Уварова Н.Н.

Обновлено 11.02.2014 18:24
Просмотров: 3062

СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСТВО И ЕГО ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ


УДК 159.922

 

English verson:

 

Аннотация. В статье отражена проблема общечеловеческой значимости семьи как важнейшего социального института. Подчеркивается важность формирования ценностного отношения к семье у современной студенческой молодежи. При этом рекомендуется использовать инновационные технологии, реализуемые через внеучебную клубную работу в вузе.

 

Ключевые слова: студенчество, ценности, ценностные ориентации, семья, молодая семья.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Социальные перемены в нашем обществе, происшедшие за последние годы, свели к нулю многие моральные ценности, обусловили отказ от духовно-культурных традиций, которыми жила Россия на протяжении веков и многих десятилетий. Утрачены в числе прочих, и идеалы семейной жизни.

Огорчает отсутствие у молодых людей ответственности за будущее рожденных ими детей. Обращаясь к статистике о состоянии современной семьи, можно выявить следующее: по России на тысячу браков приходится 700 разводов; молодые пары все чаще отказываются от государственной регистрации брачных отношений; 26 процентов детей рождены вне брака [2].

Эти факты вынуждают серьезно задумываться о поднятой проблеме не только общественность, но и государство. Только ценностное отношение к семье, понятия искренности, верности, доверия, чистоты помыслов смогут вернуть семье ее социальный статус, смогут сделать ее опорой и поддержкой государства.

Одним из приоритетных направлений работы нашего государства является социальная сфера. Руководители государства и политические деятели понимают всю важность данной сферы и считают, что она нуждается в обновлении и постоянной поддержке. Как отметил Д.А. Медведев: «Мы должны пропагандировать семейные ценности, здоровый образ жизни, тему воспитания детей и чем больше, честнее мы будем об этом говорить, тем лучше для общества». В связи с решениями Правительства России, его Постановлениями, выступлениями и посланиями президента, в нашем вузе так же данным вопросам уделяется большое внимание.

В современных условиях социально-экономической нестабильности, дальнейшего расслоения общества семья, как динамическое образование претерпевает определенные изменения, отражающиеся в структуре и характере внутрисемейного общения, составляющего основную особенность семьи как малой социальной группы. В настоящее время в условиях урбанизации среды обитания, сыгравшей свою роль в отчуждении людей, анонимности общения, семья рассматривается как уникальная социальная единица, где восполняется дефицит личностного общения [2].

На примере современной молодой семьи можно видеть отход от традиционных условностей. Брак, семья перестают быть самоценностью. Благополучие семьи зависит все больше от личных качеств супругов. Молодежь не настроена на терпимое, внимательное отношение друг к другу в первые годы брака, наоборот, боясь, что период стабильности семьи не настанет по причине разности характеров, взглядов, идей, ценностей, спешит расторгнуть брачные отношения, чтобы попытать счастье с другим человеком.

Как видим, особую значимость в данных условиях приобретает актуализация ценностного отношения молодежи к семье как социальному институту. Несовпадение ценностных иерархий у супругов – очень важная проблема молодой семьи; для нее также имеет большое значение умение разрешать конфликты. Каждый день перед супругами встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что, потратить деньги, кого позвать в гости и т.п., – в которых сталкиваются системы ценностей супругов. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.

Формирование ценностных отношений личности на семью обусловлено конкретными социальными, экономическими, психологическими условиями, в которых происходит ее социализация, преломленными в сознании личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями.

Студенчество представляет собой специфическую молодежную группу. Фактор высшего образования и отсрочка начала самостоятельной трудовой деятельности ведет к увеличению свободы выбора и усложнению процесса ценностного самоопределения. Вместе с тем ценностные отношения молодежи все еще испытывают большую зависимость от внешних факторов, социальных изменений. Начало самостоятельной трудовой деятельности, с которой обычно связывается социальная зрелость, отодвигается на второй план. Увеличение «подготовительного» периода к взрослой жизни, когда юноша или девушка примеряет на себя различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, ведет, по выражению И.С. Кона, к расширению сферы индивидуального самоопределения и повышения требований к его осознанности [4].

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских обязанностей. Гармоничный брак предполагает подготовленность супругов к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Брачный союз студентов в данном случае сталкивается с определенными финансовыми трудностями. Тем не менее, нужно отметить, что материальный уровень семьи – не главный показатель семейного благополучия. Наиболее удачными оказываются браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения. Данные личностные характеристики присущи студенчеству. Студенчество на бытовом уровне воспринимается как определенный молодежный феномен, эквивалентными характеристиками которого выступают увлеченность, заинтересованность, искрометность, романтичность, легкость на подъем, порывистость, вдумчивость, целеустремленность, активность, самопознание, самоутверждение и многое другое.

По нашему мнению, несмотря на трансформацию института семьи, ее приспособление к новым условиям, обострившееся противоречие между семейными и внесемейными ценностями, общечеловеческая значимость семьи, безусловно, сохраняется. К основным ценностям семьи можно отнести: нравственный климат семьи, воспитание трудом, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта, профилактика нарушений семейных отношений.

Современная молодежь предпочитает сначала выучиться, а уже потом думать о семье, хотя некоторые выбирают и то, и другое. И вот тогда на свет появляется студенческая семья. Студенческая семья – явление достаточно распространенное в последние годы [1]. Также увеличилось число молодых людей, предпочитающих незарегистрированный брак. Объясняется это либо возросшей самостоятельностью и самодостаточностью студентов, либо, наоборот, обострившейся безалаберностью. Не оформляя юридически своих отношений, студенты живут в гражданском браке, что является неплохой проверкой на совместимость. Бывает, влюбленные закрывают глаза на недостатки друг друга, строят планы на будущее, но стоит им провести несколько недель вместе, начинаются скандалы, нежные чувства улетучиваются, отношения портятся, и от былой влюбленности не остается и следа. Бывает и наоборот, совместные проекты и общие проблемы сближают людей, дают возможность убедиться в искренности и верности второй половины [3].

Получение высшего образования отсрочивает вступление человека в профессиональную деятельность и обретение им самостоятельности, видоизменяет его интересы и ценности. Это, в определенной степени снижает ценность создания семьи в глазах студентов.

В то же время, учитывая современные реалии, мы считаем, что просто говорить со студентами о ценностях семьи – наверно, это скучно и мало кого привлечёт. Поэтому мы используем в своей работе только инновационные технологии. При этом главный критерий нашей работы – технологии, с которыми было интересно работать нам самим, будут интересны и студентам. Поэтому мы максимально использовали психологические тренинги, которые могут помочь преодолеть робость в отношениях с противоположным полом и решить другие личностные проблемы. Мы использовали информационные технологии – представленная нами информация всегда была яркой, неоднозначной, вызывала спор. Наиболее продуктивно это можно реализовать через внеучебную клубную работу.

Большого внимания требует выработка системы оценки результативности и эффективности внеучебной клубной работы. Современная ситуация, сложившаяся в высшей школе, на наш взгляд, способствует этому. В национальной доктрине образования Российской Федерации сформулирован заказ на качество выпускника. Российское общество сегодня требует от выпускника вуза не только определенных знаний, умений и навыков, но и сформированную нравственную, активную жизненную позицию, приоритетами которой являются общечеловеческие ценности [5].

Необходимо отметить, что воспитание современного студента нельзя сводить лишь к процессу формирования у него тех или иных социально значимых качеств. Воспитание есть целенаправленный процесс и результат социально-культурного сотрудничества студентов и близкого им сообщества [6].

Современный этап развития общества актуализирует задачу создания условий для развития студента как духовной богатой, социально ответственной личности. Одним из эффективных путей решения этой задачи является организация клубной деятельности как специфического средства индивидуального приобщения к культурным ценностям и становления человека субъектом социальной жизнедеятельности.

Таким образом, современное высшее образование должно давать не только знания, хотя одной из основных задач вуза является воспитание у студентов глубокого интереса к овладению знаниями (каждый вуз заинтересован в хорошем пополнении рядов своих студентов, поскольку они в наибольшей степени способны реализовать перспективные идеи настоящего, преобразовать общество, перенять и воплотить все лучшее от предшествующих поколений). Оно должно формировать личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, принимать решения и, главное, нести ответственность за них, вступать в диалог и сотрудничество, готовить человека к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, духовно-культурной, общественной, семейной и др. [6].

Литература

1.  Беляева М.А. Воспитательная работа в вузе по формированию репродуктивной культуры молодежи // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 6. – С. 83-88.

2. Дохоян А.М. Исследование готовности молодежи к вступлению в брак // Семейная психология и семейная терапия. – 2008. – № 2. – С. 38-44.

3.   Евграфова Ю.А. Супружеские конфликты в молодой семье
// Высшее образование сегодня. – 2008. – № 2. – С. 54-55.

4. Зырянова Е.В. Представления о ролевых ожиданиях и ролевых установках в семье у молодых людей на пороге брака // Психотерапия. – 2008. – № 11. – С. 49-51.

5. Пономарев А.В. Внеучебная воспитательная работа со студентами в вузе: организация и управление // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – №6. – С. 71-76.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

 

 

Об авторе

Уварова Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ ВПО «Северокавказский государственный университет»

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Уварова Н. Н. Современное студенчество и его ценностное отношение к семье [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.