Макеева А.П. (г. Москва)

Макеева А.П. (г. Москва)

МАСТЕРСТВО ПСИХОТЕРАПИИ МИЛТОНА ЭРИКСОНА

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматривается креативный и индивидуальный подход Милтона Эриксона к своим пациентам. Описываются некоторые аспекты его психотерапевтического мастерства.

Ключевые слова: метафорические истории, психотерапия, креативность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

 

«Своим ученикам и пациентам Эриксон предлагал взобраться на Пик Скво, самую высокую гору в окрестностях Феникса. Высота ее 1.100 футов, а к вершине ведет тропа длиною в полторы мили. Исхожена эта дорога изрядно. Множество людей регулярно ходят по ней: кто для оздоровления, а иные – чтобы полюбоваться с вершины на долину, в которой раскинулся город. Подъем на вершину нелегкий, но у здорового человека он занимает от 45 до 60 минут. Тропа причудливо извивается, то поднимаясь, то опускаясь. И когда человек достигает, наконец, вершины, его охватывает чувство свершения, которое сохраняется надолго. Человек и в самом деле поднимается над миром, в котором живет, и видит гораздо дальше и шире. Говорят, что прах доктора Эриксона был развеян на Пике Скво. Если это так, то это достойный венец его жизни. Дорога на Пик Скво заняла значительное место в его терапии. Чтобы отдать дань замечательному ученому, люди и впредь будут взбираться на Пик Скво.»

Джеффри К. Зейг

«Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном» [2]

Милтон Эриксон (1901-1980) создал новое направление в психологии, оставил после себя последователей, и был веселым и жизнерадостным человеком. Эриксон человек с непростой и интересной судьбой. Родился и вырос он на ферме, общение с флорой и фауной, ухаживание за скотом и выращивание растений, дало свои плоды, отчасти поэтому он был так внимателен, так терпелив, так проницателен, поэтому он так любил людей и природу, откуда он научился наблюдать, выжидать и планировать. У него была особенность – нарушено цветовое зрение, поэтому мир он видел монохромным, и единственный цвет который он различал, – это пурпурный. Поэтому предметы которые его окружали, были пурпурного цвета, и даже подарки он тоже получал пурпурные. И возможно, потому что одна из субмодальностей у Эриксона была так специфично выражена, он компенсировал ее своим дигитальным каналом получения информации – гипнотическим голосом. Это и был основной инструмент его работы, своим голосом он очень гордился. Милтон Эриксон был мастером гипноза, вводил в состояние транса самых «несгибаемых» людей, помогая им решить свои проблемы. Любил посмеяться – у него была восхитительная, какая-то солнечная улыбка и заразительная манера посмеиваться про себя, если его что-нибудь забавляло. Ученики Эриксона называли себя очень символично «деревья из сада Милтона Эриксона». Он верил в то, что каждая личность неповторима, подвижна – и уникальна. Эту веру подтверждает не только его работа, но и вся его жизнь.Он будто излучал жизнелюбие, предпочитая видеть цветы, а не сорняки. Эриксон всегда оставался собой, никогда не пытался подстроится или к кому-то примкнуть. Он был готов удивляться, учиться и видеть в каждом пациенте единственное в своем роде человеческое существо, а не случай.

К психологическому консультированию Эриксон подходил креативно. Он мастерски рассказывал метафорические истории, так что клиент неосознанно через эти истории начинал прорабатывать свои проблемы. В понимании Эриксона метафора – это истории, сказки, басни, притчи и аллегории. Это могут быть и житейские события, и случаи. Эриксон в основном описывал случаи из своей собственной жизни и из жизни своей семьи и своих пациентов. Он соединял свое гипнотическое воздействие голосом и рассказанную историю и это усиливало эффект его терапии. Эриксон знал точно в какой момент подсознание клиента воспримет ту важную и нужную информацию которая именно ему необходима для решения проблемы. Он чувствовал людей их жесты, тембр голоса и знал точно в какой момент дверь в неосознанное приоткрыта и исцеление души возможно. Главное его волшебство состояло в убежденности, что творить чудеса в жизни можно – стоит только внимательно присмотреться, прислушаться, вчувствоваться и не бояться.

В жизни Эриксона было много смешных и специфических случаев, в которых приходилось импровизировать и действовать спонтанно, вот один из них: «У Эриксона был пациент, который всегда отвечал на приветствия. Он был дисциплинирован, спокоен, сообразителен и кроток. Пациент говорил всегда только два слова «здравствуйте» и «до свидания». Эриксону нужна была история его жизни, и он понимал, что данный пациент вне пределов реальности. И Милтон Эриксон придумал, как проникнуть в его мир.

Однажды Эриксон подошел к нему и сказал: «Здравствуйте». Пациент ответил: «Здравствуйте». Тогда Эриксон снял пиджак, вывернул его наизнанку, и надел задом наперед. Потом Эриксон снял пиджак с пациента, вывернул его наизнанку, точно так же надел его на него задом наперед, и сказал: «Расскажите мне о себе». И пациент рассказал свою историю.» Эриксон придумал очень нестандартный индивидуальный подход. Он символически вошел в «вывернутый» мир психологических переживаний пациента,когда выворачивал наизнанку и надевал задом наперед свой пиджак. Тем самым Эриксон заставил пациента присоединился к себе, «разговаривая с ним на его языке».Оказавшись вместе в одном и том же «изнаночном» и «вывернутом» мире, они могли говорить друг с другом.

Однажды к Эриксону пришла молодая девушка, она хотела выйти замуж, обзавестись домом и детьми, но общение с противоположным полом у нее не заладилось, и она боялась остаться одинокой на всю жизнь. Она исстрадавшись из-за своей неполноценности решила наложить на себя руки, но прежде чем сделать это она решила все же прийти к психиатру. Эта девушка была секретаршей, этим только и жила. На работе, когда она ходила попить к фонтанчику, там всегда появлялся один молодой человек, но девушка его всячески не замечала, не контактировала с ним, хоть и считала привлекательным. Девушка была симпатичная, но всячески уродовавшая себя: не ровно подстриженные волосы, грязная обувь, некрасивая одежда. По ее мнению самое страшное ее уродство – это щель между зубами, даже когда она говорила, она прикрывала рот рукой. Щель была едва заметной и не делала ее безобразной. Эриксон предложил девушке, раз она все ровно хочет покончить с собой, испытать на этом пути последний всплеск жизни. Этим предполагалось, что она снимет со своего счета все деньги и потратит их на себя. Сходит в парикмахерскую, сделает себе прическу, купит красивую подходящую ей одежду. Девушка с готовностью приняла это предложение собираясь сделать это не за тем, чтобы изменить и улучшить свою жизнь, а просто потому, что после этого хотела убить себя. Затем Эриксон порекомендовал ей, тренироваться, чтобы в итоге научится плевать водой через щель между зубами на два метра, причем с большой точностью попадая в цель. Девушка приступила к тренировкам. Когда онаоделась как следует, стала выглядеть привлекательно и научилась плевать водой через щель между зубами достаточно метко, Эриксон дал ей еще одну абсурдную рекомендацию. Он предложил, девушке пошутить, когда тот молодой человек приблизится фонтанчику вместе с ней, она должна будет набрать полный рот воды и всю ее выпустить в него через щель между зубами. Затем она должна будет повернуться и бежать, но не просто бежать, а бежать прям на него, а потом от него со всех ног до конца коридора. Естественно девушка сначала отвергла эту странную идею, но все же решилась сделать это.

Девушка пришла на работу в шкодливом настроении, момент настал, она подошла к фонтанчику и, когда молодой человек приблизился, наполнила рот водой и плюнула в него. Молодой человек сказал что-то вроде: «Ах ты, маленькая чертовка!». Это рассмешило ее, и она побежала прямо на него. Он, к великому ее смущению, поймал ее, обнял и поцеловал. На следующий день девушка приближалась к фонтанчику с некоторой дрожью в коленках. Молодой человек выскочил из-за телефонной будки и выстрелил в нее из водяного пистолетика. Потом они пошли вместе обедать. Она вернулась к Эриксону и рассказала о том, что произошло. Она сказала также, что ее мнение о себе изменилось и теперь ее абсолютно не волнует щель между зубами, и она счастлива. Через несколько месяцев она прислала Эриксону вырезку из газеты, где сообщалось о ее браке с тем молодым человеком. Через год она прислала фотографию их новорожденного сына.

Из этой невероятной смешной и абсурдной истории видно насколько Эриксон индивидуально подходил к каждому случаю в своем консультировании. Как мудро, что такая нелепость как пускание воды из щели между зубами помогла девушке не только принять себя и изменится, но и обрести желаемое, мужа, семью и ребенка и обрести счастье. Эриксон был счастливым человеком и умел делиться счастьем с другими, это была его особенность, его отличительная черта.

Как-то раз к Эриксону поехали два психолога Бейтсон и Хейли. На пути они сделали остановку в одном национальном парке. Во время прогулки темой их разговора стало общение при шизофрении. Увлеченные разговором, они забыли и о времени, и о дороге. Неожиданно перед ними возник огромный медведь. В панике они бросились бежать. Бейтсон молниеносно взобрался на дерево, а Хейли вбежал в оказавшуюся поблизости пещеру. Только-только Бейтсон перевел дух, как увидел, что Хейли выскакивает из пещеры, при этом едва не попав в лапы к медведю. Внезапно он поворачивается и устремляется обратно в пещеру, но через несколько секунд возвращается оттуда к медведю, поворачивается и бежит обратно.

Бейтсон, ничего не понимая, кричит:

– Черт побери, сиди в пещере!

Но Хейли вновь выскакивает из пещеры:

– Не могу, там другой медведь!

Известно, что озарение пришло к Бейтсону, когда он сидел на дереве. Так появился термин «Двойное послание» обозначающий затруднительные ситуации в межличностных отношениях. Что бы человек ни делал, все плохо и выхода не видно. Данная концепция лежит в основе теории возникновения шизофрении.

У одного молодого человека в психиатрической клинике была депрессия, он очень сильно похудел, его кормили через трубку, сам он не ел, объяснял это тем что ему нечем глотать. Эриксон был очень изобретателен в своих рекомендациях, и сказал этому молодому человеку: «В понедельник утром ты обязательно проглотишь некоторое количество жидкости. Ты будешь первым в очереди за питьем!»В воскресенье вечером Милтон Эриксон накормил его через трубку жирной пищей с огромной порцией соли. Всю ночь молодой человек промучился от жажды в своей комнате. Утром он был первый в очереди в столовой, он жадно пил воду, а это означало, что с глотанием у него проблем нет. После этого молодого человека отправили в деревню, чтобы он там пилил бревна специально тупой пилой. Естественно молодой человек после такой работы на холоде оголодал. Дальше Эриксон попросил его составить компанию крупной поварихе, весившей 120 кг. Молодой человек наблюдал за тем с каким наслаждением она ест и не выдержал, и присоединился к ней.

Эта история настолько показательна, как тонко Эриксон чувствовал людей, и знал какой ключик в какую сторону повернуть. У Эриксона великое множество рассказов и истории, но эти показались автору статьи самыми интересными и наглядно показывающими как работает психотерапия Эриксона в действии.

Жизнь Милтона Эриксона можно сравнить с «Повестью о Настоящем волшебнике», простом деревенском парне, сделавшем себя наперекор нелегкой судьбе. Несмотря на болезнь, внушительную часть жизни он провел на коляске, он был жизнерадостным, веселым и счастливым человеком. Он прожил интересную и достойную жизнь. Сделал огромный вклад в психологию, создал новое направление Эриксоновский гипноз.

Литература

  1. Волкер В. Проэкт НЛП – исходный код. – М.: Маркетинг, 2002.
  2. Джеффри З. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. – М.: Класс, 2003.
  3. Кроль Л.М. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. – М.: Класс,

Об авторе 

Макеева Ангелина Павловна – студентка 5 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное, член Ассоциации Психологов Регионов России

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Макеева А.П. Мастерство психотерапии Милтона Эриксона. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен