Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

ПРОДУКТИВНЙ КОПИНГ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования продуктивного копинга в подростковом возрасте. Ставится задача не только научить подростков конструктивному копингу, но и развить психологическую компетентность, включающую в себя личностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Это в свою очередь будет способствовать безопасному развитию личности подростка в образовательной среде.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, психологическая безопасность, система психологического сопровождения подростков.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды выступает приоритетной задачей социальной практики. Это обусловлено тем, что современная образовательная среда не защищена от неблагоприятных тенденций жизни общества, в числе которых распространение насилия, терроризм, криминализация общественных отношений и др. Безопасность личности может рассматриватьсяс точки зрения состояния ее жизнедеятельности, и с точки зрения свойств, позволяющих поддерживать свою безопасность, быть устойчивым к негативным воздействиям и минимизировать опасности.

Психологическая безопасность соотносится с психологическими структурами человека, обеспечивающими его системную устойчивость. Она выступает как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.

В обыденном сознании человека безопасность связывается не столько с отсутствием угрозы, сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека, надежностью и уверенностью. Следовательно, психологическая безопасность основывается, прежде всего, на самоощущении личности, оценке ею собственной защищенности и безопасности и направлена на сохранение психологического здоровья человека.

У детей и подростков собственные ресурсы для преодоления многочисленных жизненных трудностей пока еще не велики. Совладающее поведение как целенаправленное, сознательное поведение, с помощью которого дети и подростки справляется с жизненными трудностями находится в стадии становления [1].

Феноменология совладающего поведения и психологической защиты широко представлена в зарубежных теориях личности (Фрейд З., 1896; Фрейд А., 1936; Хорни К., 1945; Фромм Э., 1948 и др.), трансактного анализа (Берн Э., 1964), гуманистической психологии (Роджерс К., 1959; Коул К., 1995), социального научения (Роттер Дж., 1954; Эфран Д., 1963), учения об общем адаптационном синдроме (Селье Г., 1960), в когнитивно-феноменологической теории (Лазарус Р., 1966, 1980; Фолкман С., 1984) и др.

В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно. Тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., 1994; Дикая Л.Г., Махнач А.В., 1996; Нартова-Бочавер С.К., 1997; Муздыбаев К., 1998, 1999; Либина А.В., 1998-2008; Каменская В.Г., 1999; Крюкова Т.Л., 2002-2008; Малкина-Пых И.Г., 2003; Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В., 2003; Белорукова Н.О., 2005; Корытова Г.С., 2006 и многие др.).

По мнению одного из ведущих отечественных специалистов в этой области Крюковой Т.Л. отличительной особенностью совладающего поведения является то, что это целенаправленное сознательное поведение, адекватное личностным особенностям и ситуациям. Оно выступает через осознанные стратегии действий, рассматривающиеся как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями (2008).

Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и ранний юношеский возраст (Грановская Р.М., Никольская И.М., 1999-2006; Сирота Н.А., Ялтноский В.М., 2003; Стрельцова И.П., 2003; Тумакова Е.Н., 2003; Попова Т.М., 2006; Сергиенко Е.А., 2007 и др.). А поскольку период подростничества является самым сложным, кризисным и противоречивым в жизни человека, то совершенно очевидно, что подростки нуждаются в помощи взрослых, которые могли бы не только поддержать в решении конкретных задач, но и помогли бы овладеть продуктивным копингом.

Развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка. В этой связи целесообразно расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы школьников, позволяющие взвешенно и адекватно анализировать и оценивать ситуацию и на этой основе принимать разумные, грамотные способы ее решения.

Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты – психологи. В задачи школьного психолога входит психологическое сопровождение и поддержка в развитии личностных ресурсов подростка, помогающих ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.). Задачей школьного этапа воспитания является формирование субъектности личности.

В подростковом возрасте наблюдается процесс активного становления копинг-поведения, имеющего помимо возрастных закономерностей и индивидуальные различия, позволяющие спрогнозировать общую социальную и личностную успешность / неуспешность школьников. Поскольку личностное развитие и саморазвитие находятся в прогрессивной динамике, специалистами отмечается необходимость разработки и реализации профилактических программ, направленных на усвоение детьми и подростками адаптивных способов совладания, позволяющих укрепить свой жизненный потенциал.

Овладение и совершенствование навыков успешного совладания с трудностями происходит в процессе обучения и тренировки. А.В. Либина отмечает, что в процессе обучения копингу человек приобретает необходимые навыки и учится адекватному их применению в повседневной жизни, становясь при этом психологически грамотным и компетентным в жизни, более подготовленным к различным каверзам и неожиданностям судьбы [2, с. 283]. В этой связи нами разработана система психологического сопровождения подростков, направленная на формирование продуктивного копинга и обеспечивающая адекватность совладающих стратегий личностному успеху школьников [3].

Целью разработанной системы является создание условий для эффективного освоения подростками продуктивных совладающих стратегий, используемых в различных ситуациях и направленных на успешное разрешение жизненных трудностей и достижения целей.

В число задач психологического сопровождения включены следующие: расширение осознания источников и причин возникновения жизненных и возрастных трудностей; стимулирование осознанного отношения к преодолению сложных, стрессовых ситуаций в различных жизненных условиях; преодоление внутренних конфликтов и трудностей путем их анализа и оценки; перестройка предыдущего дисфункционального опыта в решении жизненных проблем и трудностей; развитие личностного потенциала, способствующего продуктивному копингу; развитие интеллектуальных ресурсов и социабельности, направленных на использование когнитивных усилий, имеющих конструктивное значение; формирование эмоциональной зрелости, предполагающей высокий уровень адаптивности в любой жизненной ситуации и конструктивной эмоциональной активности; формирование умений своевременного, уместного и достаточного проявления регулятивно-волевой активности.

Поскольку подросток находится в стадии своего активного развития и созревания, при этом, являясь субъектом образовательной системы, он энергично вовлечен в разные социальные связи, то с нашей точки зрения работа по психологическому сопровождению подростков должна осуществляться в трех направлениях: с самими подростками, с их родителями (семьей) и с учителями (педагогический коллектив).

При работе с подростками задача состоит не только в том, чтобы научить их конструктивному копингу, но и развить психологическую компетентность, включающую в себя личностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Решение такой сложной задачи возможно только при условии активного включения самого подростка в эту работу, осознания ее ценности и необходимости для собственного персонального развития, понимания ее выгодности в пополнении ресурсов, помогающих не только справляться с разнообразными трудностями и конфликтами, но и достигать реальных жизненных успехов. При этом важно подчеркнуть роль психолога, который организует работу с подростками и является главным реализатором его психологического сопровождения в образовательной среде. Для продуктивной работы психолог должен обладать коммуникативной компетентностью, которая является основной составляющей его профессиональной компетентности. «Она включает: высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение активного слушания, построение обратной связи; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности» [3, с. 270].

В систему психологического сопровождения включены три блока. Блок «Психологическое просвещение» проводится в форме бесед и лекций. Блок «Психологическое развитие» подразумевает включение подростков в групповую работу посредством участия в комплексном тренинге. Тренинг направлен на личностное совершенствование через познание себя, развитие уверенности, веры в самоэффективность, способности к целеполаганию, коммуникабельности. Также особое внимание в тренинге уделяется формированию эмоциональной зрелости, предполагающей высокий уровень адаптивности в любой жизненной ситуации и умений своевременного, уместного и достаточного проявления регулятивно-волевой активности. Еще одним содержательным компонентом тренинга является развитие интеллектуальных ресурсов и социабельности (социального интеллекта), направленных на использование когнитивных усилий, имеющих конструктивное значение. Блок «Психологическое консультирование» осуществляется в том случае, когда психолог выявляет наиболее проблемного подростка, видит его особую потребность в индивидуальной работе.

Объем данной статьи не позволяет раскрыть все блоки и компоненты программы сопровождения, а также результаты ее апробации. Ее содержание подробно представлено в нашей монографии [3].

Разработанная и апробированная система психологического сопровождения по формированию продуктивного копинга может выступать как одно из условий психологической безопасности подростков в образовательной среде.   Сформированный в результате целенаправленной работы продуктивный копинг можно рассматривать как психологический механизм обеспечения безопасного развития личности подростка, поскольку именно он помогает не только справляться с разнообразными трудностями и конфликтами, но и создает ощущение собственной защищенности и безопасности.

Литература

  1. Левченко В.О., Соловьева О.В. Основные стратегии совладающего поведения подростков. // Материалы II Международной научно-практической конференции: Молодежь и наука: реальность и будущее. – Невинномысск: НИЭУП, 2009. – Том II: Психология. – 541 с. – С. 266-268.
  2. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
  3. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – №1 (8), 2012. – 374 с. – С. 267-270.
  4. Соловьева О.В., Левченко В.О. Стратегии совладания и личностная успешность подростков. – Монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2010. – 188 с. 

Об авторе 

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Продуктивнй копинг как психологический механизм безопасного развития личности подростка в образовательной среде. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен