Хребин М.В. (г. Пятигорск)

Хребин М.В. (г. Пятигорск)

РОЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА

 

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В статье обосновывается роль представлений студентов о самореализации в процессе профессионального становления. Раскрывается содержание феноменологических особенностей представлений о самореализации. Определяется специфика самореализации как особого типа деятельности, характеризующаяся определенной направленностью. С субъектной позицией осмыслен процесс развития представлений о самореализации. Описана психическая реальность представлений студента о самореализации в процессе профессионального становления. Обоснована необходимость психологического сопровождения развития представлений о самореализации на этапе профессионального становления студентов. Представлены экспериментальные данные психологических особенностей представлений о самореализации у студентов с высокой и низкой успешностью профессионального становления. Предложена программа развития представлений о самореализации как условия успешного профессионального становления студентов и обоснована эффективность в реализации.

Ключевые слова: самореализация, представления, самоактуализация, личностное развитие студента, психологическое сопровождение, профессиональное становление, субъекты образовательной деятельности высшей школы.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Изменения в системе высшего образования направлены на подготовку конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Это обусловило трансформацию технологии процесса обучения с учетом компетентностного подхода. Однако, стремительные темпы изменений, характерные для современного этапа развития общества, порождают новые проблемы в исследовании обсуждаемой проблемы. Формирование готовности субъекта к будущей успешной профессиональной деятельности предполагает динамичность позиции личности в самых разных сферах человеческого бытия, способность объективно оценить психологическую готовность к осуществлению будущей профессиональной деятельности, и составить основу прогноза его эффективности [9]. Такое осознание необходимо человеку на этапе его вступления в самостоятельную жизнь, когда осуществляется выбор ценностных приоритетов, происходит становление студента как личности и профессионала [6].

Вместе с тем, психологическая теория и практика обнажают ряд противоречий, свидетельствующих о недостаточной изученности самореализации как сложного психологического феномена, сохраняющего проблемность и востребованность в личном и социокультурном пространствах:

- между потребностью у выпускников вузов развития способности к успешной самореализации и реальными данными о недостаточном развитии у преобладающего большинства молодых специалистов представлений о ней;

- между потребностями молодых людей достичь вершин в профессиональной деятельности посредством успешной самореализации и отсутствием у них должных знаний и умений о детерминантах и механизмах ее развития;

- между необходимостью оказания психологического сопровождения студентов в успешном развитии самореализации на этапе профессионального становления и отсутствием реальных психологических программ, способствующих решению данной проблемы в высшей школе [11].

     Было установлено, что самоактуализация является базовой составляющей самореализации. Она в большей степени характеризует направленность личности и связана с мотивационной сферой деятельности. Нами не обнаружено исследований, в которых был бы представлен психологический анализ развития успешной самореализации студентов на этапе профессионального становления. Данная проблема только обозначена, но не имеет эмпирической верификации. Отсутствуют работы, в которых была бы показана система психологического сопровождения развития успешной самореализации студентов на этапе профессионального становления.

Проблеме развития личности в образовательной среде современного вуза посвящены многочисленные исследования (А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, А.Р. Фонарев и др.). Их анализ позволяет выделить один из основополагающих принципов психологического сопровождения организации образовательного процесса: принцип личностного развития.

В юношеском возрасте, в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление субъектности и относительно устойчивого представления о себе – Я-концепция, влияющая на развитие стремления к самореализации. В Я-концепции сосредоточены реальные представления о се-бе, единство и целостность личности с ее субъективной стороны (И.С. Кон, А.В. Петровский, Э. Эриксон, Р. Бернс и др.). Отмечая значимость научного вклада исследователей в понимание феноменологических особенностей самореализации, укажем, что они не ставили своей задачей изучение развития успешной самореализации на этапе профессионального становления

Изучение феномена самореализации человека в психологии связано с анализом работ психологов гуманистического направления. Обращение ученых к исследованию проблем, связанных с реализацией человеком своего потенциала, своих возможностей современная психология обогатилась новыми знаниями, позволившими развить базовые положения теории самоактуализации. Категория «самореализация»имеет множество определений, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия «самореализация», «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление» [5].

Гуманистическая психология явилась тем направлением психологии, которое, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма открыла новый взгляд на природу психики человека. Этот взгляд, прежде всего, касался переосмысления сущности человека, которую представители этой школы видели в его свободе, и способности самому быть причиной своего поведения. С этой позиции человека характеризуют не только события прошлого, но, прежде всего, его цели и надежды на будущее. В личности человека важнейшим является его творческая способность к самостоятельному формированию своего «Я». Истоки представлений о человеке как о личности, стремящейся к максимальной реализации себя, связаны с теорией самоактуализации личности А. Маслоу. Она является одной из наиболее значимых психологических теорий, явившихся фундаментальной основой широкого изучения самоактуализации.

Согласно идеям Э. Фромма, потребность в самореализации рассматривалась как экзистенциальная потребность – психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе.

К. Юнг предложил ввести понятие «самость». Автор рассматривал его как «центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности». Сознательное Эго подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений[12]. А Маслоу рассматривал самореализацию как активный процесс «становления», в котором индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни. Он предполагал, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Особый интерес для понимания сущности самореализации и описания ее структурных компонентов имеют идеи К. Роджерса. Он считает, что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к расширению собственного опыта и более реалистичному функционированию. В самом общем виде самореализация в психологических исследованиях трактуется как процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни, связанное с поиском и утверждением своего особого пути, своих ценностей и смысла существования в каждый момент времени.

С точки зрения Л.Н. Когана, самореализация – это успешное освоение ролевых функций в трудовой, социальной и семейной жизни, соответствующее внутреннему миру личности, ее глубинным интересам, ценностным ориентациям и установкам. Самореализация выступает критерием ценности для индивида в основных видах социальной деятельности, прежде всего, в трудовой деятельности, поэтому, самореализация личности связана с общественно-полезной направленностью деятельности [3].

В современной психологии существует множество исследований, внимание которых сконцентрировано на изучении процессов, по сути отражающих смысл процесса самореализации: самовыражение, самосовершенствование, самоутверждение и др. А также уделяющих внимание изучению сходств и различий между ними (Д.А. Леонтьев, И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева и др.).

Специфика самореализации как особого типа деятельности, определяется направленностью деятельности (мотивационной, целевой, предметной). Процесс становления самореализации, с точки зрения исследователя, имеет сложную структуру, которая представлена определенными этапами.

На каждом из этапов происходит освоение особых «видов деятельности»: самоидентификации, саморазвития, самоактуализации и самореализации. Причем, каждый из них выполняет в этом процессе свою функцию. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидных и личностных потенциалов. В связи с вышеизложенным можно полагать, что современные тенденции развития науки располагают к исследованию проблемы самореализации именно в рамках психологии субъекта, которой принадлежит сегодня ведущая роль как методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Именно психологии субъекта принадлежит сегодня одна из ведущих ролей в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований [2].

В исследовании психологических особенностей представлений о самореализации как условия успешного профессионального становления студентов было установлено, что важной составляющей развития личности студента, начиная с первого курса и до выхода в самостоятельную профессиональную деятельность, выступает потребность личности в самоактуализация. Период обучения в высшей школе можно считать основным смысложизненным периодом, в рамках которого происходит становление позиции будущего профессионала, студент преодолевает кризис профессиональной идентичности. Формирование и развитие научных воззрений в отношении данного феномена тесно связано с рассмотрением проблем социальной перцепции, построения в сознании индивида многомерного образа мира или образа реальности.

Использование субъектами разной системы знаков (конструктов) обусловливает, по Л.С. Выготскому, различия в структуре социальной перцепции в силу того, что одинаковые задачи, разрешаемые различными способами, будут иметь различную структуру [1].

В студенческом возрасте полно и отчетливо раскрываются жизненные перспективы, закладывается потенциал для реализации этих представлений о перспективах. Не случайно, в качестве знаковой характеристики юности называется устремленность личности в будущее [10].

Проведенные исследования позволили констатировать, что образ будущего у студентов является сложным интегральным образованием, включающим в себя ценностные ориентации и первые жизненные планы, планируемые и ожидаемые события, усвоенные стереотипы социального поведения, элементы рефлексии и самооценки, установки и эмоциональное отношение к будущему [4].

Под представлениями студентов о самореализации понимается опережающий образ личностной перспективы, опирающийся на их прошлый опыт, подкрепляемый актуальными событиями, переживаниями, отношениями, дополняемый воображением и прогностическими действиями[7].

Анализ проведенных исследований показывает, что представления студента о самореализации как условия профессионального становления следует изучать как психическую реальность, основанную на: продолжительности временной перспективы; детализированности картины будущего; активности собственной позиции; согласованности целей и ценностей; самостоятельности и продуктивности; реальности и достижимости; социальной значимости представлений.

Таким образом, на современном этапе развития психологической науки изучение проблемы самореализации человека направлено на исследование интегративных характеристик проявления человеком себя. Наиболее целостно раскрыть их позволяет обращение к изучению человека как субъекта, активного преобразователя собственной жизни. Это позволяет осмыслить процесс самореализации как обусловленный субъектной позицией, которую занимает студент по отношению к миру и к самому себе. Осуществленный теоретический анализ позволил нам определить, что психологическими особенностями представлений о самореализации студентов являются возможность и способность реализации себя, осуществление личностных потребностей в жизни, поиск и утверждение стратегий своего жизненного пути, ценностей и смысла существования, которые требуют особого внимания со стороны деятельности специалистов психологов и их сопровождения.

В изучении проблемы психологического сопровождения развития представлений о самореализации на этапе профессионального становления студентов выявлено, что сопровождение представляет собой процесс обучения человека способности самостоятельно разрешать или предотвращать возникновение проблем. В исследованиях психологов отмечается важный в образовательном пространстве факт: помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. сопровождается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека [8]. Отсюда и важность правильной организации психологического сопровождения.

Учитывая субъектную значимость и смысловую насыщенность, организация психологического сопровождения вызывает определенные трудности. Проблема эффективного личностно-ориентированного взаимодействия в системе образования в рамках психолого-педагогического сопровождения можно рассматривать через оценку профессионально-личностных качеств педагога. В ряду многих моделей личности эффективного педагога выделяются его организационные способности [8]. Отдельную систему связей образует психолог, реализующий в образовательном пространстве практику психологического сопровождения. В горизонтальном пространстве психологического сопровождения на соответствующем уровне можно выделить несколько сетевых взаимодействий: «психолог – ребенок», «психолог – педагог», «психолог – родители ребенка», «психолог – психолог».

Следовательно, основная цель такого сопровождения состоит в созидании психологического пространства позитивных взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, призванных решить широкий круг образовательных задач и обеспечить возможности эффективной самореализации.

Организация психологического сопровождения развития представлений о самореализации как условия профессионального становления студентов в высших образовательных учреждениях является целенаправленной психологической практикой, способствующей созданию оптимального психологического климата для самореализации личности и поддержку субъектов образовательного пространства в решении особых жизненных задач и проблем.

Экспериментальное исследование проблемы развития представлений о самореализации как условия успешного профессионального становления студентов проводилось на базе ФГБОУ ВО «ПГУ». В качестве испытуемых было привлечено 160 человек – студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Основные характеристики выборки: сбалансирована по половому составу – примерно равные части вошедших в ее состав юношей (34 человека) и девушек (126 человек); достаточно однородна по своему возрастному составу – содержит юношей и девушек достаточно равномерно распределенных в возрастном интервале от 18 до 22 лет; включает студентов, обучающихся по разным гуманитарным специальностям (менеджеров, юристов, лингвистов); включает студентов, обладающих разной эффективностью профессионального становления. Было выделено две подвыборки – студентов с низкой эффективностью профессиональной подготовки (56 человек) и студентов с высоким уровнем профессионального становления (50 человек). Выборку Э (экспериментальную группу) образовали студенты 35 % – с низким уровнем эффективности профессионального становления (n=56). Студенты данной подвыборки обладают минимальными знаниями и умениями в сфере выбранной профессии. Их представления о предстоящей профессиональной деятельности, в подавляющем большинстве, достаточно диффузны и складываются из внешнего наблюдения за представителями выбранной профессиональной группы или из отзывов родных, близких и знакомых о них. Выделяя данную выборку испытуемых, мы рассматривали образовавших ее студентов, как лиц с низкой успешностью профессионального становления.

Выборку К 31 % (контрольную группу) образовали студенты с высоким уровнем эффективности профессионального становления (n=50). Студенты данной выборки характеризуются успешным прохождением процесса профессиональной подготовки. Они овладели необходимым объемом профессиональных знаний и умений, успешно преодолели трудности профессионального становления, сопровождающие период обучения в вузе. Предполагается, что сформировавшиеся у них характеристики самореализации являются достаточно высокими для того, чтобы говорить об эффективности их профессионального становления.

Реализованный констатирующий эксперимент позволил выявить значимые различия между студентами с низкой и высокой эффективностью успешностью профессионального становления по сформированности у них готовности к самореализации. Значимые различия между студентами с низкой и высокой успешностью профессионального становления прослеживаются не только по сформированности у них представлений о самореализации, но и по ряду личностных параметров, которые характеризуют их собственную способность к использованию ресурсов личностного потенциала. Значимые различия были выявлены по следующим личностным параметрам: открытость, саморуководство, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самооценка, мотивация достижения, цели жизни; локус контроля-Я, осознанности жизненных целей, проявленность тенденций к зависимости и к общительности, планирование, программирование поведения и деятельности, контроль и оценка результатов, гибкость, самостоятельность.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что студенты с высокой успешностью профессионального становления демонстрируют развитые способности к управлению процессом реализации себя и собственными ресурсами. Они более четко, чем студенты с низкой успешностью профессионального становления, осознают данные возможности, могут на этой основе более адекватно выстраивать свои жизненные цели, моделировать планы и программы для их достижения и т.д. Выделенные психологические особенности, характеризующие студентов с низкой успешностью профессионального становления, проявляются в достаточно выраженном уровне развития их внутренней конфликтности, закрытости для себя и окружающих, слабом и неадекватном осознании ими собственные психические возможности.

Предположение, согласно которому содействие в развитии внутреннего плана личностного потенциала человека способствует более успешному профессиональному становлению, легло в основу организации следующего этапа экспериментального исследования – формирующего эксперимента. С этой целью была разработана и реализована программа развития представлений о самореализации как условия успешного профессионального становления студентов. Формирующая работа состояла в целенаправленном развитии представлений о самореализации как условия успешного профессионального становления у студентов. Она предусматривала реализацию специально разработанной психологической программы, включающей теоретический и практический блоки.

Теоретический блок просвещения студентов в сфере психологических аспектов самореализации как условия успешного профессионального становления предполагал проведение двух спецкурсов на темы о психологии самореализации и особенностях психологии профессионального становления по 26 часов каждый.

Блок практической работы представлял собой психокоррекционную и развивающую работу со студентами, направленную на развитие у них готовности и способности построения собственной траектории жизненного и профессионального пути, а также развитие умений и навыков прогноза и планирования личностных достижений в будущей профессии, с целью самостоятельного получения информации, способной составить основу представлений о самореализации в процессе обучения..

По результатам контрольного среза можно отметить изменения в расширении представлений о самореализации, в способности диагностировать собственный уровень развития составляющих самореализации и выборе эффективных путей и способов его саморазвития. Студенты обрели способность лучше оценивать свои ресурсы самореализации, полученные умения и навыки позволили им выстраивать достаточно адекватные своим возможностям программы развития личностного потенциала. Полученные результаты позволяют утверждать, что в процессе профессиональной подготовки студентов необходимо уделять внимание формированию представлений о самореализации.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  2. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия. // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 2. – С. 95-106.
  3. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М.: Мысль, 1988. – 283с.
  4. Прусова Э.В. Проблема взаимосвязи образа будущего личности с удовлетворенностью профессиональным выбором в юношеском возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Краснодар: КубГУ, 2006. – 24 с.
  5. Психология XXI в. / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 2003 – С. 49-56.
  6. Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №3 (40). – С. 211-212.
  7. Фролова А.А. Развитие представлений в юношеском возрасте о реализации личностного потенциала в будущем: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – 24 с.
  8. Хребина С.В., Прогожук Т.В. Реализация личностно-развивающего взаимодействия в вузе. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 4. – С. 375-379.
  9. Хребина С.В. Психологическая компетентность как условие развития конкурентоспособной личности студента. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 3. – С. 243-248.
  10. Хребина С.В. Психологическое обоснование необходимости организации личностно-развивающего взаимодействия в высшей школе // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2015. – № 1 (3). – С. 103-109.
  11. Хребина С.В., Плугарева А.В. Прикладные основы организации психологической службы в вузе. Учебно-методическое пособие. – Пятигорск, 2007.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 56-79

Об авторе 

Хребин Максим Владимирович – преподаватель кафедры восточных языков и культур Пятигорского государственного университета.

e-mail: svetlanakh19@ mail.ru

 

Ссылка для цитирования

Хребин М.В. Роль представлений о самореализации в процессе профессионального становления студента. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен