ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Макарова О.С., Гончаров А.С. (г. Ставрополь)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ КАРТИНЫ «СЕМЬЯ АКРОБАТА» Г. ДОРЕ (КОНЦЕПЦИИ 1853 г., 1874 г.). ЗЕМНАЯ МГЛА И ИНФЕРНАЛЬНЫЙ СВЕТ В КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕГО РОМАНТИЗМА

УДК 159.9.018.4

English version:

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению семантики живописи Г. Дюре, на примере двух вариантов картины «Семья акробата». Ход исследования построен на юнгианском и семантическом типах анализа концепций, выработанных в 1853 и 1874 гг. под влиянием таких направлений как историческая живопись, романтизм и символизм. Методически мы обращаемся к исследованиям классиков психоанализа и аналитической психологии, в частности, к трудам К.Г. Юнга. Основные результаты показывают уникальный опыт интерпретации запечатленного эпизода жизни французской семьи XIX в., оказавшейся на пороге человеческой экзистенции. Обе версии картины показывают трагедию в жизни цирковых артистов, но с разных точек зрения. Первая версия раскрывает трагедию матери в темных тонах, с позиции романтизма. Вторая версия опирается на синтез романтизма и символизма, посредством противопоставления ярких тонов и эмоционального фона.

Ключевые слова: семантика, анализ, интенция, концепт, эмоция, индекс, знак.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение. Проблема исследования творчества художников, поздних романтиков и ранних символистов, создававших картины на основе действительных социальных реалий, нашла отражение в ряде социально-гуманитарных наук. В дискурсе неклассических школ психологии, психоанализа, бихевиоризма, а также психологии искусства данная проблема была раскрыта через призму теоретико-методологической базы Ч. Пирса, считавшего, что семиотический анализ знаковой культуры, художественного пространства должен быть основан на отношении единичного знака к объекту, то есть, к целой картине. На самом деле, такой подход вовсе не предполагает детальное изучение эмоционального фона, бихевиористской интенции – телодвижений и возникающих на их основе акциденций в сознании художника. Гораздо больший потенциал представляет семиотический подход У. Эко, подходящий для синкретизма психоанализа и семиотики. Для нас в дискурсе аналитической психологии важно показать не только социальный факт, но и передать переживания художника, отобразить ощущения, чувства и эмоции, запечатленных на картине – реально существовавших личностей.

В этом ключе, проблематика, касающаяся творчества отдельно взятого художника, – великого французского гравера и эксперта в области исторической живописи Поля Гюстава Доре, является не только малоизученной, но и крайне спорной. Автор множества картин за жизнь так и не получил профессиональное художественное образование, но, вместе с тем, являлся лицом французского романтизма и одним из ярчайших представителей раннего символизма. Переход между стилями, из одного направления в другое хорошо показан на картине «Семья акробата». Первая версия картины, созданная в рамках «темного романтизма», направлена на индексацию мрачных, мистических и близких к философии эпохи готических мотивов. Данная концепция призвана разорвать художественное пространство на два плана, реалистический и метафизический, обозначить значимые для автора религиозные и культурные концепты. Вторая версия картины индексирует реалистический и инфернальный планы повествования, здесь автор, используя контраст и гораздо более яркие тона, стремится систематизировать концепты и противопоставить их знакам-символам. Эта психологическая антиномия вызывает наибольший интерес в рамках сравнительного анализа, так как присутствует, хотя бы и в латентной форме, в первой версии картины.

Актуальность темы заключается в необходимости обращения к творчеству Г. Доре, ранее не рассматриваемому в контексте психоанализа или психологии искусства, неклассических школ в принципе. Российские научные сообщества, всегда интересовавшиеся творчеством французских романтиков, сейчас испытывают особый интерес в переосмыслении культурного наследия таких акторов эпохи, как Ж.А. Гро, Ж.Л. Давид, Т. Жерико, Э. Делакруа. Воспитанный в духе апологии исторического реализма, Г. Доре, тем не менее, сохранил романтическую интенцию и приумножил значение данного направления в культуре Франции XIX века. Не меньших успехов добился художник и в символизме, знаковом для декаданса общественного настроения и поиска новых средств самореализации личности. Перспектива дальнейшего изучения творчества и эмоциональной стороны психики Г. Доре, безусловно, требует акцента аналитической психологии на такой переломной работе как «Семья акробата».

Практическая значимость исследования выражена в том, что его материалы можно использовать в дальнейшем изучении культурного наследия французских романтиков в дискурсе психоанализа, аналитической психологии и психологии искусства. В методическом аспекте содержательный блок статьи подходит для рецепции на уровне высшего учебного заведения, академического или педагогического типа. Методология и характерные черты работы, динамика анализа и герменевтики пригодятся для освещения близкого по тематике материала на занятиях по психологическим, культурологическим и искусствоведческим дисциплинам.

Научная новизна исследования отражена в изучении культурного пласта метаданных, а именно: 1) в новом взгляде на эмоциональный фон и привычку индексации социальных реалий в творчестве Г. Доре; 2) в детальном анализе религиозных, культурных концептов и метаконцептов, бихевиористской интенции автора на примере двух версий картины «Семья акробата»; 3) в оценке эмоциональных концептов и особенностей создания «земной» и «инфернальной» концепций картины, ее сюжета и психологических маркеров состояния персонажей; 4) в категоризации системы реализации мотивов романтизма и символизма в исторической живописи Г. Доре через призму валентности и стеничности художественной деятельности; 5) в структуризации мимической обратной связи, бихевиористской интенции посредством типичных стилистических приемов художника.

Цель исследования – сравнительный анализ двух версий и концепций картины «Семья акробата» Г. Доре. Решение обозначенной цели предполагает выполнение следующих задач:

1) проведение семиотического анализа «земной» концепции и первой версии картины «Семья акробата, раненый ребенок» (романтизм, 1853 г.);

2) проведение индексального и семиотического анализа «инфернальной» концепции и второй версии картины «Акробаты, бродячие артисты» (символизм, 1874 г.);

3) характеристика основных психологических составляющих процесса создания картины, формализации социальных реалий, эпизода жизни цирковых артистов, а также религиозных и культурных концептов, эмоций персонажей и автора;

4) непосредственно сравнительный анализ персонификации, сакрализации и демонизации как форм передачи чувственного аспекта исторической живописи.

Материалы и методы. В методологический аппарат исследования вошли психологические, психоаналитические методы, методы психологии искусства, лингвистические и культурологические методы. Вспомогательной группой выступают методы мир-системной теории. Психологические методы: лабораторный эксперимент, сравнительно-генетический метод, биографический метод, метод исследования продуктов деятельности. Психоаналитические методы: интерпретативный метод, метод свободных ассоциаций, метод юнгианского анализа, конструктивный метод, амплификативный метод, инкорпоративный метод. Методы психологии искусства: метод анализа знаковой культуры, репродуктивный метод, суггестивный метод. Лингвистические методы: метод лингвистического наблюдения и описания, идейно-образный метод, функциональный, контекстный методы, метод анализа игры света и тени, метод цветового анализа. Методы мир-системной теории: метод воссоздания мира-системы, метод наблюдательных пунктов, метод персонификации, метод отдаления, метод приближения. Культурологические методы: моделирование преобразующих культурных практик, метод анализа художественный культуры, диалоговый метод (метод анализа взаимодействия культур).

Методология. Особая манера живописи художника неакадемической направленности изучается в рамках поведения и бессознательных переносов, с учетом традиций школ романтизма и символизма, культуры эпохи и отдельно взятых свойств и качеств личности в целом. Для раскрытия семиотического дискурса необходимы методы междисциплинарного круга, основанные на поиске соотношений знаков, символов, образов, концептов, – с одной стороны, и ощущений, чувств, эмоций, характерных аффектов, – с другой.

М.И. Флекель выделяет такие формообразующие маркеры исследования: знаки-иконы, которые указывают на семантику предметов, объектов и явлений; знаки-символы, которые передают коннотативное значение; знаки-индексы, связывающие психологическим сигналом автора и объект, художественную черту и индекс; знаки-образы, обозначающие эмоциональный подтекст; символы, характеризующие скрытые значения, являющиеся т.н. «дважды-денотатами»; образы, служащие «переходным звеном» между денотативным и коннотативным значениями элемента картины; концепты, воплощающие семантику изображения [5]. Каждой группе семиотических формообразующих маркеров соответствуют характерные ощущения, чувства и т.д.

Est cogitare, сравнительный анализ двух версий картины и двух ее концепций также предполагает индексальный и семиотический виды анализа, для реализации которых мы избрали методики аналитической психологии К.Г. Юнга, апробированные и изложенные в работах «Архетипы и коллективное бессознательное» [7], «Нераскрытая самость» [8], «О природе души» [9], «Психоанализ и искусство» [10], «Психологические типы» [11], «Синхронистичность» [12], «Дух Меркурий» [13], «Тавистокские лекции» [14]. Нельзя не отметить фундаментальный труд М. Вертгеймера «Продуктивное мышление», являющийся основой изучения бихевиористской интенции художника [1]; работы К. Роджерса «Взгляд на психотерапию» и «Становление человека» в рамках гуманистической школы, апеллирующие к типичным эмоциональным концептам, возникающим в процессе творческой, художественной деятельности [3]; исследование К. Хорни «Самоанализ», выступающее фактически наглядным пособием при обращении к современным традициям психоанализа и аналитической психологии [6].

Источниковая база. Двумя главными источниками в дискурсе исследования являются две версии картины Гюстава Доре, написанные с разницей в 21 год, – «Семья акробата, раненый ребенок» / «La famille du saltimbanque, l’enfant blessé» (романтизм, 1853 г.) [16]; «Акробаты, бродячие артисты» / «Les Saltimbanques, artistes itinerants» (символизм, 1874 г.) [17]. При обращении к биографии художника, мы обращаемся к страсбургской коллекции картин и воспоминаний [18]. Для подкрепления сведений о характере работы над концепциями картины и особенностях социальных реалий семьи цирковых артистов используется комплекс воспоминаний и периодических выпусков, собранных или воссозданных исследователями: Р. Делормом [15]; Р. Фрайтагом [19]; П. Кенелем [20]; Х. Лабланом [21]; Э. Зафраном [22]. Две версии картины, прозванные в прессе «земной» и «инфернальной», позволяют по-разному взглянуть на трагедию цирковой семьи, личные переживания автора и религиозный подтекст, заложенный в композиции, и, соответственно, получить разные выводы. Для начала, рассмотрим первую версию и алломорфику концепции.

  1. «Семья акробата, раненый ребенок» (романтизм, 1853 г.). Первая версия картины воссоздает только эпизод трагедии, основной социальный состав остается нераскрытым, вместо этого, художник изображает белотканную дальнюю перспективу. Темно-серый, серый и бежевый тона индексируют полученный (потерянный) психологический ресурс/достаток R, величины аргументов Е = F (…) [4]. Раскрываются ресурсы R в форме переживаний основных персонажей: акробата, отца семейства, напоминающего мистического персонажа – демона или трикстера; мать с короной и мантией, напоминающую ветхозаветный образ королевы; ребенка в белой одежде как олицетворение невинности. Affective computing декларирует: неестественная бледность и знаковая культура с явно выделяющимися муками на лице, повязка на лбу с проступающей кровью и слезы отца являются прямым свидетельством приближающейся смерти (скорее всего, ее причина – удар головой на цирковом выступлении). Ключевая идея картины – персонификация и сакрализация [2; 16].

Дальняя перспектива и яркий белый объект – одежда – индексируют символическую природу чистоты. Ее семантика раскрывается через цветовой анализ: 1) темно-серый цвет ткани характеризует аффективность и открытость; 2) серый цвет при R < 0 обозначает чувство тревоги, тоску, он амбивалентен, близок по семантике к матовому черному; 3) серебристый серый, белый с отливом золотого на платье матери – цвет предвосхищения, надежды, R > 0 (если взять для радости и горя формулу расчета эмоций Е = F(R)). Следовательно, РR > 0 надежда, РR < 0 страх [1; 6]. Чувства матери в данном случае показывают эмоционально выгорание PR = 0; 4) белый цвет, вопреки расхожему мнению, может индексировать либо денотат – воплощение смерти, либо один из двух коннотатов (позитивный – гармонию, защищенность PR > 0,5; негативный – дисгармоничный аспект, вызывающий лабильность, страх, потерянность, дающую основание заключить в коннотате скрытый религиозный концепт PR < 0,5); 5) наконец, контраст белого и темно-синего, черного отсылает к скрытому желанию стать вовлеченным в действие, это диахронический аспект, связанный с образом и ролью отца dR(t)/dt > 0,7, где d – фактор вовлеченности, а t – диахронический показатель. Отсюда, образ матери в диахронии можно оценить как отца dR(t)/dt > 0,3, что является прямым свидетельством не потерянности или слабой надежды (как у отца), а подавленности, смирения [4; 16].

В центре картины, помимо ребенка, бросается в глаза гармоничность цветов – материнской мантии, наряда и грима отца. Синий, переливающийся с черным, – антиномия, созданная с целью противопоставить отца матери, его надежду унынию и обреченности. В классическом психоанализе черный цвет обозначает престижные потребности, сильную, независимую личность, данный коннотат характеризует роль и волю отца. В сочетании с черно-синим цветом черный индексирует страхи и тревоги, ассоциируется со страхом и тем, что во Франции XIX в. как раз и называли décadence’ом [5, c. 127]. Возможно, в этой цветовой политике прослеживаются ранние мотивы символизма? Так или иначе, более интересно решение связать черно-синий цвет с синим и золотым (который изображен в настолько тусклых тонах, что определенно не контрастирует с черным). Прежде всего, важно отметить, что на уровне коллективного бессознательного, исторической памяти французу синий цвет может показаться символом доброты, целомудрия, тем, что принято называть «доброй славой». Во франкских легендах и притчах авторы пользовались синим цветом для реализации идеи благородного происхождения и благочестия, то есть, связи с божественным, сакральным [3]. Эта скрытая метафора в бихевиористской интенции может обозначать «происхождение» как метафизическую категорию «избранности», «преосвещенности», потеря и невозможность обладать которыми вызывает амбивалентность: в сочетании с тусклым золотым, желтым цветом синий индексирует траурное значение, цвет печали и погибели (вспомним, как примерно теми же эпитетами в устной народной традиции французы описывали образ «Синей бороды») [2].

Центр композиции важен и тем, что именно на нем автор сосредоточился сильнее всего: структура телодвижений говорит о детальной прорисовке сгорбленных спин, голов, о том, что руки матери и ноги ребенка несколько раз перерисовывались. Образ отца заметно более четче в отдалении от матери, тогда как и она сама, и отдельные элементы (ладони, корона) размыты, намеренно искажены для подкрепления антиномии. R(t) < 0,5 (горе) в равной мере выделяется в эмоциональном фоне, и отец и мать скорбят по ребенку, но если отец также испытывает надежду по данной параллели R(t) > 0,5, «расщепляя» свои чувства и проецируя переживания трансфером, то мать R(t) < 0,5 также испытывает страх и уныние dR(t)/dt < 0,5. Вина (fault) как произведение горя (grief) и негативного удовлетворения (negative satisfaction) = (g * ns) + 1R. Тогда вина отца заметнее всего, она бросается в глаза благодаря структуре и цветовой семантике, плану картины в целом, F = (1g * 1ns) + 1R. Вина матери стерта коэффициентом мимических выражений (смирением, сожалений), F = (0,7g * 0,3ns) + 1R [16; 21]. Все изображенные на сцене замерли в ужасе, но каждый переживает горе по-своему. Модель EMA Дистресс (ds) D < 0, p = 1 одинакова для обоих образов. И здесь, безусловно, нужно учитывать гендерный аспект, статичный характер картины, культуру эпохи XIX в. в целом [22].

Г. Доре был свидетелем трагедии, сочувствуя и осуждая родителей за то, что у них не было возможность заработать на жизнь, не рискуя жизнь ребенка. Судя по всему, мальчик занимался опасной ролью вместе с отцом, был, например, танцором на канате. Возвращаясь к образу матери, важно подчеркнуть сходство с цыганкой-гадалкой, близкой к ветхозаветным королевам, пророчицам или жрицам, которых художнику было привычно изображать. Создатель бесчисленных гравюр на библейские сюжеты, Г. Доре, скорее всего, придал и образу отца религиозный окрас [15]. В частности, на гравюре «Мамона» у художника уже был опыт создания практически такого же персонажа-архетипа [18]. Данный посыл может свидетельствовать о том, что образ отца – реминисценция на демона Мамону, олицетворение алчности [19, c. 96-97]. Получается, что отец страдает больше матери потому, что это он заставил сына выступать, а мать, помимо горя утраты, испытывает ненависть к отцу, из-за этого они сидят не вместе, но будто бы удаленно друг от друга [20, c. 48]. Такая явная дихотомия – типична для живописи романтизма, освещенного пространства французской бытовой драмы. Об этом свидетельствует и светотень: изображение контрастирует со множеством цветом, но каждый цвет имеет только одну пару тонов с добавлением между ними яркой или темной части, с плавным переходом от дальней перспективы к центру и к ближней перспективе [20, c. 49-50].

  1. «Акробаты, бродячие артисты» (символизм, 1874 г.). Вторая версия картины содержит гораздо больше вторичных элементов, архетипов, мифологем и культурных концептов. Ее ключевая идея – демонизация, образ отца принимает завершенную форму трикстера, тогда как люди в дальней перспективе и животные приобретают мистические, дьявольские очертания. Нельзя сказать, что подчеркнутая демонизация одного-единственного образа в первой версии картины прерывается во второй. Напротив, теперь отец теряет черты Мамоны, реминисценции на другую работу художника, зато в характерном инфернальном стиле отец как трикстер демонизируется в латентной форме. Для этого процесса подобраны соответствующие цвета – красный, оранжевый, малиновый, желтый и золотисто-желтый, прямо противоположные семантике черного, серого, черно- и темно-синего [8; 17]. Голубой цвет одеяния матери, тем не менее, восстанавливает антиномию между ней и отцом. В этом ключе важно отметить, что концепция второй версии картины – динамическая. Интересным решением художника является попытка отделения белого и серого цветов дальней перспективы от одежды ребенка белесых тонов. Во второй версии картины ребенок изображен в белоснежном цирковом одеянии, а текстура стены – деревянная, а не тканевая, с выделяющимися элементами – куском голубоватой материи и испачканной кровью белой тряпкой (которая может являться свидетельством того, что до мальчика в семье уже произошел несчастный случай). Новые акторы оживляют картину: толпа за отгородкой, служанка и служащий в устаревшем для второй половины XIX в. парадным мужским костюмом, две собаки и сова (символы верности и мудрости, соответственно) [9; 17].

В центре по-прежнему контрастируют образы матери, отца, ребенка. Характерно то, что теперь мать пускает слезу, сидит еще на большем удалении от отца (если на первой картине мать сидела на бочке, а отец на скамье, то разрыв между ними можно было бы объяснять всего лишь неудобством, но теперь становится очевидным, что задумка художника – намеренно отделить отца от матери, показать материнскую обиду и сгорбь). Здесь бледность мальчика выделяется на яркой накидке матери – более удачный стилистический прием, который дополняется изменениями в возрасте всех персонажей. На первой картине ребенку 6-7 лет, на второй – 7-8, при этом, отец и мать явно помолодели. В диахроническом аспекте это решение в придачу к динамическому отображению индексов персонажей стало прочным фундаментом для конкретизации образов: корона, ладони матери, фигура отца, стена и ближайшее окружение приобрели более точные, реалистические черты, исчез поверхностный мистический подтекст в образах персонажей. Вместе с тем, мать мальчика стало еще больше напоминать ветхозаветный образ, на картине имеются черты икон богородицы, созданных современниками Г. Доре. Однако, библейский аспект здесь уступает каббалистическому [7; 17].

В частности, особое внимание автор уделяет образам животных и раскладу карт у ног матери. У семитских народов сова обозначала слепоту в физическом и духовном смыслах, невозможность отыскать верное решение для какой-то проблемы. Собака – олицетворение языческого прошлого, злой дух. В кабалистике собака – демон насмешки, издевательства. Расклад карт может свидетельствовать о следующем: множество бубен указывают на утилитарную перспективу, выгоду и корысть (что отсылает нас, опять же, к образу отца), а пиковый туз по центру – на прямой символ смерти, великого горя [10]. При этом, важна и цветовая политика: линий света по диагонали от стены до мальчика и до карт – насыщает образ матери и затеняет образ отца. Светотень призвана обратить внимание на позу матери, на то, как она молится, прощается с ребенком. Кроме того, во второй версии картины множество аллюзий, реминисценций на «Книгу Закона» и «Книгу Лжей», сама же композиция построена таким образом, что практически каждый ее символ напоминает форму одного из высших арканов таро («мир», «умеренность», «шут», «жрица», серьга в виде «солнца» и т.д.) [12]. Инфернальная концепция раскрывается в совершенно неприметном элементе. Коннотат: сова, будто держащая под оперением ног золотую цепочку (символ жизненного пути, линии жизни у номадических общностей). Это может обозначать следующее: линия жизни измеряется мудростью или принадлежит мудрости. Таким образом, сова, находящаяся по сторону матери, является латентной формой осуждения отца [17].

Несмотря на то, что мы видим детали быта, художник показывает прежних персонажей совсем с другой точки зрения. Он раскрывает нам их внутреннюю сущность в масштабе вечности. Диахронический аспект в образе отца характеризует уменьшенную вовлеченность по сравнению с первой картиной – dR(t)/dt > 0,6, соответственно вовлеченность матери оценивается dR(t)/dt > 0,4. Идея смирения и подавленности уступает слабой надежде. Это довольно смелый стилистический прием, с учетом того, что во второй версии картины мы видим гораздо больше крови, проступающей через повязку на голове мальчика. Модель EMA Дистресс (ds) D < 0, p ≈ 0,9-1 практически одинакова, но условно можно считать, что диахронические и возрастные характеристики инфернальной концепции выделяют более значимый знаковый дистресс матери [11; 17]. Архетип жрицы становится наглядным, перекликаясь с библейскими и каббалистическими мотивами. В то же время, архетип шута, трикстера резонирует с демоническим образом. R(t) < 0,6 и R(t) > 0,4 – таковы знаковые показатели горя и надежды отца, форма скорби во второй версии передается чистой проекцией, более объективной и, главным образом, объективизирующей [7]. Страх матери значительно усилен с помощью омоложения, структуры картины, позы и цветовой политики R(t) < 0,7. Синхронически вина как общий показатель коэффициентов мимических выражений и бихевиористской интенции обобщена F = (1g * 1ns) + 1R, чтобы консолидировать отдельно взятые структурные элементы, сохранив при этом имеющиеся антиномии [13].

Во второй версии картины автор посчитал нужным выделить праздность социального окружения, не заметившего трагедии семьи акробата. Недаром толпа затемнена и представляет собой комплекс абстрактных образов [10; 17]. Они расщепляются в эмоциональном фоне трех компонентов системы образов и смыслов – красном, белом и голубом. Символично, что эта система очень напоминает IX таблицу теста Роршаха, в цветном варианте. Все это указывает на то, что семантика окружающего пространства денотирована, только выразительная часть играет роль в раскрытии формообразующих элементов и акциденций. Главные образы и знаки-символы по-прежнему обозначают скорбь, печаль, уныние и слабую надежду, но гораздо сильнее контрастируют на фоне ярких цветов, ощущений детской радости, которую обычно приносят цирковые выступления [18].

  1. Сравнительный анализ. Суггестия творчества Г. Доре заметно выделяется в первом варианте картины. «Земная» концепция сосредоточена на фундаментальном индексе трех ключевых образов – отца, сына и матери. Первый вариант имеет гораздо меньший по объему, структуре и светотеневому развитию мистический подтекст. Вторая версия сосредоточена на отсылках к латентной форме мистического подтекста, который реализуется через концепты Каббалы и ветхозаветные образы. Важен и архетип толпы, расположенный в дальней перспективе. Толпа помогает разделить пространство на темную и светлую части, составить общий план и расставить акценты. Эмоциональное состояние персонажей, надежда R > 0 и горе R < 0 также индексируются аз счет игры с семантическим восприятием. Душевная рана и эмоциональная лабильность символически переданы в мимике лица и, в первом случае, с помощью статического положения – замерших поз [16], а, во втором случае, посредством динамически разворачивающегося сюжета трагедии [17]. «Инфернальная» концепция в этом ключе выигрывает по степени наполнения сюжета и преобразования зон лица [6; 17]. Facial Affect Scoring Technique позволяет путем естественного акцента и сравнительного анализа выделить стеничность отца, слабую надежду, горе, скрытое за маской уверенности и вовлеченности, и астеничность постаревшей матери (в «земной» концепции), тонкую грань между стеничность и астеничностью молодой матери (в «инфернальной» концепции) [14]. Содержание эмоций разнится, но, тем не менее, каждой из них присущ негативный тон, слабая амбивалентность, заметная в контексте расслабления и парализации позитивного тона астеническими реакциями (плачем, движениями рук отца и матери, опущенной головой, телодвижениями в конкретной позе и пр.).

Визуальные образы выступают иконическими. Мимическая обратная связь дает реципиенту ключ к разгадке сюжета, сталкивая его с латентной оценкой и оцениванием автора. Ракурс, позы и композиция указывают на то, что автор избрал для себя не роль «наблюдателя», а роль актора – он – тот, кто стоит напротив родителей и является безмолвным свидетелем трагедии. По формуле Симонова E = f(N(Inm – Im)), символическое воплощение эмоций включает в себя большое количество знаков, знаков-индексов и пр. во второй версии, тогда как первая сосредотачивает все индексы в детальном насыщении образов отца и матери, с относительной однотонностью цветовой политики (черный, черно-синий и темно-синий цвета – одежда отца, белый, золотой и более светлый синий – одежда матери). N (need) показывает силу и качественные характеристики наиболее актуальной потребности (вовлеченности в горе, слабую надежду отца, подавленность матери). Inm (information means of need) – это оценка онтических знаков и онтологического опыта, включающая в себя возрастные, социальные и гендерные инварианты. In (information means) – совокупность прогностически необходимых средств в рамках символического образа конкретного персонажа. На основе данных составляющих возможен расчет индивидуально-типологических и кратковременных аффективных настроений персонажей, который, конечно, сможет показать большее на примере второй – динамической версии, где угадывается смена настроений и явно индексируется оценочная функция автора [16; 17].

Изменения, произошедшие в предметном и человеческом мирах картины через двадцать один год, потрясают очевидными визуальными преобразованиями в структуре, мимике и жестах персонажей, цветовой политике и насыщенности новой концепции многочисленными аллюзиями [17]. Micro Expression Training Tool, к сожалению, не может раскрыть микровыражения на картине (во второй версии), поскольку у персонажей сменяется всего несколько видов эмоций и настроений [6]. Тем не менее, сама методика подталкивает к оценке онтологических и социально-бытовых изменений образа отца: во второй версии он очеловечен в реалистическом плане. Сохранив демонические черты, теперь в нем угадываются явные пороки и добродетели. Первая версия картины может навести на мысль о том, что отец – демон, воплощение Мамоны, плачет потому, что переживает из-за утраты своего блага, своей выгоды в утилитарной перспективе (о чем свидетельствует однозначное сходство образа отца и другой работы Г. Доре – «Мамона»). Итак, если раньше отец был индексом зла, то теперь его комплексный образ включил в себя христианские мотивы. Если мать фактически индексирует образ девы Марии, то отец, по-видимому, перенимает черты Иосифа. Так, Г. Доре сталкивает ветхозаветные и аскетически-мистические парадигмы и архетипы. Множественность знаков и предметов приводит к сближению контрастов и отражает неразрывную связь одной всепоглощающей эмоции, переданной во множестве вариантов и инвариантов, – это эмоция горя (дистресса), бросающаяся в глаза при первом знакомстве с картиной, но по-настоящему раскрывающаяся только путем долгого психолого-семиотического анализа [16; 17].

Заключение. Подводя итоги исследования, заметим, что сравнение двух версий и концепций картины «Семья акробата», позволило выявить не только отличительные черты психологической обстановки, эмоций и настроений персонажей, в частности, эмоциональной лабильности, склонностей к определенным видам переживания одной и той же всепоглощающей эмоции. Проведение семиотического анализа «земной» концепции и первой версии картины «Семья акробата, раненый ребенок» (романтизм, 1853 г.) раскрывает особенности жизни цирковых артистов. Заработок акробатов напрямую зависел от рискованности исполняемых трюков и оригинальности подачи. Ребенок, игравший опасную роль, был вынужден завоевывать расположение зрителей и обеспечивать достаток семейства вместе с родителями. Автор, наблюдающий со стороны, осуждает поступок артистов. Возможно ли было избежать трагедии? – такой вопрос задает себе автор. Проведение индексального и семиотического анализа «инфернальной» концепции и второй версии картины «Акробаты, бродячие артисты» (символизм, 1874 г.) дополняет вопрос: «И как часто такие трагедии повторяются?» Об этом могут свидетельствовать отдельные элементы картины, например, окровавленная тряпка, подвешенная на стене поодаль от отца. Так автор в дискурсе исторической живописи метафорично возводит маленькую трагедию в область общечеловеческой. Г. Доре часто сталкивался с социальным неравенством в жизни, он хотел изобразить нищету материи и духа, обнаружить в сердце позднее раскаяние. Но идентифицировать данные этико-эстетические категории непросто, именно поэтому картина за двадцать один год и претерпела значительные изменения.

Литература

  1. Варшавский Л.Р. Гюстав Доре. – М.: Искусство, 1966. – 79 с.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
  3. Дьяков Л.А. Гюстав Доре. – М.: Искусство, 1983. – 135 с.
  4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. – 480 с.
  5. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедовой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков. – М.: Искусство, 1987. – 367 с.
  6. Хорни К. Самоанализ. – М.: Академический проект, 2009. – 208 с.
  7. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. – М.: АСТ. «Философия – Neoclassic», 2020. – 512 с.
  8. Юнг К.Г. Нераскрытая самость. – М.: АСТ. Серия: Эксклюзивная классика, 2022. – 256 с.
  9. Юнг К.Г. О природе души: сборник. – М.: Рефл-бук, 2002. – 414 с.
  10. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство – М.: Рефл-бук, 1996. – 304 с.
  11. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 718 с.
  12. Юнг К.Г. Синхронистичность: сборник. – М.: Рефл-бук, 1997. – 320 с.
  13. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. – М.: Канон, 1996. – 384 с.
  14. Юнг К.Г. Тавистокские лекции. – М.: Ин-т общегум. исслед., 2020. – 268 с.
  15. Delorme R. Gustave Doré: peintre, sculpteur, dessinateur et graveur / René Delorme; photographies Goupil et Cie. Paris : Librairie d'art, 1879. – 98 p.
  16. Doré G. La famille du saltimbanque, l’enfant blessé [Семья акробата, раненый ребенок], 1853 / Artvee: public domain artworks. URL: https://artvee.com/dl/la-famille-du-saltimbanque-lenfant-blesse (accessed: 10.07.2022).
  17. Doré G. Les Saltimbanques, artistes itinérants [Акробаты, бродячие артисты], 1874 / Posterlounge: public domain artworks. URL: https://www.posterlounge.dk/p/418478.html (accessed: 10.07.2022).
  18. Doré G., 1832-1883: [Catalogue de l'Expos.], Strasbourg, Musée d'art mod. et Musée hist. à l'occasion du centenaire de la mort de Gustave Doré. Strasbour: Musée d'art mod. Cabinet des estampes, 1983. – 343 p.
  19. Freitag W. Art Books: A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed. 2nd ed. New York: Garland Publishing, 1997. – 542 p.
  20. Kaenel P. Doré, Gustave (Louis-Auguste-Gustave) / Ph. Kaenel // Allgemeines Künstlerlexikon: Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Leipzig: Saur, 2001. 572 S.
  21. Lablanc H. Catalogue de l'oeuvre complet de Gustave Doré: illustraions, peintures, dessins, sculptures, eaux-fortes, lithographies, avec un portrait et 29 illustrations documentaires. Paris: C. Bosse, 1931. – 558 p.
  22. Zafran E. Fantasy and Faith: The Art of Gustave Doré / Eric Zafran, ed. London: Dahesh Yale University Press, 2007. – 212 p.

Об авторе

Макарова Олеся Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики лингвистического образования и межкультурной коммуникации Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Гончаров Артем Сергеевич – студент направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «История» и «Обществознание» Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Макарова О.С., Гончаров А.С.Сравнительный анализ вариантов картины «Семья акробата» г. Доре (концепции 1853 г., 1874 г.). Земная мгла и инфернальный свет в контексте позднего романтизма. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).