Хлебникова И.В.

ФАКТОР ОТЦА В «СВЯЩЕННОМ ДИАЛОГЕ»

 

УДК 159.964.28

И. В. Хлебникова (Ростов-на-Дону) НОУ ВПО «Южно-Российский гуманитарный институт»

English version:  Isabella Klebnikov NOU VPO "South-Russian Institute for the Humanities", Rostov-na-Donu

 

Аннотация. Освещается аспект, влияющий на взаимоотношения в диаде мать-дитя, рассматривается функция отца как фактор, определяющий способность матери "мечтать" (по терминологии У. Биона). Анализируются картины мастеров итальянского Возрождения с позиции художественного выражения в них психоаналитических теорий. Отличительной особенностью картин отражающих аспекты "Священного Диалога" является наличие эмоционально умиротворяющего сюжета в сопровождении защитной функции стены. Стена представляет в "Священном диалоге" "фактор отца" во взаимодействии матери и ребенка.

Ключевые слова: У. Бион, мечтающая мать, контейнер, контейнируемое, Священный Диалог, плохая грудь, хорошая грудь, плохой объект, альфа-функция, избранный факт Пуанкаре, фактор отца.

Ссылка для цитирования


В этой работе мне хотелось бы осветить аспект, влияющий на взаимоотношения в диаде мать-дитя, и рассмотреть функцию отца как фактор, определяющий способность матери «мечтать».

Если пользоваться терминологией У. Биона, то материнская способность «мечтать», это принятие страхов и тревог ребенка на эмоциональном уровне, возможность эффективно их трансформировать и вернуть младенцу в виде любви и понимания. Для того чтобы наглядно представить процесс контейнера-контейнируемого, лучше всего перейти от аналитической абстракции к конкретным произведениям искусства, на основе которых можно было бы раскрыть символизм данной теории и оценить ее отношение к реальности.

Для того, что бы начать рассматривать суть проблемы «Священного диалога» и его соотношение с ролью отца, хотелось бы вспомнить слова У. Биона: «Если аналитик готов слушать, его глаза открыты, уши открыты, его чувства открыты, его интуиция открыта, это оказывает на пациента несомненный эффект, способствующий росту последнего» [1, с.39]. Так же необходимо обратить внимание на еще одно высказывание, дающее возможность более тонко воспринять «Священный диалог», что бы почувствовать его эмоциональное поле. В статье «Заметки о памяти и желании» У. Бион говорит: «на любом сеансе важно только неизвестное. Ничто не должно отвлекать от его интуитивного нащупывания» [1, с.180].

Рассматривая картины мастеров итальянского Возрождения, понимаешь, насколько могут быть поэтичны и творчески выражены психоаналитические теории. По мнению доктора Д. Чивитарезе, на картине Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» (рис. 1) мы наблюдаем модель контейнера-контейнеруемого, которая может быть представлена как успешная проективная идентификация (мать нежно прижимает к себе ребенка, позволяя ему не только утолить физиологический голод, но и насытить его психологическое поле чувствами любви и безопасности) [4].

Картина изображающая Деву держащую в руках младеныа

Рис. 1

 

Исходя из этого можно сделать вывод, что мать, функционирующая как эффективный контейнер для ощущений младенца, способна успешно трансформировать голод в насыщение, страх смерти – в умиротворенность. Эту способность матери быть открытой проецируемым ребенком потребностям, У. Бион называет способностью мечтать [3].

В чем же состоит суть способности мечтать, и каковы ее последствия для положительной динамики в развитии психики ребенка? Вследствие недостаточно развитого «аппарата мышления» и сформированных границ «Я» младенец испытывает чувство ужаса и страх при первых же физиологических потребностях. Движимый чувством голода, он испытывает неудовлетворенную потребность (плохую грудь по терминологии У. Биона) от которой пытается освободиться. У. Бион считает, что любой объект, в котором мы испытываем нужду, это плохой объект, так как если бы он у нас был, мы бы в нем не нуждались. Ощущение нехватки данного объекта приносит боль и страдание, которое необходимо перетерпеть. У. Бион рассматривал способность терпеть фрустрацию, как фактор внутренне присущий личности самого ребенка, который в силу этого имеет большое значение для процесса формирования мышления и способности размышлять [3].

Любящая и понимающая мать способна трансформировать страх смерти ребенка путем принятия всех нежелательных чувств (плохой груди) через проективную идентификацию, переработать их посредством своей альфа-функции и вернуть их своему малышу в том виде, в котором он сможет их принять и переварить. Понимающая мать способна переживать то чувство ужаса, с которым ее ребенок стремится справиться с помощью проективной идентификации, но и в то же время оставаться уравновешенной. [2]. Данный процесс помогает ребенку, по мнению У. Биона, самостоятельно включиться в развитие своей альфа-функции, что в свою очередь формирует мыслительный аппарат.

Если не углубляться в теорию мышления У. Биона, а попытаться проникнуться атмосферой художественного произведения, можно почувствовать особое поле, которое существует между матерью и ребенком. Возникает ощущение слияния и взаимопроникновения, спокойствия и эмоционального насыщения. Несомненно, по мнению У. Биона, это мечтающая мать, а, по мнению М. Кляйн – хорошая грудь [5]. Можно быть спокойным за данного младенца. На основе своих первых позитивных эмоциональных впечатлений, его альфа-функция даст возможность возникнуть концепциям, понятиям, языку, сформирует их всестороннее развитие, что будет являться основой для формирования психологически зрелого индивида. Можно порадоваться за мать, которая является хорошим контейнером для негативных эмоций младенца.

Если отталкиваться от темы «Священного диалога», и просмотреть работы художников эпохи Возрождения, то нельзя не заметить, как удивительно синхронно проецирует бессознательное одну существенную деталь – на всех работах мастеров, где можно ощутить данное поле, имеется стена, обычно с окнами в готическом стиле (например: «Мадонна дель Гарофано» Леонардо да Винчи, это «Мадонна с младенцем» Франческо Гранначи, «Мадонна с младенцем» Мартини, интересная находка «Священного диалога» «Старик с внуком» Ридольфо Гирландайо. Рисунки 2 – 7).

Три картины изображающих матерей и младенцев

Рис. 2                                                        Рис. 3                                                              Рис. 4

 

Еще три картины с изображением младенцев

Рис. 5                                                             Рис. 6                                                             Рис. 7

 

Ребенок обычно повернут лицом к матери, она либо кормит его, либо играет, но всегда эмоционально умиротворяющий сюжет сопровождает защитная функция стены, а на работах художников, также эмоционально позитивных, но не несущих в себе «Священного диалога», общение матери и ребенка обычно представлено на фоне природы, либо множества людей (рисунки 8-10).

Третья подборка их трех картины изображающие младенцев и Дев

Рис. 8                                                       Рис. 9                                                         Рис. 10

 

По мнению У. Биона, развитие мышления происходит в результате совпадения двух факторов: внешнего (терпимость и нетерпимость к фрустрации) и внутреннего (способность матери мечтать). Анализируя картины с точки зрения У. Биона, стоит обратить внимание на появления так называемого «избранного факта» Пуанкаре, который проявляет себя как гармонизирующий фактор открытия. Появление данного фактора предполагает упорядочивание идей и эмоций, возникновение чувства связанности.

Что же дает «избранный факт» в картинах «Священного диалога», какая деталь вносит новое виденье в модель хорошей проективной идентификации? Именно стена делает возможным возникновение «Священного диалога» между матерью и ребенком, но стена не ограничивающая, не давящая, а защищающая. По моему предположению, это и есть функция отца. Но только в случае принятия отцом на себя ответственности по защите и обеспечению полного спокойствия для матери, она будет в состоянии в полной мере соответствовать роли «хорошей груди» для ребенка, вернуть ему смягченные и модифицированные эмоциональные переживания. Возможно, стоит к внутреннему фактору (способность матери мечтать) добавить еще один – способность отца принять на себя нелегкую функцию «стены» и дать возможность быть матери «мечтающей». Возможность матери быть открытой для проецируемых на нее ребенком потребностей на том уровне, о котором говорит «Священный диалог», не реальна, если матери угрожает опасность, или же она озабочена поддержанием материального благополучия. В данном случае на первый план выходит простое удовлетворение физических потребностей ребенка либо без принятия в себя его страхов, либо в очень ограниченном варианте.

На сегодняшний день в психоанализе ведется огромное количество дискуссий на тему отца в раннем становлении и развитии ребенка. У. Бион полагает, что психоаналитик имеет дело с психоаналитическими объектами. Он пытается обнаружить их в ходе психоаналитической терапии и с помощью удачных абстракций и преобразований найти способ передать природу этих объектов [2]. В данном случае интуиция, согласно У. Биону, является важным процессом, наряду с абстрагированием и трансформацией позволяющей ассимилировать эмоциональный опыт. «Интуиция заключается в особой способности воспринимать эмоциональные состояния и является частью психоаналитической функции личности» [2, с.35]. Мое «интуитивное нащупывание», пользуясь терминологией У. Биона, обнаружило в картинах «отцовское присутствие» в виде опосредованного по определению «Священного диалога» фактора. Принятие на себя не только роли защиты, но даже в некоторой мере обезличивание отца на первом году жизни ребенка, является той основой, исходя из которой, мать будет отвечать на эмоциональные проявления своего малыша и не только из чувства долга.

Понимая суть связи психоаналитического процесса и психоаналитического объекта, пытаясь найти «способ передать природу этих объектов» хотелось бы закончить словами Д. Чивитарезе: «Все эмоциональные послания решительно направлены на поиски друг друга» [6, с.366].

 

Литература

  1. Бион У. Дни наших жизней / Идеи У. Р. Биона в современной психоаналитической практике. Сборник научных трудов / У. Бион. – М., 2008.
  2. Гринберг Л. и др. Введение в работы У. Биона. Группы, познание, пзихозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика / Л. Гринберг, Д. Сор, Э. Табак де Бьянчеди. – М.: Когито-Центр, 2007. – 158 с.
  3. Идеи У. Р. Биона в современной психоаналитической практике. Сборник научных трудов. – М., 2008. – 420 с.
  4. Новые перспективы использования сновидений в клинической практике. Рефераты докладов Д. Чивитарезе, Ф. Маццакане, Е. Молинари. – М.: ППО, 2009
  5. Хиншелвуд Р. Словарь кляйнианского психоанализа / Р. Хиншелвуд. – М.: Когито-центр, 2007. – 566 с.
  6. Чивитарезе Д. О концепции У. Биона и waking dream thought / Д. Чивитарезе / Идеи У. Р. Биона в современной психоаналитической практике. Сборник научных трудов. – М., 2008. – 366 с.

Об авторе

Хлебникова Изабелла Валерьевна - психолог НОУ ВПО «Южно-Российский гуманитарный институт»(Ростов-на-Дону)

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Хлебникова И.В. Фактор отца в «Священном диалоге». [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// ppip.su (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

в начало