировать и мотивировать ребят к познавательной самостоятельности, побуждать их стремления к поиску новых знаний, к формированию полезных умений и навыков [3].

В рамках интеллектуального воспитания с целью расширения ментального опыта и обогащения интеллектуальных ресурсов учащихся, мы предлагаем проводить специальные психологические занятия, направленные на формирование познавательных способностей школьников. Такие занятия целесообразно проводить в форме тренингов «умственного труда», направленных на повышение качества всей когнитивно-интеллектуальной деятельности [2].

Большое внимание следует уделять сенсорно-перцептивному развитию и усвоению информации. Посредством таких упражнений и заданий, как «Чувство времени», «Восприятие формы», «Чувствительность глазомера» и др. развиваются способности целостного и дифференцированного восприятия предметов и явлений, тренируется точность восприятия временных интервалов и графических образов и величин, активизируются аудиальная и кинестетическая модальности. Кроме этого развивается быстрота реакции, скорость и точность визуального и аудиального контроля, наблюдательность и искусство припоминать, целостно и детально воспринимать явления окружающей действительности и события.

С целью продуктивности учебной деятельности важно развивать аттенционные способности и способы организации и управления вниманием. При формировании произвольного внимания развивается его контрольная функция, то есть способность контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.

Особое место надо уделять развитию мнемических способностей. Важно научить ребят применять систему таких мнемических действий, как группировка, выделение опорных пунктов, классификация, структурирование, схематизация, серийная организация материала, ассоциации, повторение. Эти приемы развивают не только мнемические способности, но и активизируют мыслительную, ассоциативную деятельность, формируют гибкость и пластичность мыслительных ходов [5].

В процессе формирующих занятий большое внимание следует также уделять развитию таких мыслительных функций, как понимание, решение проблем и задач, целеобразование и рефлексия. Основной принцип, которого надо придерживаться при построении тренинговых занятий, принцип сопряженности (В.М. Дьячков). Он предполагает развитие общего интеллекта через воздействие на первичные познавательные способности, то есть на комплекс отдельных компонентов перцептивных, аттенционных, мнемических способностей. То есть, воздействуя на отдельные психические процессы, повышается качество всей когнитивно-интеллектуальной деятельности, в частности логического и креативного мышления. Кроме того, выполнение простых, но оригинальных упражнений создает фиксированную установку, которая является основой поэтапного формирования нового навыка умственной деятельности, более эффективной рациональной и производительной (П.Я. Гальперин).

В результате таких занятий существенно улучшается качество всей познавательной деятельности и, безусловно, совершенствуется и значительно обогащается ментальный опыт учащихся. У них появляется потребность осмысливать любое явление, находить различные варианты решения задачи, формируется гибкость и стройность мыслительной деятельности, сообразительность, нетрадиционный подход к решению проблем, развивается умение легко оперировать мыслями, выражать их другими словами.

В заключение подчеркнем, что в реальных условиях функционирования психологической службы в школе и в вузе психолог может лишь направить учащихся, дав им информацию о значимости целенаправленного развития познавательных способностей и возможных путях и способах этого процесса, показав конкретные приемы и техники [2]. Дальше каждый ребенок, подросток или юноша выбирает, как ему идти по намеченному пути. Главное, что посредством такого целенаправленного развития умственных способностей организуется, расширяется и обогащается ментальный опыт учащихся, что весьма ценно для дальнейшего личностно-профессионально пути в разных сферах жизнедеятельности.

Литература

  1. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников. // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 22-34.
  2. Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. Учебное пособие. – Невинномысск, НИЭУП, 2006. – 255 с.
  3. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL:
  4. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  5. Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997. – 288 с.  

Об авторе 

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

 Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Способы совершенствования ментального опыта учащихся. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и о н был дос