ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кобзарева И.И., Гончаров А.С. (г. Ставрополь)

СЕМАНТИКА ТЕМНЫХ И ТУСКЛЫХ ЦВЕТОВ В КЛИНИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ЛАБИЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ УГОЛЬНЫХ РИСУНКОВ И ГРАФИКИ О. РЕДОНА)

УДК 159.942.5

English version:   

Аннотация. Данная статья посвящена изучению семантики темных, тусклых цветов с позиции аналитического подхода. В частности, исследовательский интерес состоит в рассмотрении влияния избранного спектра на эмоциональную лабильность психики человека в целом и при восприятии картин периода символизма. В качестве источниковой базы для семантического и юнгианского анализа было избрано раннее творчество Одилона Редона, основоположника французского символизма.

Ключевые слова: Редон, семантика, анализ, темный цвет, эмоция, чувство, лабильность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Введение. Актуальность темы заключается в необходимости более частного изучения семантики неярких цветов, восприятие которых может сопровождаться мощными эмоциональными реакциями и аффектами, в зависимости от общей структуры и системы формообразования в художественном дискурсе.

Проблема исследования семантики цветов и их герменевтики в аналитической психологии и психоанализе имеет недостаточную степень изученности. На наш взгляд, наиболее малоизученным и в известном смысле спорным продолжает оставаться вопрос о семантике темных, тусклых цветов, вызывающих сильные эмоциональные реакции, эмоциональную лабильность во время акта целостного восприятия. Так, особый интерес представляет суггестивное творчество, на примере которого можно раскрыть сущность и концепты темных, тусклых цветов и серых тонов через призму их восприятия в виде угольных рисунков и графики.

Практическая значимость выражена в том, что материалы исследования можно использовать в дальнейшем изучении цветовой семантики с позиции психоанализа, для раскрытия сущности суггестивного творчества. В методическом аспекте материалы исследования могут быть использованы на занятиях по психологическим и психоаналитическим дисциплинам на уровне высшего учебного заведения.

Научная новизна исследования отражена в новом взгляде на психоанализ цветовых схем, паттернов и образов-представлений в отношении конкретного спектра. Изучение темных и тусклых цветов нашло отражение в работах зарубежных психоаналитиков, но практически не получило распространения среди отечественных психологов. Этим фактом обусловлен авторский интерес в проведении данного исследования.

Цель исследования – комплексный анализ семантики темных и тусклых цветов в клиническом психоанализе.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть герменевтику цветов в истории;

2) раскрыть взаимосвязь палитры цветов и ее влияния на психику;

3) проанализировать семантику темных и тусклых цветов и показать их синтез на примере двух наиболее известных картин О. Редона – «Улыбающийся паук» и «Плачущий паук» (1881 г.).

Материалы и методы. Методология исследования – аналитическая, юнгианская школа. В методологический аппарат исследования входят психологические, психоаналитические и лингвистические (семиотические) методы, образующие единый комплекс. Психологические методы включают в себя: лабораторный эксперимент, наблюдение, моделирование. К психоаналитическим методам относятся следующие: циклический, суггестивный, интерпретативный методы и метод юнгианского анализа. В качестве вспомогательных мы используем такие лингвистические методы: лексико-семантический, структурно-семантический, компаративный, контекстный методы и метод цветового анализа.

Источниковая база. Помимо работ классиков зарубежного психоанализа и гештальтпсихологии М. Вертгеймера [1], Х. Кохут [5] и К.Г. Юнга [9], мы обращаемся к современным психоаналитическим исследованиям в области семантики темных цветов и тонов В. Бригнера [10], Дж. Корридони [11], Э. Джевинской [12] и Х. Цзина [13], частично раскрывших сущность темных цветов с опорой на эксперименты и наблюдения. Кроме того, мы рассматриваем работы психолингвистов и художественных критиков Е.В. Ровенко [6] и Т.В. Цареградской [7], изучавших феномен «плача и смеха цветов» в творчестве О. Редона. В качестве суггестивных источников выступают угольные рисунки и графика художника [4], а также его воспоминания и дневниковые записи [14].

Ход исследования. Интерес к цвету и его влиянию на психику зародился у античных мыслителей. Прежде всего, следует выделить диалоги Платона и трактаты Аристотеля, в которых были даны первые характеристики ярким и темным цветам и тонам. Классическая Античность сформировала представление о сложных взаимоотношениях личности, общества и природы. Представление о цвете отражало чувственный и рациональный аспект данных взаимоотношений.

В частности, Аристотель размышляет о том, что цвета подобны трем мирам и трем формам взаимодействия людей: 1) на основе долга – деонтическая категория; 2) на основе общего интереса – интеллектуальная категория; 3) на основе выгоды – утилитарная категория. В момент начала активного действия (универсалии) или коммуникативного акта у человека в психике, согласно Аристотелю, возникает устойчивое представление о дальнейшем развитии социального взаимодействия [10].

Представление, в зависимости от переживаемых чувств, может сопровождаться возникновением в сознании тех или иных цветов. Например, Аристотель пишет, что красный, белый и розовый цвета возникают в сознании тогда, когда человек испытывает радость, восторг, предвосхищение результата технического, творческого действия или общения. Черный, желтый, серый цвета сопровождают страх, тревогу, моральный упадок или нежелание совершать действие. Данные рассуждения Аристотеля были открытием для своего времени, основанным на многочисленных наблюдениях философа. Несмотря на то, что суждения философа были только частично верны, мы вполне может считать Аристотеля первым исследователем, кто всерьез задумался о проблеме влияния цвета на психику человека.

Античная этика и эстетика во многом повлияла на понимание цветовой семантики европейскими писателями и художниками, в частности, представителями Возрождения и Просвещения. Вольтер считал, что гармония цветов рождается благодаря возможности отразить эмоциональное переживание, запечатлеть его в материальном виде. От дисгармоничного Хаоса к упорядоченному и структурированному Космосу, то есть, к Порядку, художник демонстрирует уникальные явления природы, общества и своего «Я». Наиболее ценным в палитре цветов и возможности их комбинировать, по мнению Вольтера, является то, что художник способен запечатлеть неосознаваемые, тайные переживания, «…проявив на свет ранее не доступное познанию». В философии Вольтера угадывается диалектика бессознательного, которая, в конце XIX в., именно так и будет оценивать семантику естественных и искусственных цветов [11].

Впрочем, еще задолго до расцвета фрейдизма, отец немецкой культуры Иоганн Вольфганг Гете размышлял о том, что цвет, будучи элементарным явлением природы, раскрывается в человеческих чувствах и позволяет созерцать человеку свое истинное «Я», а также его потаенные формы и границы социальной природы. Гете задает манеру цветового анализа, которая в дальнейшем получит распространение в лингвистике и психологии. Практическое применение философии Гете мы видим в физической концепции И. Ньютона и в эмпириокритицизме Э. Маха. Они сформировали все необходимые предпосылки для того, чтобы в 70-80-е гг. XIX в. У. Джеймс и В. Вундт создали первые полноценные исследования по теории цвета. В частности, В. Вундт существенно дополнил и структурировал систему цветового анализа Гете [2].

«Классическая» в рамках психоанализа герменевтика цвета встречается в трудах З. Фрейда, К. Г. Юнга, М. Вертгеймера и Х. Кохут. Данные исследователи предлагают нам следующую концепцию: цвет – это мощный бессознательный стимул, который раскрывает особые эмоции, чувства и ощущения. Слабые и среднего типа реакции характеризуются вовлеченностью или безразличием. Сильные реакции на объекты и явления цвета могут вызвать значительную симпатию, или же – омерзение, особенно, сочетание тех цветов, которые в случае среднего типа реакции вызывают страх, отвращение [1].

Сильнейшие эмоциональные реакции могут стать причиной возникновения эмоциональной лабильности, или, по крайней мере, мощным стимулом к ее возникновению. В зависимости от уровня, эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения) может иметь нейропсихическую форму или же представлять собой совокупность аффектов. Последний случай мы разберем на примере отдельно взятых цветов, исходя из аналитической методологии [5].

С позиции психологии бессознательного, различные цвета и оттенки могут прямо говорить, как о предпочтениях, склонностях, характере и психотипе человека в целом, так и о его текущем эмоциональном состоянии, внутренних (скрытых) чувствах и ощущениях [8]. По этой причине нельзя составить палитру цветов, связав их напрямую со статичными чувствами и эмоциями, в их обобщенном и абстрагированном виде. Зато можно определить «идеальные шаблон», герменевтика которых будет отличаться в зависимости от психофизиологии отдельно взятой личности, социальной среды, конкретной ситуации и совокупности аффектов, прямых и непрямых реакций на цветовое воздействие [9].

Результаты и дискуссия. Монохромная живопись – явление, возникшее на Востоке и получившее распространение в Европе в период расцвета символизма [12]. В эпоху «упадка» или декаданса, сочетание белого и черного представлялось как дихотомия двух вселенских начал – добра и зла, порядка и хаоса, вреда и блага и т.д. В более бытовом смысле сочетание противоположных цветов трактовалось как условное разделение всего вокруг на «хорошее» и «плохое» [13].

Несмотря на такую простую герменевтику, художники-символисты умели в особых формах передать то уникальное настроение, которое позволяло им прикоснуться к своему бессознательному. В частности, основоположник символизма Одилон Редон был ценителем учения З. Фрейда, стремясь в своем творчестве выразить первобытные инстинкты и страхи человека, передать в чувственном аспекте то, что Фрейд передал в рациональном [12].

Отсюда мы видим «эффект плача и смеха цветов», суть которого состояла в намеренном искажении форм и попытке выразить воспоминания о сензитивных периодах молодости через наиболее простые зрительные образы. Коронный прием О. Редона – это наделение насекомых и зверей чертами людей, их гуманизация. Так, реципиент, воспринимающий графическую информацию, мог угадать в архетипе, изображенном на рисунке, собственные черты, различить свои эмоции, переживания. Гуманизация позволяла раскрыть страхи путем сопоставления искаженных лицевых черт – на рисунке и в воображении воспринимающего [3].

В качестве примера можно привести картину О. Редона «Улыбающийся паук» 1881 года [4]. Согласно воспоминаниям, О. Редона, его рисунок, выставленный в музее, вызывал страх и упадок сил, тревожность наблюдалась даже у ценителей декадентского творчества. Чувства, которые вызывали мрачные тона, люди сравнивали с надвигающейся бурей или оползнем [14]. Судя по всему, особая манера живописи и игра света и тени создавали иллюзию того, что паук больше по своим размерам, что он находится в постоянном движении. Но какую роль в этом играли цвета?

Черный – в отличие от общепризнанной трактовки негативного – на самом деле имеет довольно позитивную природу, так как он отражает стремление к реализации престижных потребностей, уверенность и постоянство, строгость; черный цвет изображает страх только в аспекте отдельных тонов и оттенков, которые с ним сочетаются, тогда чистый черный цвет обычно не вызывает негативных реакций в целом. На примере рисунка «Улыбающийся паук» видно, что коричневый, кирпичный цвет фона семантически обуславливает негативизацию черного цвета [6, c. 44].

Обратимся к другой картине того же года – «Плачущий паук» [4]. На примере данного рисунка мы видим, что более светлый тон, кирпичный переходящий в желтый, желто-зеленый, не актуализирует позитивное восприятие цветов и не изменяет эмоциональную реакцию в ее основании и при отвлечении от образа паука [7]. Плачущее лицо вместе с матовым черным цветом и тусклыми тонами создает лабильность, основание которой раскрывается именно через цвет, а не через отторжение гуманизации паука. Страх и отвращение, которые возникают при восприятии и бессознательном выражении чувства сопричастности к пауку, абсолютизируются, прежде всего, из-за цвета, а не из-за формы и концептуальной стороны рисунка [14].

Обозначим, что дихотомия образов у О. Редона осуществляется с помощью картин, которые вызывают диаметрально противоположные реакции у человека на бессознательном уровне. Так, рисунок плачущего паука, как отмечали современники, вызывал у них садистский смех, тогда как улыбающийся паук приводил в дрожь, заставлял плакать.

Итак, на основе изучения двух графических рисунков и при сравнении полученных данных с семиотическим материалом Е.В. Ровенко и Т.В. Цареградской, мы можем составить палитру темных и тусклых цветов в их природной, «чистой» семантике, отделив восприятие цветовой формы и цветовой границы от непосредственного восприятия цвета [6; 7]:

1) черный – в классическом смысле это цвет противопоставления и негативизма, но также это цвет объективации, выражения престижных потребностей, моды. Черный цвет в сочетании со многими формами подачи олицетворяет стабильность, уверенность, желание реализовать скрытые мотивы;

2) матовый черный представляется как раз тем черный цветом, стереотип о котором прочно укрепился на обывательском уровне. Матовый черный изображает скрытые страхи и лучше всего реализуется через сочетание с бледным желтым цветом – ассоциирующимся с унынием и упадком;

3) блестящий черный («ярко-черный») – это в большей степени цвет строгости и стабильности, но также и утонченность, скрытый мотив, переходящий в открытое намерение (интенцию) деятельности;

4) тусклый черный ассоциируется с компромиссом, спокойствием, позитивными концептами и предпосылками деятельности;

5) черный переходящий в темно-серый символизирует строгость и стабильность, уверенность, а также такие некоторые черты, которые человек может желать скрыть, но не обладает для этого достаточными волевыми качествами, например, – эгоистичность, тщеславие, высокомерие;

6) темно-серый похож по своей семантике на предыдущий цвет, но темно-серый в большей степени характеризует аффективность и открытость;

7) серебристый серый – цвет эмоционального подъема, открытия, восприятие которого по природе предвосхищения и первичных ощущений от реакции на цвет схоже с чувством сопричастности, это цвет вовлеченности и эмоционального интереса;

8) серый – принято считать «нейтральным» цветом, хотя по основным первичным реакциям он может вызывать как позитивные чувства, те же, что черный цвет (престижные потребности и уверенность в себе), так и негативные, по аналогии с белым – цветом крайней тревоги и тоски. Такая амбивалентность характеризуется тем, насколько «черным» или «белым» покажется данный цвет конкретному человеку в конкретной ситуации;

9) резко-серый – цвет бунта, создает ощущение тревоги, сменяющееся радостью и эмоциональным подъемом, притом, что данные реакции могут быть неоднородны в зависимости от эмоционального фона;

10) мутно-серый создает ощущение «расслабленности», уверенности и стабильности, вызывает слабое чувство отторжения;

11) светло-серый гармоничен по своей природе, создает чувство защищенности, будто бы человек находится внутри огороженной территории;

12) бледно-серый связан с непреодолимым желанием стать вовлеченным в какое-либо действие;

13) белесый – дисгармоничный цвет, вызывающий сильную лабильность, тревогу и неуверенность, страх;

14) серо-белый – цвет подавленности и потерянности, как его охарактеризовал К.Г. Юнг [9];

15) белый – в психоанализе признан цветом бессознательного, инстинктом и сильнейших желаний, вместе с тем, это цвет смерти, конечности и завершения. Вспоминая о типичном тесте с белой комнатой, можно с уверенностью сказать, что сложившееся в психоанализе представление о данном цвете вполне верно, особенно, если учитывать бесчисленные эксперименты, проведенные для уточнения и конкретизации семантики белого.

Заключение. Итак, в нашем исследовании мы изучили семантику темных и тусклых цветов в клиническом психоанализе и их влияние на чувства, эмоции в целом и эмоциональную лабильность в частности. На примере доступного семиотического материала мы провели сравнение существующей характеристики темных цветов в психоанализе с новыми данными психолингвистики, сравнив их с экспериментами в области суггестивного творчества О. Редона. Исходя из результатов наших экспериментов и сравнений, мы составили новую, более полную характеристику темных цветов и тусклых тонов в рамках избранного аналитического подхода и методологии К.Г. Юнга. Перспектива использования материалов статьи состоит в трех основных направлениях: первое – использование материалов работы в дальнейшем изучении семантики цветов в психоанализе с целью детального анализа лабильности как следствия восприятия суггестии; второе – использование статьи в качестве методического блока в ВУЗе; третье – применение содержательного блока в качестве опорного материала для арт-терапии и схожих психолого-педагогических практик.

Литература

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
  2. Гете И.В. Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1964. – 520 с.
  3. Гончаров А.С. «Black period» of O. Redon’s creativity. Suggestive art and the objective unconscious // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 53. – С. 1577-1589.
  4. Коллекция картин Одилона Редона // Artchive. URL: https://artchive.ru/odilonredon (дата обращения: 15.03.2022).
  5. Кохут Х. Восстановление самости. – М.: Когито-Центр. Серия: Библиотека психоанализа, 2017. – 320 с.
  6. Ровенко Е.В., К. Дебюсси и О. Редон: новые черты художественного мышления и его загадки // Музыковедение. – 2011. – № 1. – С. 41-47.
  7. Цареградская Т.В. Тору Такемицу: между живописью и музыкой // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. – 2014. – № 3(10). – С. 35-54.
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
  9. Юнг К.Г., Сэмюэлс В., Одайник Дж., Хаббэк Э. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.: Мартис, 1995. – 320 с.
  10. Brigner W.L. Contributions to the history of psychology: authors, perceived color, and light intensity / W. L. Brigner // Perceptual and Motor Skills. – 1991. – Vol. 73. – P. 485-486.
  11. Corridoni J.M. Image retrieval by color semantics / J. M. Corridoni, A. Del Bimbo, P. Pala // Multimedia Systems. – 1999. – Vol. 7. – No 3. – P. 175-183.
  12. Drzewinska E. Graphic arts... Symbols and basics of the psychology of color / E. Drzewinska // Przeglad Papierniczy. – 2003. – Vol. 59. – No 10. – P. 627-632.
  13. Jing H. Analysis on drivers' vision-psychology under the influence of color difference after pavement pothole repair / H. Jing, Q. Liu, M. Gao [et al.] // Tehnicki Vjesnik. – 2021. – Vol. 28. – No 6. – P. 1894-1903.
  14. Redon O. Prince du Rêe. 1840-916 / sous la direction de Rodolphe Rapetti, catalogue de l'exposition: Paris, Grand Palais, Galeries nationales, 23 mars – 20 juin 2011; Montpellier, musé Fabre, 7 juillet –16 octobre 2011. P.: Rmn Grand Palais, 2011. – 464 p.

Об авторе

Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Гончаров Артем Сергеевич – студент направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «История» и «Обществознание» Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кобзарева И.И., Гончаров А.С. Семантика темных и тусклых цветов в клиническом психоанализе и их влияние на эмоциональную лабильность (на примере угольных рисунков и графики О. Редона). [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен