Крючкова И.В. (г. Ставрополь)

Крючкова И.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА

 

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В статье раскрываются проблемы семьи, ожидающей ребенка; описаны стили переживания беременности; раскрыты уровни психологической помощи беременным женщинам, основные содержательные аспекты и различные взаимодополняющие методы воздействия, применяемые в ходе психологического сопровождения семей.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, семья, ожидающая ребенка, семейные роли, материнство, супружество.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Появление ребенка является значимым событием в жизни семьи, которое влечет за собой ряд изменений в различных сферах жизни как семьи в целом, так и ее отдельных членов. Поэтому этот период является кризисным, неустойчивым, восприимчивым к различным неблагоприятным факторам. Но еще на этапе ожидания ребенка, по мнению многих специалистов, семья становится уязвимой и нестабильно функционирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беременности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре. Это требует не только самостоятельную перестройку отношений супругов внутри семьи, но и помощи специалистов-психологов, обеспечивающих процесс сопровождения семьи на этапе ожидания ребенка.

Прежде всего, надо иметь ввиду, что беременность не ограничивается только лишь физиологическими изменениями в организме женщины, она сопровождается обширными изменениями в психологическом состоянии в виде проявлений повышенной тревожности, неуверенности, эйфории, депрессии и др. В период беременности женщины отличаются повышенным вниманием к своему внутреннему миру, переживаниям и ощущениям. Параллельно с этим снижается значимость событий внешнего мира, изменяется восприятие действительности, привычного окружения. В некоторых случаях возникает ощущение покинутости, одиночества, недоверие к окружающим людям [1].

Эти психологические состояния могут негативно сказаться на развитии ребенка.В настоящее время научно доказана взаимосвязь психоэмоционального состояния женщины в период беременности и состояния плода, а так же дальнейшего развития ребенка, его отношения к себе и к окружающему миру. Влияние психологического состояния матери на здоровье и развитие ребенка является важным аргументом в пользу необходимости психологического сопровождения будущих родителей [2, 4].

С целью прогнозирования отклонения от адекватного материнского поведения и планирования психологической помощи семье, ожидающей ребенка, разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности. Разные авторы предлагают схожие классификации типов переживания беременности: оптимальный, эйфорический, тревожный, депрессивный. Все типы отношений к беременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологической коррекции.

Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональный кризис, стресс, поворотный пункт или болезнь. Беременность, особенно первая, – это кризисный момент, связанный с формированием женской идентичности и подтверждением половой принадлежности будущей матери. Огромную роль в степени успешности прохождения этого кризиса играет психологическая готовность женщины к материнству.

Этап ожидания ребенка связан со специфической перестройкой семейного уклада жизни, с принятием новых ролей отца и матери для тех, кто ждет ребенка в первый раз. Будущий отец решает, брать или нет на себя новые или дополнительные обязанности, создавая комфортные условия для будущей матери и ребенка. Идет конструирование перспективных стратегий существования семьи после рождения ребенка. Изменяются не только поведение будущих родителей, но проявляется и новое направление внутрисемейных коммуникаций – общение с неродившимся ребенком. Во время ожидания ребенка, будущие родители относятся к нему как к члену семьи, что уже само по себе является элементом его предсоциализации [4, 5].

Многие отечественные и зарубежные ученные обращают внимание на тревожный факт, когда в самосознании современной женщины функции матери не занимают центрального места. С возрастанием социальной нагрузки на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание все больше приобретает социальный характер.

В настоящее время демографические проблемы стоят довольно остро. Решение таких проблем невозможно без глубокого изучения механизмов внутрисемейных отношений. Супруги должны стремиться не только к удовлетворению собственных интересов и потребностей, но и учитывать мнение своей пары, проявлять толерантность, эмпатию, развивать чувство уважения и взаимопонимания.

Психологическая готовность женщин к материнству, а так же феномены родительства, материнства и отцовства достаточно широко изучены в психологической литературе (В.И. Брутман, О.И. Зенина, Е.В. Кричковская, И.С. Кон, Е.В. Матвеева, А.Р. Михеева, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова и др.).

Актуальность изучения психологической помощи семьям, ожидающим ребенка, и готовность к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем и не разработанностью социальной и психологической помощи семьям, ожидающим рождение ребенка, и в первую очередь беременной женщине. В этой связи целью данного исследования является определение роли психологического сопровождения семьи, ожидающей ребенка в формировании отношений беременной женщины.

Психологическая помощь семье состоит в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров. Важно внушить целый ряд новых способов реагирования, как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения.

Одной из практических задач психологии семейно-брачных отношений является повышение степени психологической совместимости молодежи путем развития в ней черт, качеств и свойств альтруизма, эмпатии, терпимости, демократизма.

Обращение в психологическую консультацию супружеской пары, ожидающей появления ребенка, чаще всего связано с переживаниями и проблемами, возникающими у женщины в период беременности.

Г.Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стилей переживания беременности:

1)         адекватный (идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций);

2)         тревожный (идентификация тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются);

3)         эйфорический (все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отличается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства);

4)         игнорирующий (идентичность беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления, активность в третьем триместре повышается и направлена на содержание, не связанные с ребенком);

5)         амбивалентный (симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью является резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений);

6)              отвергающий (идентичность беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями) [7].

Все стили, кроме адекватного, нуждаются в психологическом сопровождении для гармонизации психоэмоционального состояния беременной женщины.

Психологическая помощь может быть оказана на различным уровнях:

1) личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками;

2) эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию;

3) когнитивный уровень: расширение знаний об особенностях раннего развития детей, взаимодействия с ребенком;

4) операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком);

5) психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами:

-                   аутогенной тренировки,

-                   арттерапии,

-                   телесноориентированной терапии [3].

Основными направлениями психологического сопровождения семьи, ожидающей ребенка, являются:

1. Диагностика готовности к материнству и родам. Диагностика может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

3. Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности [2].

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, анкет, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления.

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка, включает в себя различные взаимодополняющие методы воздействия:

1. Личностный (групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры).

2. Эмоциональный: (арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия).

3. Когнитивный: (лекции, семинары, тематические беседы)

4. Операциональный: (отработка навыков)

5. Психофизический: (аутотренинг, телесноориентированная терапия).

Одним из методов гармонизации психоэмоционального состояния беременной женщины является релаксация. На занятиях надо направить внимание женщины на наблюдение за процессами развития в природе, помочь ей подобрать индивидуально для себя такой звуковой ряд и такие зрительные образы, воспроизведение которых поможет ей расслабиться, или наоборот, обрести силы. Например, шум и картина водопада, яркие краски осени, лучи солнца дадут энергию, а щебет птиц, кваканье лягушек, шум моря, картины зеленого луга, голубого неба, ощущения качания на волнах или облаках принесут успокоение. Научившись произвольно вызывать образы, создающие определенные настроение и состояния, женщина получает средства для того, чтобы легко расслабиться и набраться сил между схватками, а также за короткое время восстановить работоспособность, ухаживая за маленьким ребенком [6].

В процессе релаксации женщина способна отвлечься от внешних раздражителей и целиком и полностью сосредоточиться на ощущениях от собственного тела и сконцентрировать внимание на ребенке. Это очень важно, так как психологическим условием успешных родов и фактором готовности к материнству является открытость женщины к ребенку, что предполагает контакт с ним и наблюдение за его проявлениями, принятие ребенка таким, каким он на самом деле является и отказ от собственных ожиданий в отношении ребенка. Будущий папа участвует в сеансах релаксации вместе с мамой, что способствует лучшему пониманию состояния жены и ребенка.

Ряд занятий должны быть посвящены овладению культурой телесного общения. Известно, что тактильный анализатор начинает функционировать у ребенка раньше других (к концу второго месяца беременности). По сути главный канал общения родителей с младенцем – тактильный. Язык осязания – первый язык, доступный младенцу, на котором он получает информацию от родителей о том, что он желанен и любим, о том, что с его телом все в порядке, о том, что родители готовы защищать его и удовлетворять его потребности. 90% всех рецепторов, а также биологически активные точки расположены в коже. Стимулируя кожу, мать способствует развитию мозга ребенка, улучшению работы внутренних органов малыша.

Владение приемами телесной терапии помогает как расслабить и успокоить ребенка, так и снять напряжение в семейных отношениях. Однако в нашей культуре долгое время не было принято совершенствовать навыки телесного общения. Современных бабушек учили не брать своих детей на руки без особой нужды, не баловать поцелуями. Сегодня известно, что родительская ласка необходима ребенку раннего возраста для его нормального развития. Однако в исследованиях показано, что детям, не имевшим эмоционального контакта с родителями, очень трудно наладить контакт со своими детьми. Поэтому будущих родителей необходимо обучать навыкам оказания телесной поддержки, проведению расслабляющих упражнений и массажа, что пригодится им как во время беременности и родов, так и в общении с ребенком и друг с другом [3].

На арттерапевтических занятиях родители имеют возможность: во-первых, передать свои переживания и освободиться от негативных чувств, во-вторых, позволить себе спонтанное выражение своего «я», в-третьих, увидеть в каждом рисунке выражение индивидуальности автора. В перспективе важно, чтобы родители проявляли уважение к проявлениям детского творчества и поощряли его.

В ролевых играх родителями отрабатываются значимые ситуации из собственного детства, проявить себя в роли ребенка и каждого из родителей, предлагаются и разыгрываются свои варианты разрешения ситуаций и в результате группового обсуждения прийти к новому видению и пониманию мира детства и детско-родительских отношений. Ролевые игры, арттерапия, телесноориентированная терапия имеют преимущества перед такими формами работы как лекция и беседа, поскольку обеспечивают максимальную вовлеченность участников, заставляя их активно действовать, искать решения и высказывать свое мнение, одновременно получая обратную связь от других участников, выслушивать мнение других о тех или иных проявлениях себя. Такая работа скорее способствует изменению мнения, и создания более адекватного представления о себе и задачах родителя [2, 3].

Эффективность проведения мероприятий по психологическому сопровождению семей, ожидающих ребенка, можно оценить по степени удовлетворенности будущими родителями различными аспектами содержания и форм проведения занятий. Важно получать отзывы и предложения от участников занятий.

Таким образом, основными задачами работы психолога с беременными женщинами и супружескими парами является формирование:

- адекватных представлений об изменениях, происходящих с женщиной во время беременности;

- осознанного отношения к образу жизни во время беременности;

- принятия женщинами себя и изменений, происходящих с ними во время беременности;

- навыков эмоциональной саморегуляции;

- адекватной модели материнства;

- субъектного отношения к будущему ребенку;

- психологической готовности к родам;

- материнской компетентности – навыков общения с новорожденным, ухода за ним и организации окружающего пространства;

- навыков конструктивного диалога в супружеской паре;

- адекватной модели родительства.

При этом важно развитие операционального блока материнской потребностно-мотивационной сферы поведения и согласование представлений супругов о родительстве.

Очевидно, что в основу работы с семьей в этот период должен быть положен гуманистический подход. В значительной мере семья нуждается, прежде всего в психологической поддержке.

Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

Таким образом, психологическое сопровождение семье, ожидающей ребенка, будет способствовать не только комфортному протеканию беременности, но и благоприятным отношениям между супругами, повышать родительскую компетентность и готовность к рождению и воспитанию будущего ребенка.

Литература

  1. Брутман В.И. Формирование привязанности к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. – 2007 – №7. – С. 38-47.
  2. Зенина О.И. Социально-психологическое сопровождение семьи. // Социальная работа. –
  3. Коряковцева О.А., Рожков М.И. Комплексная поддержка молодой семьи: учеб. пособие. – М.: Владос, 2009. – 208 c.
  4. Крючкова И.В. Психологическая готовность к материнству. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2018. – № 1. URL: http://ppip.idnk.ru
  5. Крючкова И.В., Панкова В.И. Повышение психологической и педагогической грамотности матерей. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2018. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru
  6. Кузьмич О.Г. Тренинговый курс «Готовлюсь стать мамой». Психологическое сопровождение беременности. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240 с.

 

Об авторе 

Крючкова Ирина Валериановна – кандидат экономических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Ссылка для цитирования

Крючкова И.В. Психологическое сопровождение семьи, ожидающей ребенка. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен