Мишина Е.И.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

УДК 159.9

Е.И. Мишина (Москва) Московский государственный областной университет
English version: Ekaterina Mishina Moscow State Regional University, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения становления личностной рефлексии будущих специалистов. В статье раскрывается такой вопрос как формирование образа профессии у студентов технических и гуманитарных специальностей. Показана динамика развития личностной рефлексии в процессе профессионального становления у студентов технических и гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: личность, личностная рефлексия, контент-анализ, категории анализа сочинений, самооценка творческого потенциала, самомониторинг, самооценка реализаций жизненных целей личности, категории Я-идеальный, Я-реальный.

Ссылка для цитирования

 

Человека, как субъекта профессионального становления, характеризуют определенные психологические особенности: зрелое целеполагание, адекватная оценка своей профессиональной зрелости, обогащение личности опытом профессии и способности к преобразованию себя как профессионала с учетом изменения требований профессии.

Структура образа профессии в сознании студентов является довольно сложным образованием, в которое входят такие компоненты как: содержание профессиональной деятельности, профессиональные планы, образ субъекта профессиональной деятельности. Начиная с первого курса, у студента складываются некоторые стереотипы образа профессии, которые в основном статичны, т.е. не претерпевают радикальных изменений в процессе профессионализации.

Существуют различия в образе профессии у студентов – гуманитариев и студентов технического направления. Так, «гуманитарии» лучше представляют, какими качествами следует овладеть в процессе профессиональной подготовки для того, чтобы приобрести высокий уровень профессионализма. Студенты технических специальностей больше направлены на приобретение знаний, умений и навыков.

Тем не менее, в процессе профессионального обучения большое внимание следует уделять изучению личности, ее жизнестойкости и жизнеспособности (Раттер, Д. Леонтьев, А.М. Прихожан). Жизнеспособность – это способность противостоять трудностям окружающей среды. Люди, наделенные этими качествами, хорошо адаптированы к жизни, они обладают устойчивостью и гибкостью. Можно сказать, что это люди с поисковым поведением во внеситуативной позиции.

В 21 веке среди множества проблем следует обозначить направления, связанные с исследованием творчества и творческих способностей в процессе профессионального становления. Важно знать существуют ли особенности в творческих проявлениях у студентов-гуманитариев, насколько они предрасположены к последующей продуктивной деятельности по окончании ВУЗа.

Можно предположить, что жизнеспособные и жизнестойкие люди имеют определенные особенности Я-концепции: систему установок относительно собственной личности, которая динамична и развивается в процессе профессионализации.

«Профессиональное Я» включает в себя систему представления человека о себе как субъекте собственной жизни и профессиональной деятельности. В процессе профессионального развития происходит изменение в Я–концепции личности, формируется представление о своем профессиональном будущем и о реализации профессиональной цели. Самосознание в Я-концепции является отправной точкой профессионального становления.

Профессиональное становление студента-гуманитария представляет собой интегральный процесс его изменения как субъекта деятельности. Студент, становясь субъектом определенной деятельности, осваивает ее и творчески преобразовывает.

Гуманитарное образование призвано воссоздать нормативно заданные технологические параметры функционирования и взаимодействия специалистов с другими субъектами. В процессе обучения необходимо способствовать репрезентации типичных ситуаций профессиональной деятельности и технологий развития профессионализма будущих специалистов гуманитарного направления.

Под влиянием высшего гуманитарного и технического образования и специальных развивающих технологий изменяется представление студента о себе, его самосознание и самооценка стабилизируется и тяготеют в сторону адекватности, развивается рефлексия. Соответственно решаются многие проблемы профессионального становления и происходит реализация личности в акме.

Рефлексия приводит к размышлению человека о самом себе, она позволяет вглядывается в сокровенные глубины внутренней духовной жизни и дает возможность осознания того, что происходит «внутри» личности. Рефлексия соответствует природе человека, его социальной наполненности, она позволяет приобщиться к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Анализ работ, посвященных рефлексии показал, что рефлексия обладает системными свойствами, имеющими рефлексивные психолого-педагогические механизмы. Она затрагивает не только элементы сознания и самосознания, но и выступает как биологический, социокультурный феномен, с возникновением которого связывают рождение внутреннего мира человека [1, 3, 4, 5, 6, 7]. Так, М.К. Мамардашвили подчеркивал уникальность роли рефлексии в интегральной структуре личности человека, полифоничность и полифункциональность ее психологического содержания [4]. В.Г. Богин отметил, что рефлексия выступает как смысловой центр человеческой реальности и всей жизнедеятельности в целом [3]. Н.Г. Алексеев разработал методологические основы рефлексивного подхода Он представлял рефлексию как осознанность оснований и средств мыследеятельности [1].

Известно, что на разных этапах профессионального становления, рефлексия развивается только у личности, которая ориентирована на саморазвитие. Рефлексия интегрирует все психические функции с целью обеспечения человеческой деятельности, как источника существования самого человека.

Цель исследования личностной рефлексии будущих специалистов состоит в изучении ее становления с учетом особенностей профессионального выбора.

Теоретико-методологическую основу исследования личностной рефлексии будущих специалистов составляет культурно историческая концепция развития психики Л.С. Выготского и его положение о том, что любая высшая психическая функция первоначально складывается как интерпсихическая категория, которая в процессе развития личности становится интрапсихической.

Кроме того, теоретической базой исследования были положения о природе и организации рефлексии, изложенные в работах С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.В. Столина, В.К. Шабельникова.

В ходе исследования были определены следующие принципы: принцип единства теории и практики (Б.Ф. Ломов, 1975, 1984, Ю.М. Забродин,1982); принцип единства психологической теории развития рефлексии в ее экспериментальном исследовании; принцип единства сознания и деятельности, предполагающий изучение рефлексии с позиции структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, 1960); принцип развития, предусматривающий развитие рефлексии человека как кумулятивного и инновационного изменения (Б.Г. Ананьев, 1968 и др.); принцип детерминизма, предполагающий, что генезис рефлексии – это преломление внешних воздействий на человека через его внутренние условия (С.Л. Рубинштейн 1959).

В основе исследования, лежат представления о психологических особенностях структуры Я-концепции, описанные в работах В.С. Агапова, Р. Бернса, А.А. Бодалева, М.Б. Борисова, Ю.Н. Галкиной, Н.А. Пешковой, К. Роджерса, М.Г. Селюч, которые основывались на фундаментальных идеях В.М. Бехтерева, С.Л. Рубинштейна. Учтены также и современные исследования в психологии развития (К.А. Абульханова, И.В. Ежов, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Н.Н. Поскребышева, М.О. Резванцева, М.В. Семенихина, И.М. Скитяева, О.В. Соловьева, Е.А. Сорокоумова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Е.В. Улыбина и др).

Практическое значение исследования личностной рефлексии будущих специалистов состоит в возможности применения результатов исследования для оказания психологической помощи будущим специалистам в процессе их профессионального становления.

В ходе работы расширен и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий изучать становление личностной рефлексии будущих специалистов, как в исследовательской, так и в практической деятельности (при консультировании старшеклассников в выборе будущей профессии).

Исследование становления личностной рефлексии было проведено в Российском государственном гуманитарном университете: на факультете документоведения; в Московском государственном областном университете: на психологическом факультете; в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана на факультете ракетостроения и на факультете металлургических машин и оборудования. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 262 человек – 120 первокурсников (64 девушки и 56 юношей); 142 пятикурсника (74 девушек и 68 юношей).

При составлении программы, выборе методов исследования и при интерпретации полученных эмпирических данных мы опирались на основные концептуальные положения современной научной психологии.

С целью эмпирического исследования личностной рефлексии будущих специалистов, мы выделили и уточнили ее критерии, показатели и уровни.

Выделены следующие критерии и показатели: межличностное восприятие (доминирование, дружелюбие); интегральная самооценка (самооценка творческого потенциала, самомониторинг, самооценка реализаций жизненных целей личности); интерес и творческое отношение к профессии; самореализация в профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии; мотивационная обусловленность Я-концепции личности; личностный эгоцентризм.

Критерием отбора диагностических методик были: простота и доступность в использовании и обработке полученных результатов, получение большого массива разнообразных данных об особенностях рефлексии личности испытуемых; сравнительно быстрое получение статистически достоверных изменений в становлении личностной рефлексии будущих специалистов.

Поскольку личностная рефлексия, так или иначе, проявляется в любом развернутом тематическом сочинении, появляется возможность применять к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа. Иными словами, в эмпирическом исследовании мы применили комплекс методик, соответствующий выделенным критериям личностной рефлексии и метод контент-анализа.

Сущность метода контент-анализа заключается в систематизированной фиксации отдельных смысловых единиц изучаемого содержания.

Статистический анализ, выполненный нами по результатам тестирования и контент-анализа сочинений позволил заключить, что у будущих специалистов в процессе их профессионального становления происходит развитие самосознания, характеризующегося устойчивой Я-концепцией и развитой личностной рефлексией.

Осуществив исследование процесса становления личностной рефлексии будущих специалистов, были сделаны определенные выводы.

Развитие личностной рефлексии происходит неравномерно и гетерохронно. В процессе профессионального обучения у будущих специалистов, развиваются способности объективно, системно, глубоко и полно анализировать свой внутренний мир, т.е. личностная рефлексия становится более выраженной.

В процессе становления личностной рефлексии у будущих специалистов раскрывается осознание своих достоинств и внутренних потенций, что способствует повышению аутопсихологической компетентности. К пятому курсу у будущих специалистов формируется умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, ориентируясь при этом на собственные способности и возможности, что говорит о развитости личностной рефлексии.

Установлено, что структурообразующим фактором выбора профессии является личностная рефлексия. На первом курсе у девушек наблюдается низкий уровень эгоцентрической направленности. К пятому курсу в связи с развитием личностной рефлексии уровень эгоцентрической направленности возрастает, что способствует развитию уверенности в себе.

Существуют индивидуальные и гендерные различия в становлении личностной рефлексии у будущих специалистов. У юношей, в большей степени, чем у девушек выражен эгоцентризм, причем он более стабилен и мало подвержен изменениям в процессе обучения в ВУЗе.

Самооценка у будущих специалистов нестабильна, она претерпевает изменения: высокая самооценка по критерию «ум» наблюдается у пятикурсников. Они в основном позиционируют себя как людей умных.

В процессе становления личностной рефлексии, у будущих специалистов от первого к пятому курсу расширяются представления о собственном идеальном и реальном Я. Благодаря этому пятикурсники чувствуют себя включенными в профессиональную деятельность еще на стадии обучения в высшем учебном заведении. У пятикурсников личностная рефлексия более выражена.

Развитие личностной рефлексии увеличивает адекватность самосознания и самоотношения у будущих специалистов.

Математическо-статистический анализ показал, что в представлениях о Я-реальном существуют значимые различия между первокурсниками и пятикурсниками по шкале недоверчивый–скептический. К пятому курсу у будущих специалистов формируется такая черта как сомнительность.

В представлениях будущих специалистов о Я-идеальном по всем октантам теста Лири, за исключением первого «властный – лидирующий», имеются значимые различия. У первокурсников более выражено полярное восприятие себя либо как независимых, доминирующих, прямолинейных, агрессивных, недоверчивых, скептических, либо как покорных, застенчивых, зависимых, послушных, конвенциональных и ответственных.

К пятому курсу представления стабилизируются и выявляются значимые различия в представлениях о Я-реальном и Я-идеальном между будущими специалистами девушками и юношами. Юноши имеют гибкую психологическую структуру, у них более выражена оценка себя как застенчивых, зависимых, послушных, сотрудничающих и конвенциональных. Девушки представляют в Я-идеальном те же качества, что и юноши в Я-реальном. Девушки оценивают себя в идеале как недоверчивых, застенчивых и зависимых.

Существует специфика представлений о Я-реальном и Я-идеальном у будущих специалистов. На начальном этапе обучения, в представлениях о Я-реальном существует тенденция доминирования. На конечном этапе обучения тенденция доминирования более выражена в Я-идеальном.

Обнаружены значимые различия у студентов разных специальностей в представлениях о Я-реальном и Я-идеальном по тесту Лири. У студентов технических специальностей при выраженном доминировании в Я-идеальном и Я-реальном преобладают такие качества как: независимость, прямолинейность, агрессивность, недоверие и скептицизм.

В представлениях студентов-документоведов о Я-реальном выявлены тесные взаимосвязи между недоверием и прямолинейностью, т.е. у них при проявлении недоверия проявляются такие черты как прямолинейность и скептицизм. При проявлении таких черт как покорность и застенчивость у студентов – документоведов ярко выражены зависимость и сотрудничество.

В представлениях студентов психологов о Я-идеальном выявлена тесная взаимосвязь между ответственностью и покорностью. При сравнении представлений между Я-идеальным и Я-реальным выявлена тесная взаимосвязь между властностью в Я-идеальном и властностью в Я-реальном.

В процессе становления личностной рефлексии юношей и девушек возрастает самооценка реализации жизненных целей, т.е. их представления о цели становятся более четкими и осознанными.

Существенную роль в становлении личностной рефлексии будущих специалистов играет наличие полимотивационных тенденций в Я-концепции. На начальном этапе обучения у первокурсников более выражена коммуникативная мотивация, связанная с потребностью в общении и дружбе, на заключительном этапе обучения – развивается собственная индивидуальность и ориентация на себя.

Интегральная самооценка личности будущих специалистов является показателем личностной рефлексии и представляет собой динамичное образование, претерпевающее значительные изменения в процессе взросления. У первокурсников тенденция к завышению самооценки более выражена, чем у пятикурсников. Наблюдается также выраженность разных видов ригидности перцептивно-образной самооценки:

на начальном этапе обучения в обычной и благоприятной ситуации чаще встречается эйфорическая ригидность, что связано с активным растрачиванием эмоциональной энергии у первокурсников;

на заключительном этапе обучения более выражены дисфорическая и экзальтированная ригидность, что связано с большим диапазоном эмоциональнного реагирования у пятикурсников;

в процессе адаптации первокурсников к новой социальной среде более выраженной является эйфорическая и дистимическая самооценка, а на пятом курсе – дисфорическая и экзальтированная, связанная с выраженной эмоциональностью.

В процессе профессионального обучения происходит развитие личностной рефлексии, что подтверждает контент-анализ сочинений. Сочинения пятикурсников характеризуются большей целостностью, анализом отношения к результатам собственной деятельности и дифференцированностью по сравнению с первокурсниками. В выборке пятикурсников сформирована способность отделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.

У будущих специалистов на заключительном этапе профессионального обучения потребность в саморазвитии является наиболее осмысленной и осознанной: они более рефлексивны по отношению к своей деятельности и активны в анализе своих чувств и опыта. Если на начальном этапе обучения значимо выраженными являются социальные причины, связанные с ориентацией первокурсников на рекламу и оказанием давления окружающей среды на выбор профессии, то на заключительном этапе профессионального обучения значимо выраженными становятся альтруистические причины, связанные с осознанной потребностью в помощи социальному окружению и патриотизмом, а также материальные причины, которые связаны с заинтересованностью в высокой оплате труда.

Полученные эмпирические результаты свидетельствуют о значимых различиях между выборками юношей и девушек в осознании причин профессионального выбора. У юношей профессиональный выбор связан с альтруистическими и социальными причинами, а также надеждой на высокие достижения в профессиональной деятельности и самореализацию. У девушек на выбор влияет возможность решения личных проблем и рефлексия.

В представлениях о профессиях у будущих специалистов разных специальностей, доминируют разные категории анализа сочинений. У будущих специалистов технических специальностей преобладают достижения в профессии, связанные с будущей самореализацией, альтруизмом, семейными традициями и творчеством. У документоведов интерес к профессии связан с финансовым благополучием. У психологов – с творчеством и с ориентацией на себя, вниманием к интересам другого и чуткостью.

Перспектива дальнейших исследований становления личностной рефлексии связана с разработкой комплексных эмпирических исследований, раскрывающих закономерности эволюционирования личностной рефлексии в широком возрастном диапазоне.

 

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск,   1984. – С. 100-102.
  2. Анисимов О.С. Рефлексивная акмеология. – М.: РАГС, 2008. – 215 с.
  3. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: РАО, 1993. – 320 с.
  4. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис… канд. психол. наук. – М., 1983. – 176 с.
  5. Карпов А.В. Рефлективность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003. – Том 24, № 5. – C. 45-57.
  6. Мамардашвили М.К. Форма и социальное мышление. – М., 1968. – С. 380.
  7. Психология рефлексивных процессов // Материалы научно-практического симпозиума «Интеллектуальная поддержка деятельности в сложных предметных областях». Вып.2. – Новосибирск, 1992.

Об авторе

Мишина Екатерина Игоревна - соискатель ученой степени кандидата психологических наук Московского государственного областного университета

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Мишина Е.И. Эмпирическое исследование личностной рефлексии в процессе профессионального становления будущих специалистов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

в начало