Бондаренко Е.В.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

 

УДК 159.9

Е.В. Бондаренко (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

English version: Bondarenko Elizabeth GOU VPO "Stavropol State University", Stavropol

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития психомоторных способностей учащихся под влиянием занятий спортом; представлен теоретический анализ ряда работ по изучению психомоторики спортсменов; приводятся результаты экспериментального исследования автора, целью которого являлось изучение особенностей развития основных компонентов психомоторных способностей учащихся разного возраста специализированных спортивных и общеобразовательных классов.

Ключевые слова: психомоторика, психомоторные способности, юные спортсмены, уровень и динамика развития психомоторных способностей учащихся разного возраста.

Ссылка для цитирования

 

В спортивной психологии имеется множество исследований по изучению психомоторики спортсменов разного возраста и спортивной квалификации, занимающихся различными видами спорта (Данилина Л.Н., Евсеева Л.Ф., Киселев Ю.Я., Костюченко В.Ф., Оя С.М., Семенов М.И. и др.). Анализ данных работ позволяет выделить несколько направлений в изучении психомоторики. Первое, самое большое, связано с изучением отдельных психомоторных процессов как компонентов специальных способностей в конкретных видах спорта (Евсеева Л.Ф., Киселев Ю.Я., Костюченко В.Ф., Ильин Е.П., Рудик П.А., Коссов Б.Б., Озеров В.П. и др.). В этих работах изучается уровень развития отдельных психомоторных показателей у высококвалифицированных спортсменов с целью создания психомоторной модели спортсмена конкретного вида спорта, которая может быть использована для отбора в спортивные секции и контроля темпов обучения.

Следующее направление связано непосредственно с изучением развития психомоторных процессов у детей под влиянием занятий спортом (Данилина Л.Н., Евсеева Л.Ф., Оя С.М., Коссов Б.Б., Озеров В.П., Семенов М.И., Ярмицкий Ю.Д. и др.). В работах этого направления исследуются испытуемые разного пола с 8-9 до 18-19 лет. Установлено, что занятия спортом оказывают положительное влияние на развитие различных психомоторных качеств. Наблюдаются лучшие средние данные у спортсменов во всех возрастных группах, причем их улучшение продолжается и после 14-15 лет, а у не занимающихся спортом наблюдается остановка в развитии этих качеств.

Особо выделяются работы по изучению структуры психомоторных качеств, отражающей спортивные способности (Евсеева Л.Ф., Зациорский В.М., Ильин Е.П., Рудик П.А., Родионов А.В., Озеров В.П.). В лаборатории Е.П. Ильина рассматривается вопрос о структуре «психомоторных способностей». Автор указывает, что применение термина «психомоторные способности» оправдано в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть изучение психологических механизмов проявления двигательных способностей. К этим механизмам относятся функции оценки, отмеривания, воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движения [2].

Установлено, что качество быстроты связано с высоким уровнем проявления простой двигательной реакции и частоты движения. Качество ловкости связано с предельной точностью воспроизведения всех основных признаков движения (Зациорский В.М., Ильин Е.П.). При этом, структура психомоторных способностей зависит от вида спортивной деятельности и спортивной квалификации.

Озеров В.П. предлагает следующее определение: «Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений» [3].

Можно выделить ряд исследований, посвященных изучению различных сторон высшей нервной деятельности спортсменов (Крестовников А.Н., Градовская Т.Б., Бирюкова З.И.). А.Н. Крестовников, используя метод тестов для определения типов нервной системы у легкоатлетов, получил данные, показывающие, что все они относятся к различным вариациям сильного типа. Продолжая исследования, автор пришел к выводу об обусловленности спортивного успеха типологическими особенностями спортсмена [1].

В исследовании З.А. Шакуровой отмечается, что развитие психомоторных характеристик спортсменок в основном совпадает с возрастной динамикой этих показателей у девушек, не занимающихся спортом. Например, у всех групп испытуемых в меньшей степени развивается точность воспроизведения заданного мышечного усилия на всем протяжении изучаемого периода онтогенеза (с 8 до 21 года). У девушек старшего возраста и одинаковой спортивной квалификации, но занимающихся разными видами спорта, по абсолютному большинству показателей психомоторики, снятых до физической нагрузки, значимых различий не наблюдается. Под влиянием дозированной физической нагрузки у всех групп спортсменок произошли изменения показателей психомоторики разнонаправленного характера. Следовательно, под воздействием физической нагрузки типа разминки наблюдается изменение психомоторных характеристик в определенном направлении до оптимального уровня, свойственного данному виду спорта.

В эксперименте, проведенном Е.А. Анисимовым, с помощью дифференцирования мышечных усилий обследовались лица, не занимающиеся спортом, и спортсмены, которые в ходе испытаний должны были воспроизводить максимальное нажимное усилие и два усилия, состоящие из сочетания половины и четверти максимального усилия. Обобщая полученные результаты, было сделано заключение, что занятия спортом накладывают определенный отпечаток на развитие двигательного анализатора, в частности, на развитие способности к приобретению навыков дифференцирования мышечных усилий.

Как отмечает А.М. Матова, в спортивной деятельности субъективные оценки времени, длительности пауз, темпа и ритма движений являются едва ли не самыми важными качествами, которые развиваются практически во всех спортивных специализациях.

Из данных по изучению возрастных особенностей физического развития (Гужаловский А.А., Конопкин О.А., Кузнецов В.К.) следует, что специальная сила у школьников, не занимающихся спортом, до 13-14 лет развивается примерно так же, как и у спортсменов. С 14-15 лет у спортсменов наблюдается резкая интенсификация развития специальной силы. В 16-17 лет темпы роста показателей специальной силы снижаются. С этого момента характер возрастных тенденций развития силовых возможностей у школьников, не занимающихся спортом, и спортсменов становится качественно одинаковым.

Результаты исследования В.А. Скребец показали, что при анализе соотношения физических и психических особенностей личности школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, выявлены не только достоверные морфофункциональные (рост, вес, сила) различия между ними, но и высокозначимые статистические различия в проявлениях психофизиологических функций саморегуляции (мышечные и временные дифференцировки, функции ортостатики и др.), влияющих на формирование поведенческих реакций школьников.

Роль мышечно-двигательных ощущений при овладении движениями в спортивной деятельности изучали: А.А. Аскназий (1967), И.П. Байченко (1962), И.Г. Беляев (1963), Н.Р. Богуш (1956), Г.М. Гагаева (1959), Л.Б. Губман (1956, 1963), А.Н. Крестовников (1951), А.Ц. Пуни (1959), М.И. Семёнов (1964), В.С. Фарфель (I960), Е.Н. Фёдоров (1963), А.М. Шлемин (1965) и др. Исследования названных авторов, хотя и посвящены решению различных задач, свидетельствуют о значительности сдвигов в точности воспроизведения движений под влиянием систематических занятий тем или иным видом спорта.

В ряде исследований по психологии спорта (А.Ц. Пуни, Л.Б. Губман, Г.М. Гагаева, и др.) указывается, что точность дифференцирования амплитуды движения зависит не только от занятий данным видом спорта, но и от состояния тренированности спортсмена. Проведенные А.Ц. Пуни исследования показали, что систематические занятия спортом значительно улучшают точность амплитуды движения спортсмена. Л.Б. Губман выявил, что точность движений у спортсменов-подростков (гимнасток, баскетболистов и хоккеистов) в состоянии тренированности увеличивается даже более значительно, чем у взрослых спортсменов.

Исследование, проведенное Ю.П. Пьянковым, показало, что с увеличением спортивного стажа дифференцирование длины шагов у юных легкоатлетов становится всё более тонким. При этом воспроизведение шагов различной длины оказывается очень точным и с закрытыми глазами. Следовательно, у юных спортсменов с увеличением стажа, с улучшением состояния тренированности всё точнее становится дифференцирование амплитуды движения не только рук, но и ног.

Итак, работы, посвящённые исследованию мышечно-двигательных ощущений у взрослых и юных спортсменов, в частности изучению точности воспроизведения амплитуды движения, свидетельствуют о значительной упражняемости двигательной чувствительности. Вместе с тем развитие мышечно-суставных ощущений является общим и важным условием повышения точности движений.

Занятия спортом развивают у детей скорость реакции, так как многие виды спорта требуют от спортсмена быстрого и точного реагирования.

Исследование скорости реакций у спортсменов вскрыло ряд следующих особенностей. Во-первых, как показывают данные работ Г.М. Гагаевой, М.А. Матовой, С.М. Оплавина, М.Ф. Пономарева, Н.А. Кудадова, О.А. Черниковой и др., время реакции под влиянием занятий спортом улучшается. Во-вторых, время реакции укорачивается под влиянием систематической тренировки и, особенно, когда спортсмен находится в состоянии тренированности (А.Н. Крестовников, В.В. Васильева, Л.Б. Губман, Е. Генова, Б. Перванов). В результате исследования, проведенного Е. Геновой и Б. Первановым, были отмечены значительно лучшие показатели времени латентного периода реакции руки и ноги у футболистов в состоянии тренированности по сравнению с тем временем, которое спортсмены показывали в состоянии нетренированности. В процессе систематической спортивной тренировки у футболистов время реакций нижних конечностей уменьшилось на 104 м/сек, а верхних – на 87 м/сек. В-третьих, по свидетельству некоторых авторов (М.Ф. Пономарева, В.В. Медведева, М.А. Матова) занятия спортом не только укорачивают время латентного период реакции, но и уменьшают вариативность его показателей, способствуя более быстрой их стабилизации.

Кроме вышеперечисленных причин, повышение скорости реакции может быть связано с формированием «чувства времени». С.Г. Геллерштейн утверждает, что человека можно научить сознательно контролировать микроинтервалы времени, с которыми он редко встречается в повседневной жизни.

В данных А.П. Гандельсмана и К.У. Смирнова, Л.Б. Губмана, Е.Н. Федорова и др. отмечается, что реакция у юных спортсменов по сравнению с не занимающимися спортом школьниками развивается в основном по тем же закономерностям, что и у взрослых спортсменов. Время реакции у детей и подростков укорачивается под влиянием систематических тренировок, улучшение реакции различно в зависимости от вида спорта.

Но более тщательное исследование реакций юных спортсменов показало, что под влиянием нагрузки у взрослых и юных спортсменов реакции изменяются несколько по-разному. Так, М.И. Павлов измерял реакции взрослых и юных спортсменов после различной по интенсивности физической нагрузки. Результаты показали, что у взрослых после разминки, тренировки и соревнования, т.е. после различных видов нагрузки время реакции укорачивается, что говорит о повышении возбудимости центральной нервной системы. У подростков время реакций после разминки укорачивается, после тренировки оно остаётся без изменения, а после соревнования – увеличивается. Последнее свидетельствует о возникновении охранительного торможения после большой физической и психической нагрузки во время соревнования.

Среди работ по исследованию реакций юных спортсменов отмечается некоторая противоречивость мнений относительно развития простых реакций и недостаточная разработка вопросов формирования сложных реакций у детей и подростков в связи с занятиями спортом, что требует дальнейшего более углубленного изучения данной проблемы.

Результаты исследования Л.Н. Данилиной показали, что школьники, занимающиеся систематически гимнастикой, теннисом и футболом, характеризуются лучшими результатами в развитии некоторых психических функций. Особенно существенно это улучшение в те возрастные периоды, когда у школьников, не занимающихся в спортивных секциях, наблюдается замедление в развитии той или иной функции. У учащихся, занимающихся в секции тенниса и гимнастики, от 9 до 13 лет особенно заметно возрастает способность дифференцирования амплитуды движения по сравнению с не занимающимися в спортивных секциях, у которых в этот период не наблюдается существенных изменений в её точности. У юных гимнастов, теннисистов и футболистов от 13 до 15 лет латентный период простой реакции сокращается, у школьников, занимающихся только физкультурой в школе, он в этот период несколько увеличивается. Латентный период сложной реакции школьников, занимающихся теннисом, от 9 до 13 лет укорачивается более значительно, чем у их сверстников, не занимающихся в спортивных секциях. Под влиянием занятий теннисом и футболом у детей и подростков существенно улучшается точность глубинного зрения в те периоды, когда у школьников - неспортсменов она почти не изменяется: 9-11 лет и 13-15 лет. Объем поля зрения у юных теннисистов наиболее заметно увеличивается в 9-летнем возрасте, т.е., когда, по данным Б.Г. Ананьева, наблюдается его сужение у учащихся, не занимающихся в спортивных секциях. У юных теннисистов и гимнастов от 9-ти до 11-ти лет значительно возрастает устойчивость внимания. У их сверстников, занимающихся только физкультурой на уроках в школе, в этот период она почти не улучшается.

Кроме этого, как отмечает Л.Н. Данилина, некоторые психические функции школьников, занимающихся систематически в секциях тенниса, футбола и гимнастики, быстрее достигают уровня взрослого человека.

В работе Абызова М.М. определена эффективность использования учебных задач для совершенствования у детей общих качеств их двигательной сферы. Результаты исследования показали, что если в упражнении на временную точность движений различие учащихся обычной школы и юных спортсменов превышало 2,5 раза, то у экспериментальной группы оно составляет 1,7 раза. В быстроте обучаемости учащиеся экспериментальной группы вплотную приблизились к юным спортсменам, а в прочности усвоения движений их различие составило 1,5 раза. Т.е. произошел существенный сдвиг в уровне координации движений по сравнению с учащимися обычной школы [1].

Таким образом, можно отметить, что в большинстве изученных работ рассматриваются особенности развития отдельных психомоторных качеств в зависимости от занятий различными видами спорта, а также возрастные закономерности их развития. Меньше всего нами обнаружено работ, в которых уделялось бы внимание изучению количества спортивных нагрузок учащихся и их влиянию на психомоторное развитие юных спортсменов.

В проведенном нами исследовании мы изучили и проанализировали уровень и динамику развития психомоторных способностей и их компонентов у учащихся разного возраста, обучающихся в классах различной специализации (в т.ч. спортивных), на протяжении двух лет.

Нами были осуществлены следующие этапы исследования:

—   констатирующая диагностика уровня развития психомоторных способностей учащихся младшего, старшего подросткового и юношеского возраста общеобразовательных и спортивных классов;

—   исследование динамики развития психомоторных способностей учащихся:

  • за период годового естественного эксперимента;
  • в течение учебного года под влиянием образовательного процесса;
  • под влиянием активного отдыха в период летних каникул.

В ходе данных этапов работы нами были реализованы следующие основные задачи: исследовать уровень и особенности развития отдельных компонентов психомоторных способностей учащихся разного возраста, обучающихся в спортивных и общеобразовательных классах; выявить особенности, зависящие от возраста и стажа спортивной деятельности; определить различия в результатах между сверстниками, занимающимися и не занимающимися спортом.

Анализ полученных данных психолого-педагогического эксперимента позволяет отметить следующее:

  1. Учащиеся классов спортивной специализации в старшем подростковом возрасте опережают сверстников по среднему суммарному результату и большинству показателей по блокам: реактивности, чувствительности, работоспособности; в то время как учащиеся общеобразовательных классов имеют преимущества по общему суммарному среднеарифметическому показателю в младшем подростковом и юношеском возрасте.
  2. Анализ результатов исследования годичной динамики психомоторного развития учащихся младшего и старшего подросткового возраста, обучающихся в классах разной специализации, позволил выявить, что наибольший прирост показателей психомоторного развития, а также преимущества в уровне развития психомоторных способностей по сравнению со сверстниками отмечаются в младшем подростковом возрасте у учащихся спортивной специализации; в отличие от учащихся общеобразовательных классов, которые преобладают по вышеназванным показателям в старшем подростковом возрасте.
  3. Результаты исследования уровня и особенностей развития психомоторных способностей учащихся под влиянием образовательного процесса позволили установить, что наибольший прирост отмечается во всех классах спортивной специализации по сравнению с общеобразовательными; среди развития отдельных блоков можно выделить изменение показателей реактивности и работоспособности, по которым учащиеся спортивных классов имеют преимущество перед сверстниками общеобразовательных классов, которых отличают наибольшие темпы прироста по блоку чувствительности.
  4. Учащиеся 5-х классов спортивных специализаций имеют высокие показатели уровня развития психомоторных способностей и в соответствии с возрастными нормами, и в сравнении с учащимися более старшего возраста 6-х классов, что также отмечалось и на предыдущем этапе их диагностики в начале учебного года.
  5. Анализ уровня и динамики развития психомоторных способностей за период летних каникул показал наличие высоких результатов по вышеназванным показателям у учащихся спортивных классов как в подростковом, так и в юношеском возрасте; учащиеся 10 класса показали наиболее высокие результаты в темпах прироста и значительно повысили уровень психомоторного развития.
Таким образом, осуществленный анализ изученных работ ряда авторов в области данной проблемы и результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что различные формы дополнительной двигательной активности и, в частности, занятия спортом положительно влияют на развитие основных психомоторных качеств учащихся. Математико-статистический анализ полученных результатов установил положительно значимые корреляционные взаимосвязи между показателями уровня развития психомоторных способностей и различными формами дополнительной двигательной активности учащихся.

 

Литература

  1. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников. Дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2002. – 207 с.
  2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
  3. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс+, 2002. – 320 с.

Об авторе

Бондаренко Елизавета Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», сотрудник лаборатории Психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи СГУ

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Бондаренко Е.В. Особенности развития психомоторных способностей учащихся, занимающихся спортом. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

в начало