Волков А.А., Назаров И.Н. (г. Ставрополь)

Волков А.А., Назаров И.Н. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. Профессиональная деятельность судебного пристава требует наличия у него определенных психологических факторов: способностей, знаний, умений, опыта и целого ряда личностных индивидуально-психологических качеств.

Ключевые слова: судебный пристав, психологические требования к кандидатам на службу, психологическая подготовка, служебная деятельность, психологическая подготовленность, профессионально важные качества.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В Минюсте РФ действует приказ №53 от 18 апреля 2005 г. «Об утверждении программы специальной подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». На основе этого приказа организация специальной подготовки осуществляется в соответствии с требованиями «Положения о профессиональной подготовке в федеральной службе судебных приставов», утвержденного приказом №8 от 02.02.2005 г. Среди перечня учебных дисциплин введена «Психологическая подготовка» включающая в себя две темы: Психологическая характеристика служебной деятельности судебного пристава по ОУПДС и Тактика поведения судебного пристава в конфликтных ситуациях. С общим объемом часов – 5. Вместе с тем, если мы обратимся для сравнения к приказу МВД РФ от 08.10.2002 г. № 965 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», то согласно п.88.1 Наставления профессиональная психологическая подготовка также один из самостоятельных разделов служебной подготовки с объемом выделяемого времени – 12 часов и 12 темами для изучения. В данном Наставлении дано определение профессионально-психологической подготовленности сотрудников – это особое качество, которое определяется как совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих психологическим особенностям служебной деятельности и выступающих необходимым внутренним условием ее успешного осуществления. Основными компонентами структуры профессионально-психологической подготовленности выступают: профессионально развитые психологические качества, профессионально-психологические умения, профессионально-психологическая устойчивость [6-9]. Отметим, что некоторые авторы отмечают опережающее формирование трудовых навыков по отношению к профессионально значимым качествам личности и выделяют как минимум две группы профессий по признаку важности тех или иных профессионально важных качеств личности. В одной группе доминирующее значение имеет сформированность узкоспециализированных профессиональных знаний, умений и навыков технического уровня. В другой – важнейшим компонентом успешного профессионального становления является наличие определенных качеств личности. К таким качествам сотрудников органов внутренних дел Л.Н. Собчик и В.Л. Васильев относят эмпатийность, гуманные черты и критичность [10].

Результат деятельности судебного пристава зависит не только от его профессионального мастерства как специалистов, но и от психологического климата коллектива, психологической подготовленности сотрудников, их совместимости друг с другом. Однако в трудовом законодательстве РФ не закреплено право работодателя на проведение какого-либо психологического тестирования. Российский закон в большинстве случаев предусматривает только один способ определения пригодности сотрудника к службе – период испытания. А поскольку не предусмотрена возможность применения психологических тестов при отборе кандидатов на вакантные должности, то и ничем не ограничивается произвол работодателей. Если менеджеры коммерческих предприятий активно используют психологическое тестирование, то кадровые работники государственных органов не могут себе позволить подобную вольность, при отборе кандидатов на должность законодатель ставит кадровиков в жесткие рамки. Бланк анкеты для кандидатов на должности федеральной государственной службы утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р. Вносить в него изменения кадровики не вправе. Применение каких-либо других методик при отборе кандидатов на должности государственной службы вызывает вопрос: насколько эти действия будут правомерны. В Указе Президента Российской федерации от 01.02.2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской федерации» определено, что при проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным актам Российской федерации методам оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. Однако такие методики на государственной службе, отсутствуют. Применение методов психологического отбора не предусмотрено, отказать кандидату по этим основаниям запрещено.

Профессор В.Д. Грачев [11] выделил два основных условия в кадровой политике судебных приставов: первое условие – это формирование кадрового состава государственной службы через развитие профессиональных качеств государственных служащих. Второе условие формирование кадрового состава государственной службы через совершенствование образовательных программ и государственных образовательных стандартов. В настоящее время вектор соответствия профессиональной подготовки института судебных приставов с реально решаемыми задачами во многом представляется в виде социально созданных конструктов – «моделей соответствия». Федеральный закон от 27.07.2004 г.№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» представляет собой правовую основу кадровой политики в сфере федеральной государственной гражданской службы. Являясь базовым законом, регулирует отношения, возникающие в связи с поступлением на государственную службу и прохождение государственной гражданской службы.

Профессиональная деятельность судебного пристава требует наличия у него определенных психологических факторов: способностей, знаний, умений, опыта и целого ряда личностных индивидуально-психологических качеств. Число этих качеств достаточно велико. К ним, прежде всего, относится – профессиональная компетентность (знания, умения, навыки, профессиональный опыт), социальная зрелость, ответственность, аналитическое мышление, концентрация внимания, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, управленческие и коммуникативные способности, самоконтроль, интуиция, наблюдательность, стремление к познанию нового, эрудиция. Психологические качества судебного пристава, обеспечивающие эффективность его профессиональной деятельности [1-3; 5]:

1. Особенности внимания и наблюдательности. Эти характеристики имеют особенно важное значение при осуществлении охраны зданий, помещений судов и совещательных комнат, в частности, в процессе их обследования. Немаловажными они являются и в процессе наблюдения за обстановкой в зале суда, при обеспечении безопасности защищаемых лиц.

1.1. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители;

1.2. Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;

1.3. Способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно;

1.4. Умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте;

1.5. Умение выбирать при наблюдении данных (информации), необходимой для решения поставленной задачи.

2. Профессионально важные эмоциональные и волевые качества. Эти качества наиболее важны для судебного пристава в ситуациях осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, а также в процессе предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, задержании лиц, их совершивших, удалении из зала суда нарушителей и т. п.

2.1. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений; 2.2.Уравновешенность и самообладание при конфликтах;

2.3. Упорство в преодолении возникающих трудностей;

2.4. Способность к длительному сохранению высокой активности;

2.5. Низкая внушаемость, способность не поддаваться негативному влиянию, а также противостоять социально-психологическим механизмам воздействия (заражение, внушение, подражание), возникающим в зале суда при большом скоплении присутствующих;

2.6. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;

2.7. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности;

2.8. Способность сохранять собранность в условиях, стимулирующих возбуждение, агрессивность и т. п.

3. Интеллектуальные характеристики. В данном случае речь идёт не обо всех возможных характеристиках интеллектуальной сферы судебного пристава, а пить о тех, которые являются наиболее важными для принятия адекватных решений в различных ситуациях профессиональной деятельности.

В первую очередь, речь идёт о способности быстрой ориентировки и принятии решения в сложных, конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия, а также о ситуациях, в которых от быстроты и правильности выбора действий зависит безопасность защищаемых лиц.

3.1. Умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный;

3.2. Способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию;

3.3. Умение определить характер информации, необходимый для принятия решения;

3.4. Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации и дефиците времени на её полное осмысление.

4. Коммуникативные способности. Специфика профессионального общения судебного пристава состоит в том, что для него крайне важным является знание характеристик невербального общения. Это обусловлено необходимостью определять по внешним проявлениям, поведенческим признакам внутренние (в первую очередь, эмоциональные) состояния и возможные намерения граждан, находящихся в судебных помещениях. Такие знания помогут своевременно предупреждать, а при необходимости и пресекать нарушения и даже возможные преступления в зале суда. Что касается собственно коммуникативных характеристик, то здесь наибольшее значение имеют навыки общения в ситуациях конфликтного взаимодействия.

4.1. Способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;

4.2. Умение оказывать убеждающее психологическое воздействие;

4.3. Умение нейтрализовать агрессивного собеседника (как с помощью уклонения от конфликтной темы, перевода общения в другую плоскость, так и с помощью жёсткого пресечения агрессивности);

4.4. Способность к ролевому взаимодействию в конфликтных ситуациях;

4.5. Умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.

5. Особенности памяти. Профессиональная память, необходимая судебному приставу, эффективно «работает» в процессе осуществления наблюдения. Судебный пристав должен фиксировать и запоминать присутствующих в судебном помещении и их поведение, отслеживать происходящие изменения.

5.1. Хорошо развитая память на внешность и поведение человека;

5.2.Способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;

5.3. Зрительная память на обстановку.

6. Моторные качества. Учитывая конфликтный характер деятельности судебного пристава, ему необходимы хорошо развитые моторные качества чёткие стереотипы поведения для деятельности в экстремальных быстротекущих ситуациях.

6.1. Способность к быстродействию в условиях дефицита времени;

6.2. Быстрая реакция на возникновение неожиданных раздражителей;

6.3. Устойчивые стереотипы поведенческих реакций на различные экстремальные ситуации, включая силовое противоборство. Существенную часть функций судебного пристава обеспечивает административно-надзорная деятельность, то есть деятельность, связанная с контролем общественного порядка. В этой связи, для корректировки психограммы судебного пристава может быть использована психодиагностическая модель, определяющая профессионально важные для административно-надзорной деятельности качества личности. То есть наиболее успешные субъекты этой деятельности обладали следующими характеристиками:

• Наличие определённого жизненного и профессионального опыта;

• Интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии;

• Уверенность в себе, настойчивость, раскованность, способность к противодействию, стремление к личным впечатлениям;

• Спортивные качества;

• Способность к усвоению новых знаний, обучению;

• Склонность к соперничеству, противоборству;

• Активная личностная позиция, мотивация достижений, быстрота принятия решений.

• Контроль над агрессивностью, требовательность, социальная направленность интересов.

При составлении психограммы для субъекта любой профессиональной деятельности следует помнить, что это идеальный вариант. То есть не все декларируемые качества в равной мере должны быть выражены у каждого конкретного судебного пристава. Здесь необходимо учитывать компенсаторный характер профессионально важных качеств личности, то есть недостаточный уровень одних может быть компенсирован повышенным уровнем других.

Д.В. Масленниковым в 2007 г. было проведено диссертационное исследование посвященное «Профессиональному психологическому отбору судебных приставов», что позволило выявить комплекс ведущих профессионально важных психологических качеств судебного пристава для этого были отобраны два опросника для выявления профессионально важных качеств: опросник «Оценка ПВК» В.Н. Машкова (2001) и «Опросник для выявления качеств специалиста, профессионально важных на штатной должности», предложенный В.П. Петровым (1997). С помощью квалифицированных экспертов была выполнена оценка этих психологических качеств, применительно к должности судебного пристава.

В результате был определен комплекс общих профессионально важных психологических качеств судебного пристава или «ядро» психограммы судебного пристава:

1. Морально-нравственные:           моральная нормативность, социальная зрелость, ответственность, добросовестность, честность, справедливость.

2. Организаторские качества: способность брать на себя ответственность в сложных случаях, высокий уровень ответственности, эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений, аккуратность в работе, дисциплинированность.

3. Когнитивные качества: способность рассматривать проблему с различных точек зрения, умение выбирать из большого объема информацию, необходимую для решения данной задачи, хорошее запоминание материала, имеющего внутреннюю логическую связь, правильное и быстрое формулирование своих мыслей письменно, длительное сохранение интенсивного внимания.

4. Коммуникативные качества: независимость и самостоятельность суждений, доброжелательность и отзывчивость, скромность, умение дать объективную оценку действиям других людей, быстрое восприятие и понимание устной речи.

5. Эмоционально-волевые качества: уравновешенность, самообладание при конфликтах, выносливость к напряженной и длительной умственной деятельности, высокая эмоциональная устойчивость, самообладание и выдержка, трудолюбие и работоспособность.

Из перечисленных выше профессионально важных качеств видно, что с помощью метода экспертной оценки Масленниковым Д.В. были установлены ведущие профессионально важные психологические качества судебного пристава, объединенные в 5 относительно независимых групп, характеризующих морально-нравственные, организаторские, когнитивные, коммуникативные и эмоционально-волевые качества. Это позволяет утверждать о том, что профессиональная деятельность судебного пристава предъявляет повышенные требования к таким психологическим качествам личности, которые характеризуют профессиональную компетентность, социальную зрелость, ответственность, организаторские, коммуникативные, морально-нравственные и эмоционально-волевые качества, интеллектуальные способности. К психологическим особенностям деятельности судебного пристава, отличающим ее от других профессий, были отнесены: государственный правоисполнительный характер деятельности; вариативность и нестандартность ситуаций в условиях дефицита времени; выраженная организаторская направленность, большое число коммуникативных контактов, индивидуальный характер, высокая ответственность и социальная значимость, правовая регламентация; наличие властных полномочий и воспитательных функций; процессуальная самостоятельность, своеобразие общественно-психологической атмосферы при исполнение судебных решений; высокая стрессогенность.

Анализ карьерных ориентаций, проведенный Д.В. Масленниковым у судебных приставов с различным уровнем успешности профессиональной деятельности позволил выявить ведущие ориентации личности у судебных приставов с высоким и низким уровнем профессиональной успешности, а также оценить информативность показателей теста «Якоря карьеры». Из представленных Д.В. Масленниковым [12] данных видно, что показатели теста «Якоря карьеры» и карьерные ориентации достоверно различаются у судебных приставов в сравнении представителями коммуникативных профессий. Ведущие карьерные ориентации судебных приставов включают ориентацию на «профессиональную компетентность», «служение», «управление» и «независимость». Структура карьерных ориентации у судебных приставов с высоким и низким уровнем успешности профессиональной деятельности значительно различается. Приставы с высоким уровнем успешности деятельности ориентированы на «профессиональную компетентность», «служение» и «управление»; для низкоуспешных приставов ведущими являются карьерные ориентации «стабильность места жительства», «вызов», «профессиональная компетентность».

Д.В. Масленниковым [12] было установлено, что судебные приставы в сравнении с представителями коммуникативных профессий используют большее число стратегий для преодоления стресса в своей профессиональной деятельности. Из данных теста «SACS» ведущими стратегиями копинг – поведения у судебных приставов являются три модели поведения – «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки» и «осторожные действия». При этом у высокоуспешных приставов достоверно выше уровень ассертивных и осторожных действий, вступление в социальный контакт, а у низкоуспешных приставов достоверно выше уровень манипулятивных, асоциальных и агрессивных действий.

Интересны данные, полученные Д.В. Масленниковым [1] при сравнении психологических особенностей судебных приставов с различным уровнем успешности деятельности по данным 16-факторного личностного опросника (16 ФЛО). Из этих результатов видно, что высокий уровень достоверности различий (Р<0,05), выявлен по следующим факторам 16 ФЛО: В – интеллект, С – эмоциональная устойчивость, G- моральные качества, Н – смелость, I – жесткость, О – тревожность, Q3 – самоконтроль, Q4 – напряженность, что свидетельствует о взаимосвязи этих индивидуально-психологических качеств судебных приставов с успешностью их деятельности и позволяет сформулировать по данным 16 ФЛО обобщенный психологический портрет групп высокоуспешных и низкоуспешных судебных приставов.

Полученные результаты проведенного Д.В. Масленниковым исследования по психологическому отбору судебных приставов безусловно являются очередным этапом по успешной реализации судебно-правовой реформы в России, но в этой связи хотелось бы уточнить один очень важный момент, который не нашел своего отражения в диссертационном исследовании. Система органов юстиции пополнилась специальной структурой, основными задачами которой являются не только обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В зависимости от выполняемых задач судебные приставы подразделяются, соответственно, на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Каких судебных приставов автор имел в виду в данном исследовании для нас, по крайней мере, осталось не известным.

 

Литература

 

1. Волков А.А., Назаров И.Н. Психолого-юридическая подготовка судебных приставов. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2015. – № 1. – С. 347-354.

2. Зырянов В.Н., Волков А.А., Волков С.А. Становление профессионального правосознания судебных приставов. // Правовая культура. – 2011. – № 2. – С. 87-91.

3. Волков А.А., Волкова В.М., Волков С.А. Темпоральность правосознания судебных приставов. // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 2 (32). – С. 10-15.

4. Волков А.А., Назаров И.Н. Теоретико-методологические основы психологической подготовки судебных приставов. // В сборнике: Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – С. 15-19.

5. Волков А.А. Психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 1 (46). – С. 194-200.

6. Волков А.А. Психологическая устойчивость сотрудников правоохранительных органов. // В сборнике: Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – С. 12-15.

7. Волков А.А. Правосознание судебных приставов в профессиональном контексте. // В сборнике: Время перемен: проблемы общества – ответы социологии материалы Международной научно-практической конференции «III Северо-Кавказские социологические чтения». – Ставрополь: СКФУ, 2015. – С. 39-42.

8. Аксенов И.А., Бакурова Н.Н., Береснев А.Н., Бородай А.Ю., Волков А.А., Гужанов В.В., Гуреев В.А., Гурьянов П.Д., Ефимова В.Н., Желудков Д.В., Жулина М.Г., Зуммер Н.А., Иголкина К.Н., Илюшина М.Н., Колосова И.М., Королева Е.С., Краснова Д.В., Кузовков А.О., Морковкин Л.И., Нахова Е.А. и др. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. Учебно-практическое пособие. – М., 2017.

9. Волков А.А Кризисы профессиональной самореализации личности. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. – № 4. – С. 235-239.

10. Волков А.А., Назаров И.Н., Усачева И.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности. // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-23. – С. 5219-5222.

11. Виноградов А.В., Волков А.А. Анализ проблемы личного роста и развития в психологических исследованиях. // В сборнике: Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2016. – С. 26-30.

12. Волков А.А. Вопросы совершенствования содержания, организации и обеспечения психологической подготовки слушателей в учебных центрах МВД-УВ. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2015. – № 2 (14). – С. 213-226.

 

Об авторе

 

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Назаров Игорь Николаевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры андрагогики ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Волков А.А., Назаров И.Н. Психологические требования к кандидатам в федеральную службу судебных приставов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен