Филимонова А.Н. (г. Пятигорск)

Филимонова А.Н. (г. Пятигорск)

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В работе обосновывается актуальность исследования проблемы развития личностной самопрезентации студентов-менеджеров. Раскрывается содержание процесса личностной самопрезентации. Определяются факторы, обусловливающие успешность процесса самопрезентации. Выявляется зависимость выбора тактик и стиля самопрезентации от особенностей профессиональной деятельности менеджеров. Указываются индивидуальные различия в осуществлении процесса самопрезентации. Описываются психологические условия, которые оказывают влияние на процесс формирования первого впечатления. Выделяются этапы формирования желаемого образа. Предлагается концепция развития личностной самопрезентации студентов-менеджеров в процессе обучения.

Ключевые слова: личностная самопрезентация, студенты-менеджеры, образ Я, самооценка, самоактуализация, управленческая деятельность, профессионально важные качества менеджера, студенческий возраст.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Обращение внимания к проблеме личностной самопрезентации в настоящее время объясняется не только ростом интенсивности межкультурных коммуникаций и информационных технологий, но и возрастающим пониманием важности ее роли в различных сферах жизнедеятельности человека.

Несмотря на то, интерес психологической науки к исследованию проблемы самопрезентации личности растет, многие аспекты в изучении данного вопроса остаются малоизученными. В области менеджмента самопрезентация также играет значимую роль, особенно, что касается успешности профессиональной деятельности.

Многие ученые неоднократно обращались в своих работах к изучению факторов, обуславливающих успешность процесса самопрезентации. Например, В.В. Хороших в своем исследовании выявила базовые психологические составляющие, способствующие успешности самопрезентации. Среди наиболее важных факторов автор указала на социальную активность индивида, его потребность в идентификации с окружающими и общительность. При этом отмечалось, что успешность самопрезентации опосредована совокупностью когнитивных и коммуникативных особенностей личности, а также эмоциональными и регулятивными свойствами личности [10, с. 36-42].

Исследование О.А. Пикулевой было посвящено изучению возрастных, гендерных и профессиональных особенностей самопрезентационного поведения. Автор показала, что ранний этап жизненного пути у мужчин и женщин в контексте самопрезентационных тактик отличается. У женщин он характеризуется защитным типом, а у мужчин – ассертивным, что обусловлено выполнением определенных гендерных ролей. В процессе жизни происходит перемещение у женщин от защитных тактик к ассертивным, у мужчин все наоборот [8, с. 85- 94].

Кроме вышеизложенного, автор установил, что особенности профессиональной деятельности и ее специфика оказывают влияние на выбор тактик самопрезентации, самопрезентационного поведения, и в большей степени проявляются у представителей таких типов профессий как «человек – человек» или предметноориентированных [13, с. 47-48].

Зарубежные исследования указывают на то, что на выбор стиля самопрезентации могут оказывать влияние и другие факторы, например, когнитивный, отражающийся в образе «Я», ценностях и идеалах; культурный фактор, характеризующий традиционные поощрения или наказания; и личностный фактор, представляющий собой социально-психологическую адаптацию и своеобразный комплекс приемов и тактик самопрезентации.

Зарубежные исследователи подчеркивают то, что самопрезентация во многом обусловлена особенностями социального контекста, где реализуется. Соответствующий уровень социальных норм и ценностей задает возможные варианты проявлений самопрезентации. Исследователи М. Лири и Р. Ковальски считают, что выбираемые личностью способы, с помощью которых производится регуляция производимым им впечатлением, опосредованы: Я-концепцией, желательными и нежелательными образами Я; обязательствами, накладываемыми исполняемой человеком ролью; реальным и «потенциальным» социальным образом [3, c. 43].

Кроме того, в литературе, имеются указания на значимые индивидуальные различия в осуществлении самопрезентации. Известно, что представители таких профессий как актер, телеведущий, политик, журналист и др. во многом осознают и контролируют производимое впечатление, а представители других сфер профессиональной деятельности контроль и осознание подобного впечатления осуществляют в значительно меньшей степени.

В русле исследования интересными являются теоретические положения А.А. Бодалева и В.Н. Панферова об особенностях формирования первого впечатления [1]. Авторам удалось выявить и создать типовые схемы, согласно которым может формироваться образ другого. Так, были представлены три фактора, которые оказывают влияние на процесс формирования первого впечатления о другом [5].

В качестве наиболее значимого фактора был выделен внешний облик и поведение объекта перцепции, который может характеризоваться следующими признаками: анатомическими, функциональными и социальными. Согласно выводам Л.В. Петрова внешний облик индивида формируется иерархично и отражает знаковую систему, состоящую из: социальной дифференциации; половой дифференциации; возрастно-групповой дифференциации; эротических характеристик; характерологических особенностей; престижно-статусных и ролевых моментов [7].

На формирование персонального образа влияют две большие группы факторов – внешние и внутренние. Однако чаще всего первое впечатление о другом человеке складывается на основе внешних факторов.

К внешним факторам персонального образа следует отнести следующие характеристики: физические данные, а именно, особенности роста, веса, природного цветотипа, специфику волос и кожи; лицо, а именно, особенности овала, черт лица, зубов, линии профиля; фигуру, а именно, особенности: контурной линии в фас или профиль, осанку, пропорцию тела, строение частей тела; одежду; состояние волос, кожи, рук; особенности письменной и устной речи; манеры; звучание голоса; мимику, а именно, особенности выражения лица, лицевой маски; специфику телодвижения, а именно, особенности походки, жестов, позы, осанки; взгляд; среды обитания [4].

Восприятие внешнего образа индивида и его привлекательность во многом определяются согласно общепринятым представлениям об эталоне красоты. В этой связи при оформлении внешности необходимо учитывать соответствующие принятые нормы.

Внутренние факторы персонального образа характеризуются интеллектуальными, художественными, информационными личностными качествами; коммуникабельностью; эмпатичностью; соответствующим уровнем нравственности; умением ориентироваться в ситуации; уверенностью в себе; навыками в самопрезентации или особой одаренностью «нравиться людям».

На формирование впечатления о другом человеке также влияет и ситуация, в условиях которой это происходит. Авторы подчеркивают, что на восприятие субъекта самопрезентации оказывают воздействия своеобразие социального фона и отношение социального окружения, проявляющееся в степени социальной значимости воспринимаемого. Согласно исследованиям А.Л. Свенцицкого одним из наиболее важных факторов, который формирует первое впечатление о человеке, является «…его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе» [9, с. 251].

Другим фактором, формирующим первое впечатление необходимо выделить индивидуальные особенности того, у кого оно создается. Как отмечают исследователи, собственные личностные качества воспринимающего субъекта в большой степени влияют на сформированность впечатлений о ранее малонезнакомом человеке [5].

Зачастую мы оцениваем других людей, опираясь на сугубо свои внутренние установки и они, как правило, оказываются решающими в оформлении нашего суждения. Особенно это выражается у лиц, которые отличаются малой критичностью и плохо понимают свои личностные особенности, приписывая свои качества и состояния окружающим людям. Для того, чтобы практически решать задачи самопрезентации необходимо понимать процесс восприятия как сложный субъективный механизм принятия одно человека другим. В создании образа впечатлений участвуют как личностные, так и социальные механизмы, включаются анализаторы ощущений; задействуются эмоции; проявляется адресное внимание; актуализируется интерес; стимулируется коммуникативное взаимодействие.

Следовательно, процесс самопрезентации можно представить как особый стиль самовыражения и поведения, которые направлены на создание благоприятного впечатления вообще или впечатления, соответствующего каким-то идеалам.

Как указывал М. Эггерт, первая встреча с человеком за 7 секунд знакомства дает нам как минимум 11 заключений относительно его: уровня материального благополучия; интеллектуального развития и образования; искренности и надёжности; степени доверия к другому; уровня конфликтности; пола, сексуальной ориентации, степени желанности и доступности; степени успешности; политической ориентации; шкалы моральных ценностей; этнической принадлежности; социальной привлекательности [14, с. 47-48].

А. Меграбиан и С. Феррис в своих исследованиях сравнивали информативность трех видов презентации: вербальную, невербальную и мимическую. Результаты изучения показали, что большую часть впечатления мы получаем от мимической информации (55%), на невербальной основывается 38%, и лишь 7% приходится на вербальную. Таким образом, на восприятие партнером по общению значительное влияние оказывает невербальное самопрезентационное поведение индивида [3].

Другим важным условием создания благоприятного впечатления можно назвать фасцинации и эффект аттракции. Процесс фасцинации позволяет при словесном воздействии на людей достигать минимальной потери информации. Именно искусная речь может помочь обратить внимание на себя, добиваться к себе доброжелательного расположения. Аттракция подразумевает визуальное и фиксированное привлечение к себе, выражающееся в позитивном эмоциональном отношении человека к кому-либо и симпатии. Этот процесс, как правило, бывает спонтанным [6].

Значимым психологическим условием успешной личностной самопрезентации может выступать потребность в самоактуализации. Она проявляется в стремлении индивида к более полному выражению и развития своих потенциальных возможностей, к актуализации своего личностного ресурса [11, с. 446-450].

Особенно важна самопрезентация в деятельности людей, связанных с управленческой деятельностью. Для них имеют особое значение умения подавать себя, привлекать к себе внимание, актуализировать интерес к своим качествам. Эти способности способствуют достижению успеха в управленческом общении, утверждают их лидерские позиции в коллективе, оказывают позитивное воздействие в обретении авторитета менеджеров среди сотрудников [11, с. 448].

Для достижения вышеперечисленных задач необходима организация хорошей профессиональной подготовки будущих менеджеров на этапе обучения в вузе [12, с. 34-36].

К качествам, обеспечивающим успешное выполнение будущей профессиональной деятельности менеджера, следует отнести сформированность его организаторских и коммуникативных способностей, высокий уровень саморегуляции и способности оказывать влияние на окружающих и др.

Наиболее эффективным в плане формирования профессионально важных качеств менеджера является студенческий возраст. Для него характерны достижения наивысших результатов, которые основаны на особенностях биологического, психологического, социального процессов развития [12, с. 37-43]. Развитие способности самопрезентации студентов-менеджеров позволит им грамотно выстраивать собственный индивидуальный профессиональный образ, поможет правильно распознавать реакции окружающих людей, конструктивно осуществлять самоконтроль за поведением, выбирать эффективные стратегии и технологии личностной самопрезентации.

Согласно мнению К. Пелескиса и его коллег существует три этапа формирования желаемого образа. К первому этапу относится процесс создания «Я-образа», на котором индивид осуществляет выбор внешнего образа, на втором происходит выбор поведенческой стратегии самопрезентации, третий предполагает непосредственное управление впечатлением окружающими и его оценка. Использование процесса управления впечатлением в качестве тактики самопрезентации способствует достижению как социальных, так и материальных результатов, оказывает положительное влияние на личную самооценку и идентичность личности презентирующего [6].

Раскроем более подробно описанные выше этапы и их составляющие. Первый этап предлагает определение отличительных особенностей индивидуальности личности, который создает новый имиджа. В его процессе происходят самоидентификация личности, формулируется «Я-концепции» в качестве базы построения будущего персонального образа, отражающего лучшие внутренние и внешние свойства личности. В этой связи учитываются внешние и внутренние данные индивида. К внешним обычно относят соматические и физиогномические характеристики; особенности стиля одежды и выбора прически. Внутренние составляющие облика характеризуют душевные качества, интеллектуальные особенности, нравственную зрелость личности, уровень развития воли, коммуникабельность, эмпатию, способность к рефлексии, интуиции, терпение.

Противоположную точку зрения к организации процесса формирования личностной самопрезентации выражает ученый М. Мартинко. Он считает, что процесс управления впечатлением других людей состоит из идентификации цели, выбора соответствующей тактики, продуцирования специфического поведения, оценки реакций аудитории и собственных результатов, сохранения или коррекции цели и тактики [2, с. 637-703].

В ходе проведенного анализа, нам удалось выявить, что как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях, ученые выражают общее мнение о необходимости системного и комплексного изучения личностной самопрезентации и особенностей ее развития.

Для развития успешной личностной самопрезентации следует исследовать особенности влияния всех внешних и внутренних факторов феномена в их целостном взаимодействии, обучить будущих студентов-менеджеров особенностям эффективного партнерского общения, сформировать потребность в осознании и укреплении личностных установок, овладеть тактиками доверительной коммуникации, развить стремление в самопознании. Очевидным становится то, что осуществление подобной работы в процессе подготовки студентов-менеджеров необходимо, и реализовать ее возможно при специально организованном психологическом сопровождении, направленном на теоретическое ознакомление с особенностями личностной самопрезентации и практическое овладение стратегиями и тактиками ее реализации.

Литература

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
  2. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии. // Реклама: внушение и манипуляция. – Самара, 2007.
  3. Корягина Н.А. Проблемы исследования социально-психологических факторов самопрезентации. // Модернизация российского образования: тренды и перспективы: монография. Кн. 3. – Краснодар: Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012.
  4. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации. – М., 2009.
  5. Панфёров В.Н. Интегративный подход к психологии человека. // Психология человека: интегративный подход. – СПб.,
  6. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  7. Петров Л.В. Мода как общественное явление. – Л.,1974 .
  8. Пикулевой О.А.Психология самопрезентации личности. – М.: ИНФРА-М, 2013 .
  9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект,2003.
  10. Хребина С.В., Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 2. – С. 446-450.
  11. Хребина С.В., Плугарева А.В. Прикладные основы организации психологической службы в вузе. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007.
  12. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: LINKA, 1997
  13. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации: Дисс. …канд. психол. наук. – СПб., 2001.
  14. 14. Эггерт М. Язык тела. Впечатляйте, убеждайте и добивайтесь успеха с помощью языка тела. – .: Претекст,2012.

 

Об авторе

 

Филимонова Ангелина Николаевна – аспирантка направления подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль Педагогическая психология Пятигорского государственного университета.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Филимонова А.Н. К вопросу о психологических условиях развития личностной самопрезентации студентов-менеджеров. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен