ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Измайлова Л.В. (г. Ставрополь)

СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье описывается специфика психического развития и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Подчеркивается, что дети с нарушением зрения чаще, чем нормотипичные дети испытывают повышенную тревогу, страхи, раздражение, обиды, агрессию и другие негативные эмоциональные переживания.

Ключевые слова: психическое развитие, эмоциональная сфера, дети дошкольного возраста, нарушения зрения.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество психического развития ребенка в целом. В этой связи в современных условиях дошкольной образовательной организации детям с нарушениями зрения уделяется особое внимание.

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

В настоящее время понятие «слепой» (незрячий) рассматривается с позиции определения ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс.

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30 % из них – наследственные формы (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, ретинопатия разной степени, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия) [1].

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, – патологического течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи и др.

Состояние зрения определяет в значительной степени формирование образа внешнего мира, в соответствии с которым строится психологическая система ребенка с нарушением зрения, ее особенности, способность отразить воспринимаемый мир во всей его сложности взаимоотношений объектов и социальную жизнь людей.

Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Изменения происходят и в развитии речи, и образного, и понятийного мышления, и в ориентации и мобильности в пространстве [3, 5].

Это в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие эмоциональной сферы. Дефекты зрения сужают сферу чувственного познания и влияют на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение, а также на уровень развития отдельных видов чувств.

Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка выступают показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли [6].

В этой связи дети с нарушениями зрения нуждаются в правильно спланированной и организованной психокоррекционной помощи, ключевым компонентом которой будет коррекция эмоциональной сферы.

У детей с нарушением зрения выявлена недостаточность в проявлении эмоций. Они плохо соотносят эмоцию с выражением мимики. Для них характерно слабое понимание мимических проявлений эмоций других людей. Малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний вызывает амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.

Также отмечается, что у детей с нарушениями зрения наблюдается повышенный уровень тревожности и страхов, общая недоброжелательность, враждебность [2].

Повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Автор, выделил общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения:

  • повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
  • страх перед всем новым, необычным;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • ожидание неприятностей, неудач;
  • стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
  • безынициативность, пассивность;
  • склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
  • боязнь общения с новыми людьми;
  • неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.

Одна из основных причин развития негативных эмоций и чувств – отсутствие чувства нового, эгоизм, негативизм, формируемые под воздействием неадекватного воспитания и отношений к незрячему ребенку (гиперопека) со стороны родителей и других взрослых.

Вместе с тем и излишне строгая воспитательная тактика также формирует негативный эмоциональный фон ребенка. Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам он относит угрозы, суровые или телесные наказания, искусственные ограничения движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка с нарушением зрения и прочее.

Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт.

Также отметим, что существенной причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов [4].

Таким образом, специалистами отмечается, что существует зависимость между характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей. По мнению авторов, неудовлетворительный с психологической точки зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах сознания и подсознания. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка [2, 4, 6].

Результаты исследований показывают, что у детей с наличием зон повышенной эмоциональной напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на занятиях не собраны и невнимательны.

У незрячих детей значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие эмоции как вина, страх, обида. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми, в том числе с представителями другого пола. Исследователи, анализируя отношение детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Е.П. Ермаков рассматривая понятие эмоционального неблагополучия ребенка с нарушением зрения, определяет его как отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Он отмечает, что эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении со сверстниками и другими детьми, может приводить к двум типам поведения [1].

К первой группе относятся дети с нарушением зрения неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции данной категории детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаются слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения и т. п. Негативные эмоциональные реакции: быстро вспыхивая, быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с нарушениями зрения с устойчивым негативным отношением к общению. У них обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Для таких детей характерно обособленность, они избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателями или сверстниками.

Описанная специфика психического развития и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения позволяют подчеркнуть высокую значимость организации непрерывной психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрительных функций. Такую работу следует начинать как можно раньше, в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью, не забывая о том, что ребенок – это член семьи, а не ее центр.

Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере.

Затем, когда ребенок подрастает, психореекция продолжается в дошкольном учреждении. Там осуществляется работа различных специалистов: воспитателя, логопеда, психолога, врача-офтальмолога, которые работают непосредственно с ребенком и с его родителями.

Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в психокоррекционной работе. Налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей. Программы создаются в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе [3].

Особенностями психокоррекционной работы в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Таким образом, специфика психического развития и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения заключается в том, что у них значительно сужена сфера чувственного познания, что негативно влияет на общие качества эмоций и чувств ребенка. Они чаще, чем нормотипичные дети испытывают повышенную тревогу, страхи, раздражение, обиды, агрессию. Эмоциональное неблагополучие негативно влияет на все другие сферы развития ребенка и является следствием трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. В этой связи дети с нарушениями зрения нуждаются в правильно спланированной и организованной психокоррекционной помощи, ключевым компонентом которой будет коррекция эмоциональной сферы.

Литература

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М.: Владос, 2000. – 264 с.
  2. Евграфова С.А. «Эмоции детей дошкольного возраста с нарушением зрения» https://evgrafova-pushsolnyshko63.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – М.: Каро, 2006. – 336 с.
  4. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология – №4. – 2000. – С. 3-8.
  5. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: science-education.ru/109-8835
  6. Тимофеева С.А. Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи // Дошкольная педагогика. – 2007. – №3 – С. 36-38.

Об авторе

Измайлова Любовь Викторовна – магистрант направления подготовки Специальное (дефектологическое) образования Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Измайлова Л.В. Специфика психического развития и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен