Токарева И.Н., Котягина Г.О. (г. Москва)

Токарева И.Н., Котягина Г.О. (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

  

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследованиявзаимосвязи проявления агрессивности личности старших школьников с типом их родительской семьи. Показаны специфические значимые различия, как в степени выраженности, так и в формах проявлении агрессивности у старших школьников из разных типов родительской семьи. Результаты, полученные в данном исследовании, могут использоваться в решении проблем социально-психологической адаптации, организации учебной деятельности.

Ключевые: агрессивность, личность, расширенная, нуклеарная семья. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

В условиях нестабильности и неопределенности современного общества, увеличения объема агрессивно насыщенной информации проблема агрессивности у подрастающего поколения приобретает особую актуальность.

В раннем юношеском возрасте происходит переосмысление социальных и духовных ценностей, выбор собственной жизненной позиции, что сопровождается внутренним напряжением, амбивалентностью мыслей, чувств, черт характера юношей и девушек. При этом адекватные, конструктивные средства отстаивания своих позиций пока не выработаны. Многие авторы (А. Бандура, Л. Берковиц, А.А. Реан, С. Розенцвейг, З. Фрейд, и др.) [1; 2; 6; 7 и др.] отмечают, что актуализация негативных личностных тенденций может приводить к формированию и закреплению у старших школьников предрасположенности к агрессивным формам поведения.

Агрессивность, как феномен, интенсивно изучается отечественными и зарубежными психологами, педагогами, социологами. Но, несмотря на многочисленность исследований, посвященных анализу феномена агрессивности, остается неясным вопрос, касающийся различий в ее проявлении и формировании, а также роли социального окружения в детерминации агрессивности личности в различные возрастные периоды ее развития.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают ведущую роль семьи в формировании личностных особенностей ребенка. На ранних этапах жизни семья является для индивида единственной, а в дальнейшем и одной из наиболее важных социальных групп (Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, В.К. Шабельников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.) [4; 5; 9; 10 и др.]. В психологической науке широко изучается воздействие разнообразных семейных факторов на развитие личности ребенка: семейного неблагополучия, личностных особенностей родителей, стилей семейного воспитания, детско-родительских отношений и пр. При этом недостаточно работ, посвященных проблеме детерминирующих основ агрессивности детей в зависимости от типа семейно-родовых отношений, в которые ребенок включен с самого рождения.

В современном обществе чаще всего встречаются два типа семьи – нуклеарная и расширенная семья. Они характеризуются разными системами функциональной организации, логикой жизнедеятельности. В связи с этим видится актуальным исследование влияния данных типов родительской семьи на особенности проявления агрессивности старших школьников.

Объект исследования – агрессивность старших школьников как свойство личности, характеризующее предрасположенность к агрессивному поведению.

Предметом исследования является взаимосвязь проявления агрессивности личности старших школьников с типом их родительской семьи.

Цель исследования – изучить влияние типа родительской семьи на особенности проявления агрессивности личности старших школьников.

В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, тип организации родительской семьи является условием, существенно влияющим на особенности формирования агрессивности старших школьников. Существуют различия в проявлении агрессивности у старших школьников из разных типов родительской семьи.

В частности:

1. Старшие школьники из нуклеарной семьи склонны проявлять большую агрессивность по сравнению с представителями расширенной семьи.

2. Мальчики и девочки из разных типов семьи по-разному проявляют агрессивность.

Методы исследования:

- теоретические методы – анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические методы – наблюдение, психологическое тестирование.

В работе применялись следующие психодиагностические методики:

1. Модифицированная методика «Тип семьи» В.К. Шабельникова [8].

2. Авторская анкета И.Н. Токаревой «Тип семьи» [8].

3. Методика А. Басса, А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого).

- методы статистической обработки данных: описательная статистика (расчет медианы, стандартного отклонения), U-критерий Манна-Уитни. Статистический анализ результатов исследования проводился с помощью программы IBM SPSS Statistics 21.0.

Эмпирическая база исследования: МБОУ Школа № 7 «Русская классическая школа» г. Рязань. В исследовании принимало участие 60 человек (30 мальчиков и 30 девочек) – школьники 10-11 классов в возрасте 15-17 лет. В І группу были включены 30 старшеклассников (15 мальчиков и 15 девочек), воспитывающихся в нуклеарных семьях; во ІІ группу – также 30 чел. (15 мальчиков и 15 девочек), воспитывающихся в расширенных семьях.

Существуют различные подходы к определению природы агрессии и агрессивности, которые представляют собой единую систему научных воззрений на понимание агрессивности:

а) Агрессивные побуждения являются врожденными (З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм и др.);

б) Агрессия является ответом на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковиц и др.);

в) Агрессивность и агрессивное поведение являются результатом социального научения (А. Бандура и др.).

Агрессивность рассматривается исследователями с двух позиций – как деструктивное свойство личности и как необходимое условие выживания субъекта, защитный механизм психики, стимул к самореализации личности (К. Лоренц, А. Адлер, К. Роджерс и др.). Соответственно двойственная природа агрессивности не позволяет однозначно отнести ее к негативным или позитивным личностным свойствам.

Неоднозначность оценки агрессивности личности актуализирует проблему ее детерминации. Р. Бэрон и Д. Ричардсон [3] описывают основные детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.

В социально-психологической литературе в качестве детерминант агрессии рассматривают фрустрацию, провокацию.Важным является то, что первые контакты с агрессивным поведением ребёнок получает в семье. Р. Бэрон и Д. Ричардсон писали, что «семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление» [3]. Первичная социализация ребёнка происходит в семье, в которой он может встретиться с различными моделями агрессивного поведения.

К факторам агрессивного поведения также относят взаимоотношения со сверстниками, средства массовой информации, эмоциональную чувствительность и тревожность личности, ее ценностные ориентации и самосознание, нейродинамические и психодинамические качества, темперамента и формируемые на их основе черты, и акцентуации характера и др.

Многими исследователями зафиксировано существование гендерных различий в проявлениях агрессивности , состоящие в том, что мужчины более агрессивны, склонны к физической агрессии, а женщины проявляют бóльшую враждебность и склонны к косвенной и вербальной агрессии.

В реальной жизни агрессивность личности является результатом сложного взаимодействия социальных, индивидуальных и биологических факторов, действие которых значительно корректируется конкретными отношениями и ситуацией, в которую она попадает.

Сравнительный анализ результатов исследования выраженности и форм агрессивности старших подростков (рис.1).

Агрессивность                                            Враждебность         

t1

 

Рис. 1. Выраженность агрессивности и враждебности у старших школьников из разных типов родительской семьи, %

Анализ результатов исследования уровня выраженности агрессивности старших школьников из I и II групп (рис.1) позволил выявить, что для более половины (16 чел. – 53,3%) детей из нуклеарных семей характерен нормативный уровень агрессивности.

У большинства респондентов (19 чел. – 63,4%) из семей расширенного типа выраженность агрессивности соответствует значениям ниже нормы. Также в обеих группах выявлены лица с высоким уровнем агрессивности, однако в нуклеарных семьях их в 4 раза больше, чем в расширенных семьях (рис.1).

В результате анализа выраженности враждебности в I и II группах установлено, что полученные результаты практически не отличаются. Так, по 60,0% респондентов (18 чел.) из каждой группы характеризуются нормативным уровнем враждебности. При этом значительное число старших школьников проявляют высокий уровень данного свойства: 36,7% в I группе и 40,0% во II группе.

Рассмотрим, какие же формы агрессивности чаще проявляют старшие школьники из обоих типов семей (рис. 2).

t2

Рис. 2. Формы агрессивности у старших школьников из разных типов родительской семьи, %

Из данных рисунка следует, что для респондентов обеих групп (30,0% в I группе и 36,7% во II группе) наиболее характерно проявление раздражения. Для 23,4% (7 чел.) респондентов из I группы и 30,0% (9 чел.) из II группы характерно одновременное сочетание двух и более форм агрессивности (чаще – раздражения с подозрительностью, вербальной и физической агрессией).

По результатам исследования 20,0% (6 чел.) старших школьников из нуклеарных семей и 16,7% (5 чел.) проявляют подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, склонность считать, что другие люди планируют и приносят им вред.

К проявлению вербальной агрессии склонны 1/5 часть (6 чел.) старших школьников из нуклеарных семей и лишь 6,7% (2 чел.) из семей расширенного типа. Данные лица предпочитают выражать собственные негативные чувства через форму и содержание вербальных высказываний (крик, угрозы и пр.).

Следует отметить, что выявлены такие формы агрессивности, которые характерны для старших школьников из одной группы и не характерны для респондентов из другой группы. Так, в нуклеарных семьях небольшое число школьников (3,3% – 1 чел.) проявляют обиду (зависть и негативные чувства в отношении окружающих за их реальные или воображаемые действия) и чувство вины (убеждение субъекта в том, что он является злым человеком, что поступает плохо). В расширенных семьях 10,0% школьников (3 чел.) чаще демонстрируют косвенную агрессию, направленную на другое лицо не непосредственно, а окольным путем, или вообще ни на кого не направленную.

В таблице 2.2 приведены результаты диагностики выраженности агрессивности и враждебности у респондентов из разных типов семей в зависимости от их гендерной принадлежности.

Таблица 1. Выраженность агрессивности и враждебности у мальчиков и девочек из разных типов родительской семьи

Уровень выраженности показателя

Группа I(n=30)

Группа II(n=30)

мальчики (n=15)

девочки (n=15)

мальчики (n=15)

девочки (n=15)

Индекс агрессивности

Ниже нормы

4 чел. (26,7%)

6 чел. (40,0%)

8 чел. (53,3%)

11 чел. (73,3%)

Норма

8 чел. (53,3%)

8 чел. (53,3%)

6 чел. (40,0%)

4 чел. (26,7%)

Выше нормы

3 чел. (20,0%)

1 чел. (6,7%)

1 чел. (6,7%)

-

Индекс враждебности

Ниже нормы

1 чел. (6,7%)

-

-

-

Норма

11 чел. (73,3%)

7 чел. (46,7%)

12 чел. (80,0%)

6 чел. (40,0%)

Выше нормы

3 чел. (20,0%)

8 чел. (53,3%)

3 чел. (20,0%)

9 чел. (60,0%)

Установлено, что в нуклеарных семьях более половины (53,3%) мальчиков и девочек характеризуются нормативным уровнем агрессивности, при этом 40,0% девочек демонстрируют ее низкий уровень, а 20,0% мальчиков – высокий. В расширенных семьях большинству детей присуща низкая выраженность агрессивности: 53,3% мальчиков и 73,3% девочек.

Анализ результатов сравнения уровня враждебности показал, что и в I и во II группах для большинства мальчиков (73,3% в I группе и 80,0% во II группе) характерна ее нормативная выраженность, в то время как большинство девочек (53,3% в I группе и 60,0% во II группе) проявляют высокий уровень враждебности.

Анализ форм агрессии у мальчиков и девочек из нуклеарных и расширенных семей представлен в таблице 2.

Таблица 2. Формы агрессии у мальчиков и девочек из разных типов родительской семьи

Формы агрессии

Группа I(n=30)

Группа II(n=30)

мальчики (n=15)

девочки (n=15)

мальчики (n=15)

девочки (n=15)

Вербальная

4 чел. (26,7%)

2 чел. (13,3%)

2 чел. (13,3%)

-

Косвенная

-

-

1 чел. (6,7%)

2 чел. (13,3%)

Раздражение

4 чел. (26,7%)

5 чел. (33,3%)

7 чел. (46,7%)

4 чел. (26,7%)

Подозрительность

2 чел. (13,3%)

4 чел. (26,7%)

2 чел. (13,3%)

3 чел. (20,0%)

Обида

-

1 чел. (6,7%)

-

-

Чувство вины

1 чел. (6,7%)

-

-

-

Смешанная

4 чел. (26,7%)

3 чел. (20,0%)

3 чел. (20,0%)

2 чел. (13,3%)

Исходя из данных таблицы следует, что для мальчиков из нуклеарных семей в большей степени характерны вербальная агрессия, раздражение, а также сочетание двух и более форм агрессивности (по 26,7%); для девочек – раздражение (33,3%) и подозрительность (26,7%). Значительная часть респондентов из расширенных семей склонны к проявлениям раздражения: 46,7% мальчиков и 26,7% девочек.

Таким образом, старшие школьники из нуклеарных семей проявляют бóльшую выраженность агрессивности и отличаются от своих сверстников из расширенных семей бóльшей склонностью к вербальной агрессии, в то время как последние проявляют раздражение. У мальчиков выраженность агрессивности выше, чем у девочек, а формы агрессивности схожи. Данные утверждения требует дальнейшей статистической проверки.

Статистическая значимость различий в параметрах агрессивности старших школьников из семей нуклеарного и расширенного типа, а также мальчиков и девочек устанавливалась с использованием U-критерия Манна-Уитни.

Анализ выраженности агрессивности, враждебности и различных форм агрессии у старших школьников (табл. 3.) позволил выявить достоверные различия в выраженности следующих показателей: индекс агрессивности (р=0,006), физическая агрессия (р=0,009), вербальная агрессия (р=0,031) и чувство вины (р=0,035). Так установлено, что все эти показатели, кроме последнего, достоверно выше в группе детей из нуклеарных семей, выраженность чувства вины при этом выше у старших школьников, воспитывающихся в расширенных семьях.

Таблица 3. Различия в выраженности агрессивности, враждебности и форм агрессии у старших школьников из разных типов родительской семьи

Формы агрессии

Группа I(n=30)

Группа II(n=30)

Значимость различий, р

Ме

σ

Ме

σ

Индекс агрессивности

17,5

4,4

15,5

3,9

р=0,006**

Индекс враждебности

9,0

3,3

10,0

2,9

р=0,755

Физическая

4,5

1,4

4,0

1,5

р=0,009**

Вербальная

6,0

2,0

5,0

2,0

р=0,031*

Косвенная

5,0

1,8

4,5

2,0

р=0,570

Негативизм

3,0

1,4

2,0

1,5

р=0,184

Раздражение

7,5

2,0

7,0

2,7

р=0,279

Подозрительность

5,5

2,6

5,5

2,4

р=0,970

Обида

4,5

2,1

4,0

2,0

р=0,575

Чувство вины

4,0

1,9

5,0

2,2

р=0,035*

Ме – медиана; σ – стандартное отклонение; * – различие на уровне значимости р≤0,05; ** – различие на уровне значимости р≤0,01

Рассмотрим теперь, оказались ли выявленные различия между мальчиками и девочками статистически значимыми. Из данных таблицы 2.11 следует, что для обеих исследуемых групп характерно наличие одинаковых тенденций. Так и в нуклеарных, и в расширенных семьях выраженность агрессивности мальчиков достоверно выше, чем девочек (р=0,026 в I группе и р=0,045 во II группе). При этом выраженность враждебности выше у девочек (р=0,019 в I группе и р=0,026 во II группе). Следует отметить, что полученные в группе значения медианы соответствуют нормативному уровню выраженности агрессивности и враждебности.

            Также значимые различия установлены в формах проявления агрессивности: выраженность физической агрессии больше у мальчиков (р<0,0001 в I группе и р=0,002 во II группе), а косвенной – у девочек (р=0,007 в I группе и р=0,005 во II группе), которые к тому же более обидчивы, чем мальчики (р<0,0001 в обеих группах).

Таблица 4. Различия в выраженности агрессивности, враждебности и различных форм агрессии у мальчиков и девочек из разных типов родительской семьи

Формы агрессии

Группа I(n=30)

Группа II(n=30)

мальчики (n=15)

девочки (n=15)

Значимость различий, р

мальчики (n=15)

девочки (n=15)

Значимость различий, р

Ме

σ

Ме

σ

Ме

σ

Ме

σ

Индекс агрессивности

22,0

4,0

17,0

3,8

р=0,026*

16,0

4,0

14,0

3,3

р=0,045*

Индекс враждебности

9,0

2,8

11,0

3,3

р=0,019*

8,0

2,8

11,0

2,7

р=0,026*

Физическая

6,0

1,2

4,0

0,9

р<0,0001***

4,0

1,4

3,0

1,1

р=0,002**

Вербальная

7,0

1,9

6,0

2,1

р=0,233

5,0

2,1

5,0

2,0

р=0,806

Косвенная

4,0

1,7

6,0

1,4

р=0,007**

3,0

1,6

6,0

1,8

р=0,005**

Негативизм

3,0

1,2

3,0

1,6

р=0,486

2,0

1,8

2,0

1,2

р=0,486

Раздражение

8,0

2,0

7,0

2,0

р=0,389

8,0

2,9

6,0

2,4

р=0,161

Подозритель-ность

5,0

1,7

6,0

2,8

р=0,935

5,0

2,6

6,0

2,3

р=0,838

Обида

3,0

1,6

6,0

1,5

р<0,0001***

3,0

1,6

6,0

1,4

р<0,0001***

Чувство вины

5,0

2,0

3,0

1,8

р=0,486

5,0

2,5

5,0

1,8

р=0,806

Ме – медиана; σ – стандартное отклонение; * – различие на уровне значимости р≤0,01; ** – различие на уровне значимости р≤0,01; *** – различие на уровне значимости р<0,0001

Выводы

1. У детей из нуклеарных семей агрессивность более выражена, у них ярче проявляются физическая и вербальная формы агрессии, а также склонность к неявной агрессивности; проявления данного личностного свойства направлены, в первую очередь, на «вышестоящих» людей (родители, педагоги, другие взрослые), которые могут наложить запрет, как ограничения на действия ребенка;

2. Старшие школьники из семей расширенного типа проявляют агрессивность менее выражено, для них характерно наличие чувства вины, склонность к неявной агрессивности у них также снижена.

3. У мальчиков из семей обоих типов агрессивность более выражена, и ее проявления наблюдаются чаще, чем у девочек, также у них более выражена физическая форма агрессии;

4. У девочек более выражена враждебность, косвенная агрессия и обида, они в большей степени склонны к неявной агрессивности.

Полученные результаты свидетельствуют о значимых различиях в особенностях агрессивности старших школьников из разных типов родительской семьи.

Литература

  1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм-Еврознак, Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. – 510 с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
  4. Выготский Л.С. Детская психология. // Собрание сочинений: В 6-ти т. – М., 1984. – Т.4. – 434 с.
  5. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб.: СанВеда, 2000. – 135 с.
  6. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3-18.
  7. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105-110.
  8. Токарева И.Н. Программа и методы исследования субъектных характеристик личности студентов из разных типов родительской семьи. / Под общ. ред. профессора Шабельникова В.К. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2013. – 37 с.
  9. Шабельников В.К. Развитие личности в условиях изменения структуры семьи. // Перспективы развития культурно-исторической теории. Материалы VII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. – М., 2006. – С. 251-253.
  10. Эйдемиллер Е.Г. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. – 316 с. 

Об авторе 

Токарева Ирина Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и методологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Котягина Галина Олеговнамагистрантка 2-го курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Токарева И.Н., Котягина Г.О.  Особенности проявления агрессивности у старших школьников из разных типов семейно-родовых отношений. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен