Черкасова С.А.

Обновлено 11.02.2014 18:24
Просмотров: 3083

 

СТРУКТУРА И ЭТАПЫ СУПЕРВИЗИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: ГУМАНИТАРНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 


УДК 159.99

 

English verson:

Аннотация. Статья посвящена особенностям (структуре и этапам) реализации обучающим специалистом супервизорских средств в период послевузовского образования педагога-психолога. Психологическая подготовка рассматривается в рамках гуманитарно-целостного подхода. Приводятся результаты констатирующего и формирующего экспериментов.

Ключевые слова: гуманитаризация образования, психологическая подготовка, психологическая культура, механизмы и принципы подготовки, стадийная модель, супервизия, ее структура и этапы.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Все более актуальной для нашей страны становится проблема образования детей с ослабленным здоровьем, тем более что численность их, в целом по России особенно в последние годы, неуклонно растет (Е.Б. Ткаченко, 1996; Б.А. Куган, 1996; М.В. Антропова с сотр., 1995; В.П. Сорогин, 1996).

В психолого-педагогической и медицинской литературе подчеркивается связь повышенной заболеваемости школьников с нарастающей интенсивностью образовательных нагрузок, дефектами организации учебного процесса, ограничением двигательной активности ребенка в процессе занятий, повышенными требованиями со стороны педагогов, продолжительностью выполнения домашних заданий (М.В. Антропова с сотр., 1997). Только 8,5% школьников имеют гармоничное развитие, 40-45% – различные функциональные отклонения, 25-35% – хронически тяжелые заболевания (А.Д. Петрушина, 1996). Самая высокая заболеваемость отмечается среди дошкольников, в группах детей, поступивших в первый класс (Д.И. Зелинская, 1995; А.Г. Сухарев, 1997).

В наиболее трудном положении оказываются хронически больные дети, включенные в систему школьного образования одновременно с их здоровыми сверстниками. Согласно опубликованным данным, в развитии даже практически здоровых детей имеются определенные периоды, когда возникают предпосылки для задержки психического развития по причине замедленного созревания организма и его функциональных систем.

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко в России количество соматически ослабленных детей в настоящее время достигает 60% от общей численности детского населения страны. У таких детей отмечается слабость познавательной, психической, коммуникативной и физической активности, что ведёт к затруднениям в общении с социальным окружением в процессе жизнедеятельности и школьного обучения (И.Г. Беспалько, А.Н. Леонтьев, Е.М. Мастюкова, Ю.С. Шевченко и др.).

Дети с ослабленным здоровьем – это основная масса детей из «группы риска». «Группа риска» – дети, у которых в школе возможны проблемы в обучении [1].

Проанализируем более подробно категорию детей с ослабленным здоровьем. Прежде всего, к ней относятся дети с нарушением зрения, дети с нарушениями нервно-психического здоровья (минимальная дисфункция мозга, невротические и преневротические расстройства), дети с нарушениями опорно-двигательной системы, часто болеющие дети.

4% детей до поступления в первый класс имеют миопатию (близорукую рефракцию). Эффективность мер, направленных на охрану зрения во многом зависит не только от врача, но и от педагогов и родителей. Возраст 6-7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. В то же время начало обучения связано с сильной нагрузкой на глаза и как следствие большое количество детей среди младших школьников имеют те или иные проблемы со зрением.

Принадлежность ребенка к группе риска по зрению очень важно учитывать при организации занятий. В первую очередь должно быть качественное и достаточное освещение, дозированное время просмотра телепередач. Свет должен падать слева, для того, кто работает правой рукой, и справа – для работающего левой рукой. Существуют несложные профилактические упражнения, которые необходимо выполнять детям из группы риска, т.к. они улучшают функциональное состояние зрения [3].

Особая группа детей, требующих внимания, терпения, индивидуального подхода, – дети с нарушениями нервно-психического здоровья. Как правило, это пограничные нарушения, которые не требуют серьезного лечения. В младшем школьном возрасте нарушения нервно-психического здоровья встречаются у 15-20% детей [3].

Нервно-психическая сфера ребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более, повторные, психические переживания, непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, могут быть причиной ослабления функционального состояния нервной системы ребенка, и привести к ухудшению его психического здоровья, нарушение адаптации в школе, снижению успеваемости.

Многие ученые приводят убедительные данные о связи школьных трудностей с нарушениями в развитии центральной нервной системы, а специальные исследования показали связь ранних нарушений ЦНС с трудностями в обучении даже при высоком уровне интеллектуального развития. Такие дети хорошо видят и слышат, у них нет отклонений в развитии, но они не способны учиться. «Неспособность» их специфическая, т.е. она не зависит от внешних факторов, таких как отношения в семье, или образования родителей. Эти дети в большинстве случаев, вполне полноценны; они могут учиться, но только тогда, когда мы понимаем их проблемы и принимаем соответствующие меры [1].

Современная точка зрения такова, что причиной «специфически нарушенной способности к обучению» является какое-то нарушение работы мозга, так называемая «минимальная дисфункция головного мозга» (ММД). Трудности в обучении – это только один из симптомов. ММД приводит к своеобразной незрелости личности. Почему они не «созревают» с той же скоростью, как и их сверстники пока никто объяснить не может.

Нарушения психического здоровья достаточно четко проявляется в поведении, но не всегда адекватно расценивается педагогами. Это «трудные дети», которых невозможно удержать на одном месте, заставить слушать, заниматься каким-то делом. Они могут быть хорошо подготовленными к школе, но с большим трудом усваивают школьную программу, не успевают за темпом работы, часто плаксивы, раздражительны, нарушают дисциплину. Учитель часто не знает истинную причину такого поведения. Такое поведение детей с ММД заставляет учителя думать, что ребенок избалован, невоспитан, и его рекомендации родителям часто носят ультимативный характер. Родители принимают меры, чем только усугубляют ситуацию [2].

Другую группу составляют дети, у которых причиной развития невротических расстройств являются психогенные факторы. К ним относятся:

- психические травмы, вызванные испугом, страхом;

- психотравмирующие ситуации, возникающие в результате нарушений межличностных отношений (ссоры, разводы, алкоголизм родителей), болезни и смерти близких, жестокого и несправедливого обращения с детьми, неадекватности и жесткости требований родителей. На первое место здесь выдвигаются проблемы эмоционального контакта с родителями, привязанности к ним (прежде всего к матери). Ведущее значение в происхождении и поддержании невротических расстройств имеет семейный климат. Причиной развития невроза у ребенка часто становится вражда между родителями, которую он очень тяжело переживает. Если эта вражда замаскирована, то последствия могут быть еще тяжелее. Дети в таких условиях живут в постоянном напряжении. Как отмечают некоторые психологи, в семьях разбитых, но сохраняющих формальную связь, ребенок становится как бы соединяющим звеном, без которого семья не могла бы существовать. Для маленького человека это слишком большое эмоциональное давление. С другой стороны, отсутствие одного родителя нарушает всю структуру эмоционального фона семейных отношений, что также приводит к своеобразной потере ребенком чувства безопасности, к страху быть оставленным. Особенно тяжело складывается ситуация, если родители втягивают ребенка в свой конфликт, тогда неизбежен срыв – невроз, невротические нарушения. Напряженные занятия, систематическое утомление, завышенные требования родителей и педагогов являются невротизирующими факторами [3].

Таким образом, характеристика детей с ослабленным здоровьем указывает на необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровьем.

В качестве основных психолого-педагогических условий для благополучного психологического развития мы выделяем психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в здоровье; психолого-педагогическая поддержка классного руководителя, у которого обучаются дети с ослабленным здоровьем и сопровождение в адаптации к школьным условиям ребенка с ослабленным здоровьем. Остановимся более подробно на характеристике этих условий.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в здоровье. В настоящее время в качестве основных принято рассматривать четыре метода работы с семьей особого ребенка:

1) рекомендательный – специалист занимается с ребенком и дает родителям домашние задания, советы по уходу, воспитанию ребенка. Подобный метод не предполагает подробного анализа поведения и развития ребенка, а если и касается в беседе специалиста с родителем реальных трудностей, то только поверхностно.

2) партнерские отношения педагогов и родителей. Родители обязательно участвуют в занятиях, посещают совместные лагеря в дополнение к регулярным занятиям. Процесс обучения ребенка составляет основную ткань жизни семьи. Этот способ очень поддерживает родителей. Они всегда могут опереться на специалис­тов и не чувствуют себя одинокими и брошенными.

3) некая компиляция нетрадиционных методов лечения и обучения, а также поддержание какой-либо одной стратегии как основополагающей. Данный метод вполне отвечает запросам родителей, которые, отчаялись, не видя желаемого продвижения ребенка в развитии,

4) работает на стыке педагоги и психологии, заключается в сбалансированном сопровождении ребенка во всех сферах развития. Родителей привлекают умеренно с целью информировать о реальных успехах ребенка. Целью этого метода является помощь родителям в выработке устойчивой к внешним воздействиям родительской позиции.

Формы работы с семьей:

1) Психологическое консультирование – основные задачи: помощь в разрешении семейных трудностей (работа с негативными переживаниями и поиск позитивного смысла, помощь в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи, разрешение типичных семейных проблем, обостренных тяжестью состояния ребенка, таких как налаживание отношений с братьями, сестрами, с бабушками-дедушками, формирование согласованности воспитательных подходов членов семьи, и т.д.); укрепление родительской компетентности; сопровождение семьи, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; информационная поддержка (помощь здесь может оказать лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами, информация в области защиты прав детей и т.д.).

2. Родительские группы – основные задачи: преодоление изоляции семей и отдельных ее членов, формирование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание групп родителей, реализующих социальные инициативы; сопровождение семьи и отдельных ее членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции; информационная поддержка; помощь в разрешении семейных и личных трудностей.

3. Включение родителей в процесс занятий с ребенком основные задача – вовлечение семьи в процесс терапии и обучения, установление партнерских отношений с семьей; обучение членов семьи новым, более терапевтичным приемам взаимодействия, общения навыкам обучения и воспитания; развитие родительской компетентности; создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь; помощь в разрешении семейных проблем и индивидуальных трудностей.

4. Дополнительные формы работы с семьей – общие родительские собрания и индивидуальные беседы с руководителем групп, в которой занимается ребенок; привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности.

Психолого-педагогическая поддержка классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов. Классное руководство – дополнительная функция школьного учителя, которую добровольно берет на себя учитель отдельного учебного предмета. В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе. В школе, классе где учатся дети с ослабленным здоровьем классный руководитель играет важную роль в создании атмосферы принятия такого ребенка. При грамотном сопровождении со стороны психолога классный руководитель является не только педагогом-профессионалом, но и:

• посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий;

• архитектором отношений сотрудничества ребенка с отклонениями в здоровье, его родителей со всеми субъектами школьного организма;

• создателем оптимальной развивающейся микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе;

• координатором совместных действий педагогов, семьи и социума;

• творцом повседневной жизнедеятельности детей, незаменимым помощником индивидуального развития каждого ребенка.

Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, – педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника за период его школьного образования. Цель исполнения данной миссии – содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности и педагогическая поддержка ребенка с ослабленным здоровьем в его нелегком вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре. Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя:

1. Координация жизнедеятельности отдельной группы учеников (класса) с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей.

2. Содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося в том числе ребенка с ослабленным здоровьем.

3. Обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития.

4. Создание ситуации успеха ребенка с ослабленным здоровьем.

5. Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье на основании единой заботы о максимальном развитии данного учащегося.

6. Педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и эмпатического принятия такого ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование духовного развития, толерантного отношения каждого ученика вверенной группы.

Задачи, которые ставит перед собой школьный психолог при сопровождении классного руководителя, в классе которого обучается ребенок с ослабленным здоровьем:

1. Обучить методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций.

2. Выступить координатором сотрудничества триады ребенок с ослабленным здоровьем – учитель – родитель, а также координатором эффективного взаимодействия всех учащихся класса.

3. Дать представления об особенностях психического развития ребенка с ослабленным здоровьем, его особенностях поведения, оптимальных способах восприятия учебного материала.

4. Дать рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в классе с таким ребенком, отслеживая эффективность данных рекомендаций.

5. Обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе, в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей.

6. Способствовать самообразованию и самосовершенствованию классного руководителя в обрасти психологии и коррекционной педагогики.

Сопровождение в адаптации к школьным условиям ребенка с ослабленным здоровьем. Во главу угла любого образования ставится позитивная адаптация к жизни. Это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Его основой является специально организованный процесс – психолого-педагогического сопровождения семьи и личности ребенка с ослабленным здоровьем.

В учебной деятельности дезадаптация детей с ослабленным здоровьем проявляется в резком ухудшении концентрации внимания и снижении познавательной деятельности, успеваемости. «Особый» школьник проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными. При этом речь ни в коем случае не идет о реальном снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей. Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит. При своевременной коррекции эмоционального нарушения, при снятии причин, вызывающих невротические реакции, обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.

К основным причинам дезадаптации и повышенного эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями следует отнести:

- недостаточные коммуникативные навыки (неумение общаться со сверстником и затруднения в общении со взрослым – учителем);

- повышенная тревожность, связанная с желанием полностью соответствовать требованиям учителя, высоким уровнем притязаний и повышенной рефлексивностью поведения;

- непринятие со стороны сверстников, конфликтные ситуации с ними;

- ошибочная педагогическая тактика учителя и/или родителей (поощрение конкуренции, сравнение и сопоставительное оценивание учащихся).

На устранение этих причин и должна быть направлена работа педагога-психолога.

Деятельность психолога осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в школе должна быть нацелена на:

1) устранение социокультурных, коммуникативных барьеров между ребенком с ослабленным здоровьем и его нормально развивающимися одноклассниками, а также родителями такого ребенка и другими участниками образовательного процесса;

2) создание комфортной среды для учебной и внеучебной деятельности учащегося с ослабленным здоровьем;

3) снижение психоэмоционального напряжения у ученика с ослабленным здоровьем, возникающего в школе или спровоцированного школой;

4) развитие навыков социального поведения и формирование копинговых стратегий у детей с отклонениями в здоровье;

5) координация деятельности всех участников образовательного процесса с целью создания условий для успешной адаптации такого ученика.

Результатом психолого-педагогического сопровождения учащегося с отклонениями в здоровье в процессе обучения становится новое жизненное качество – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Таким образом, система взаимодействия всех участников образовательного процесса, прежде всего школьного психолога, а также классного руководителя и родителей детей с ослабленным здоровьем позволит создать условия благополучного психологического развития учащегося с ослабленным здоровьем.

 

Литература

1. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2000. – 192 с.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Педагогика, 2001. – 208 с.

3. Licari Lucianne, Nemer Leda, Tamburlini Giorgio Здоровье детей и окружающая среда. Разработка планов действий. – ВОЗ, 2006. – 111 с.

 

Об авторе

Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

е-mail: сЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Черкасова С. А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровием [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.