Ортман И.В. (г. Ставрополь)

Ортман И.В. (г. Ставрополь)

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье раскрываются группы факторов, детерминирующих возникновение и формирование синдрома эмоционального выгорания; изучено влияние выгорания на личность профессионала, а так же рассмотрена основная стратегия профилактики профессионального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, дистресс, выгорание.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В современных реалиях в психологической науке всё больший интерес набирает проблема влияния профессиональной деятельности на личность специалистов. Наращивание темпа жизни, постоянное повышение требований к субъектам различных видов деятельности, возрастание интенсивности труда и ответственности за его результаты при постоянном и достаточно жестком внешнем контроле приводят к снижению доли положительных трудовых эмоций, истощению работников, психологическому дистрессу и потере смысла профессиональной деятельности. Одним из аспектов изучения данного вопроса является феномен профессионального выгорания [5].

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Согласно Г. Селье, профессиональное выгорание, по существу, это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения [1].

Развитие синдрома профессионального выгорания носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Влияние выгорания на личность профессионала состоит в проявлении ряда функциональных закономерностей. Эти закономерности могут иметь как общий, «сквозной» характер, проявляясь на всех уровнях организации личности, так и могут быть специфичными для определенных ее сфер. В первую группу закономерностей включены дезинтегрированность структуры различных особенностей личности при условии повышения уровня выгорания, упрощение личностных подструктур, исключение гуманистической составляющей из их содержания.

Специфические закономерности представляют собой функциональную деформацию когнитивной сферы, проявляющейся в разнонаправленной перестройке структуры различных компонентов когнитивной сферы по характеристикам «интегрированность – дифференцированность».

Как отмечает В.Е. Орел, выгорание – дезадаптационный феномен, и деструкция развивается вследствие неспособности работника приспособиться к трудовой деятельности по причине влияния на специалиста дестабилизирующих обстоятельств рабочей среды [3].

Профессиональное выгорание характеризуется рядом функций в процессе профессионального становления личности противоположным по направленности классическим функциям любого психического явления:

- антимотивационная функция выгорания проявляется в дестимулировании субъекта на выполнение профессиональной деятельности и снижении уровня достижений в реализации профессиональных и социальных целей;

- антикогнитивная функция выгорания заключается в упрощении когнитивных структур личности, направленных на познание социальных объектов, сужении сферы профессионального опыта субъекта и формирование отрицательных оценочных суждений, касающихся его профессиональной компетентности и эффективности выполнения трудовых функций, а также относительно социального окружения;

дерегуляторная функция выгорания состоит в разрушении системы профессиональной деятельности, а именно снижение профессиональной эффективности и низкая степень удовлетворенностью жизнью [4].

Выгорание с этих позиций является дезадаптационным симптомом, который нарушает протекание процесса профессиональной адаптации в ее профессиональном и социально-психологическом аспекте, а так же оказывает негативное воздействие на сферы жизнедеятельности личности [3].

В настоящее время, выделяют следующие группы факторов, детерминирующих возникновение и формирование синдрома эмоционального выгорания:

  1. личностный фактор заключается в том, чтоличностные особенности оказывают большее влияние на развитие выгорания по сравнению с демографическими характеристиками и факторами рабочей среды;
  2. ролевой фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке, при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия. Также причиной феномена профессионального выгорания может являться специфика самой работы специалиста;
  3. организационный фактор подразумевает наличие напряженной психоэмоциональной деятельности, а так же неблагоприятный социально-психологический климат в организации;
  4. «особый» контингент – наличие психологически трудного контингента, с которым сталкивается специалист в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, осужденные лица, «трудные» подростки и т. д.). Необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с высокой эмоциональной нагрузкой, так же способствует развитию состояния эмоционального истощения;
  5. мотивационный факторзаключается в отсутствии заслуженного вознаграждения, как материального, так и психологического, за выполненную работу, что приводит к потере значимости и ценности личностного профессионального потенциала и выполняемой деятельности;
  6. экзистенциальный фактор выражается впренебрежении к внутренней ценности окружающих и собственной ценности приводит к стрессу [2].

Профессиональное выгорание – многофакторный и сложный процесс, не зависящий линейно от таких профессиональных факторов, как стаж и внешняя результативность профессиональной деятельности.

Важно отметить, что профессиональная деятельность, обладая негативными особенностями влияния на личность работника, при определённых условиях, таких как, достаточный личностный ресурс, конструктивные мотивы, потребность в саморазвитии, достаточный уровень стрессоустойчивости, способствует не только возможным негативным личностным изменениям (и в частности, выгоранию), но и личностному росту.

Для снижения негативных последствий профессионального выгорания на личность работника необходима планомерная и грамотная профилактика формирования данного синдрома у сотрудников различных организаций.

В профилактике синдрома эмоционального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

Основная стратегия профилактики профессионального выгорания работников выражается в сохранении здоровья сотрудников, профилактике профессиональных заболеваний, проведении консультаций, касающихся возможных профессиональных рисков. Важно повышать психологическую культуру сотрудников, которые должны иметь представление о возможностях и ограничениях в профессиональной деятельности, а так же учитывать личный психофизиологический и трудовой потенциал.

Анализируя всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что при целенаправленной работе по поддержанию личностных ресурсных возможностей и оптимизации организационных условий труда процесс выгорания можно нивелировать и преобразовать в продуктивную профессиональную деятельность.

Литература 

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  3. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
  4. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. // Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с.
  5. Темрокова С.Б. Профессиональное выгорание медицинских работников: причины и последствия. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2013. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru

Об авторе 

Ортман Ирина Васильевна – аспирантка 2 года обучения направления подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Ортман И.В. Феномен профессионального выгорания и его профилактика. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен